Тема: Психологические теории учения.
Тема: Основные направления обучения
1. Основные понятия обучения, цели и задачи обучения.
2. Виды и механизмы научения.
3. Теоретические подходы к обучению
- когнитивный подход к обучению;
- деятельностный подход к обучению;
- личностно-деятельностный подход к обучению;
- структурно-функциональный подход к обучению;
- индивидуализированный и дифференцированный подходы в обучении;
- компетентностный подход в современном образовании.
4. Технологии обучения:
- традиционное обучение;
- программированное обучение;
- проблемное обучение;
- знаково-контекстное обучение
5. Концепции развивающего обучения.
Основная литература:
1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.
3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.
4. Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара, 2010. – С.386.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.
Дополнительная литература:
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. - М., 1991.
2. Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. - М., 1973.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т.2. - М., 1982. - С. 235-269.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
5. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.
6. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.
Самостоятельная работа (обязательная форма):
1. По 4 теоретическому вопросу составить таблицу:
«Технологии обучения»
Название технологии | Цели и задачи | Методы и средства | Конечный результат обучения |
1. | |||
2. |
2. Подготовьте рефераты на следующие темы:
1. Психологические проблемы развивающего обучения.
2. Общее и различное в теориях научения у отечественных и зарубежных авторов.
3. Проблема обучения и развития в психологии.
Семинар 2
Тема: Психологические теории учения.
1. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
2. Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
3. Основные принципы обучения Л.В.Занкова.
Основная литература:
1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.
3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.
4. Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара, 2010. – С.386.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.
Дополнительная литература:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
2. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.
3. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.
4. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. - М., 1982.
5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. - С. 10-67.
Самостоятельная работа (обязательная форма):
1.Подготовьте рефераты на следующие темы:
1. Психолого-педагогические проблемы усвоения знаний.
2. Психолого-педагогические проблемы обучаемости и ее диагностика.
3. Мыслительная деятельность обучающихся (возрастные и индивидуальные особенности).
2.Проведите сравнительную характеристику теорий развивающего обучения Л.В.Занкова и В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
Семинар 3
Тема: Психологическое содержание и характеристика учебной деятельности.
1. Понятие и структура учебной деятельности.
2. Основные функции учебной деятельности.
3. Индивидуальные различия в учебной деятельности.
4. Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения.
Основная литература:
1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.
3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.
4. Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара, 2010. – С.386.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.
Дополнительная литература:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
2. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. - М., 1982.
3. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.
4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.
5. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1991.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.-256с.
7. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984.
Самостоятельная работа (обязательная форма):
1.Подготовьте рефераты на следующие темы:
1. Активизация усвоения знаний обучающимся.
2. Организация контроля и оценки знаний обучающихся. Самоконтроль и самооценка.
3. Мнемотехники и рациональные приемы запоминания в процессе обучения.
4. Руководство самообразованием обучающихся.
5. Пути повышения эффективности оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
6. Пути повышения качества знаний обучающихся.
7. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.
8. Индивидуальный подход к обучающимся в процессе обучения.
Семинар 4
Тема: Мотивация учения.
1.Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
2.Формирование мотивации учения.
3.Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости.
Основная литература:
1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.
3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.
4. Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара, 2010. – С.386.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.
Дополнительная литература:
1.Бурова А.В. Мотивация учения. - Волгоград, 1976.
2.Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. - М., 1982.
3.Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
4.Мурачковский П.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - М., 1977.
5.Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1981.
6.Шаталов В.Н. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.
7.
Самостоятельная работа (обязательная форма):
1.Подготовьте рефераты на следующие темы:
1. Психолого-педагогические проблемы слабой успеваемости и пути ее преодоления.
2. Воспитывающий характер обучения в современной школе.
Самостоятельная работа на выбор:
1. Написать конспект по книге: Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. 35 экз. в библиотеке. Определить современные подходы к проблеме сохранения здоровья подрастающего поколения.