Фонематический и слоговой анализ слов
1.Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание
колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово
и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество
слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой
слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько
равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом —
кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный
«этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одно
временно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
10. Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно
образовано.
11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Вари
анты:
— слова написаны неправильно;
— слова произносятся неправильно (если ребенку трудно
выполнить задание, то в помощь дается картинка).
12. Назвать лишнее слово:
мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
13. Что изменилось в слове?
Лис — лиса — лисица.
14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо
выбрать самое длинное слово — название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов
слова.
15. Логопед показывает картинки, а дети должны показать
цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем
картинке.
16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове
с появлением новой буквы (звука)?
Низ — вниз; шил — сшил.
17. Назвать ласково: Оля — Оленька, Вова — Вовочка и т.д.
(слоговой анализ слов).
18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.
19. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества
слогов в них: рак, бак, так, банан.
20. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв)
в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное
слово и самое короткое. Объяснить значения слов.
21. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.
22. Уточнение правила переноса слов в русском языке
и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог,
состоящий из одной буквы — Аня, юла, оса и т.д. (2 слога,
но переносить слово нельзя).
Фонематический и слоговой синтез слов
1.Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА..,
КА...
2. Разгадать ребусы:
КОФ. ЛАС. КОС.
3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками:
4. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
5. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
6. «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить
картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов
в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не
правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет
смысл.
7. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом — домик, кот — ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
8. Изменить по аналогии: дом — дома, лес — ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество
слогов.
9. Дополнить слово подходящим слогом: земляни..., смороди...
10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША,
ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА,
МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА.
11. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.
12. Дописать слог в названиях изображенных на картинках
предметов: маши..., куби...
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
1. Поменять слоги местами, составить слово: рады — дыра,
сосна — насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов:
чайник + капуста = чайка малина + машина = мама
3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам:
пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.
4. Определить, какой слог пропущен: ко-...-ва; са-...-лет.
Фонематические представления
1. Разложить картинки под схемы слов:
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на
каждый «этаж» вписывать один слог):
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) — задание аналогичное предыдущему.
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог
длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор
картинок).
5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся
с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба.
7. Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...
8. Придумать слова к схемам:
КА-... (каша)
КА-...-... (калина)
...-КА-....... (рукавицы, макароны)
...-КА (ложка, ручка)
9. Придумать слова, оканчивающиеся на - ЧОК (каблучок,
сверчок).
10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов;
подарить им подарки, названия которых состоят соответственно
из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему
никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.
11. Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:
12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хорошо; ши-ши-ши — ...
13. Подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — ...
14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это?
Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить,
хватать, хватит).
В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.