Организации производственного обучения в УНПО
Производственное обучение в УНПО осуществляется по этапам (периодам).
- Вводный период ПРО.В этот период происходит ознакомление с профессией.
(начало 1 курса).
- Подготовительный период ПРО. На этом этапе учащиеся обучаются выполнению отдельных трудовых приемов и элементов операций, включенных в трудовой процесс по профессии
(1 курс).
- Основной период ПРО.Изучение профессии происходит путем последовательного изучения всех операций, составляющих трудовой процесс по профессии
(2 - 3 курсы)
- Заключительный этап ПРО. На этом этапе учащиеся выполняют комплексные работы, типичные для данной профессии (учебные, пробные и зачетные), которые позволяют отследить уровень квалификации выпускника
(3 курс).
- Контрольно-оценочный этап ПРО. Учащиеся выполняют практическую выпускную квалификационную работу на разряд. Демонстрируют уровень своей квалификации и профессиональное мастерство.
(конец 3 курса)
Принципы производственного обучения
- Соединение обучения с производительным трудом.
- Обучение на широкопрофильных работах с целью обеспечения мобильности выпускников.
- Всесторонний охват трудового процесса (операций) в процессе реализации содержания ПРО (программы ПРО).
- Обучение рациональным приемам выполнения трудовых операций.
- Соответствие содержания ПРО современному уровню развития техники и технологии по данному профилю деятельности.
- Рациональное применение содержания, средств, методов и форм организации ПРО.
- Соответствие результатов ПРО требованиям к выпускникам, определяемых стандартами по профессии.
- Требование обновления содержания ПРО в связи с изменением профессиональных образовательных стандартов.
Формы организации производственного обучения в УНПО
Основной формой выступает урок производственного обучения в объеме 6 академических часов, один-два раза в неделю.
Место проведения уроковопределяется в зависимости от специфики подготавливаемой профессии и периода ПРО:
· В мастерских
· Специализированных кабинетах
· Лабораториях
· В цехах предприятий
· В отделах учреждений и организаций (во время практики)
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках ПРО:
Фронтальная
Бригадная
Индивидуальная
База ПРО
- Материально-техническое оснащение мастерской, кабинета, лаборатории:
- Основное и вспомогательное оборудование;
- Инструменты и приспособления;
- Инвентарь;
- Учебная мебель;
- Учебные принадлежности;
- Оснащение рабочего места учащегося и мастера ПРО.
Рабочее место мастера ПРО | Рабочее место учащегося |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
Содержание производственного обучения
Содержанием производственного обучения выступает трудовой процесс. Какое место занимает трудовой процесс в структуре технологического процесса? Трудовой процесс направлен на управление или обслуживание технологического процесса, который, в свою очередь, является компонентом производственного процесса.
Дадим определение производственного, технологического и трудового процессов.
Производственный процесс – совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии, в учреждении для производства продукции, ремонта, обслуживания или выполнения других услуг. Производственный процесс включает технологический и вспомогательный процесс.
Технологический процесс – материальное воздействие на предмет производства, вызывающее в нем целесообразные изменения формы, размеров, свойств, пространственного положения. Совокупность способов применения, изготовления, обработки, ремонта; операции для превращения компонентов предмета производства в готовый продукт с помощью техники.
Вспомогательный процесс -действия по обеспечению возможности изготовления, осуществления, ремонта (транспортировка, контроль качества продуктов и услуг).
Технологический процесс составляюттрудовой процесс и естественный процесс.
Трудовой процесс – трудовая деятельность рабочего, охватывающая все его действия, связанные с выполнением определенного вида завершенных работ, типичных для данной профессии; направлен на обслуживание и управление технологического процесса (поддержание его режима и нормы).
Естественный процесс– изменение формы, размера, свойств, положения предмета производства или услуги в результате действия физических, химических явлений без непосредственного вмешательства человека.
Трудовая деятельность работника состоит из этапов:
1. Планирование трудового процесса.
2. Подготовка к осуществлению трудового процесса.
3. Осуществление трудового процесса по операциям, выполнение операционных или комплексных работ, типичных для данной профессии.
4. Контрольхода и результатов трудового процесса.
Структура трудового процесса включает: трудовые операции, трудовые приемы, трудовые действия, трудовые движения.
Трудовая операция –составная часть трудового процесса, направленная на достижение конкретной цели и характеризующаяся применением однотипного оборудования.
Трудовой прием – часть трудовой операции, имеющая самостоятельную, логически завершенную частную цель. В методике ПРО выделяют: приемы планирования, рабочие приемы (пуск, остановка, переключение), приемы контроля, приемы организации рабочего места.
Трудовое действие – часть трудового приема, совокупность движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека, при этом выделяют подготовительные, исполнительные, корректирующие действия.
Трудовое движение – однократное, однородное непрерывное перемещение работником тела или его частей с целью «взять», «переместить», «отпустить», «освободить», «поддержать» в определенном состоянии.
Трудовые движения бывают: короткие – длинные, горизонтальные - вертикальные, прямолинейные – радиальные, индивидуальные – совмещенные, прерывистые – непрерывные, приноровительные – решительные, рабочие и холостые, с постоянным направлением и переменным направлением.