Анализ результатов работы по организации коррекционно-развивающей работы во 2 классе СКОУ VIII вида.

В конце учебного года был проведён педагогический анализ результатов коррекционной работы. Основными формами диагностики являлись: педагогическое наблюдение, контрольные задания, анализ продуктивной и учебной деятельности учащихся.

Анализ результатов коррекционной работы выявил следующее:

1) у всех учащихя обнаружился некоторый прогресс в развитии пространственного восприятия (нарушение пространственного гнозиса и праксиса наблюдался в начале года у всех детей класса);

2) наблюдались успехи в развитии движений, различных видов праксиса, в т.ч. конструктивного;

3) имелись успехи в развитии графо-моторных функций;

4) учащиеся освоили оттенки основных цветов, основные формы, приёмы сравнения предметов, фигур по различным признакам

Однако по-прежнему остаются актуальными задачи по развитию зрительно-пространственного гнозиса, графо-моторных функций, произвольной деятельности, наглядно-образного и словесно-логического мышления, речевого опосредования мыслительных процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешность в обучении создаёт благоприятные условия для личностного развития учащихся, их психического здоровья, успешной социальной адаптации. Поэтому основной целью коррекционной работы с умственно отсталыми учащимися начальных является формирование функционального базиса для овладения основными школьными навыками: чтением, письмом, математикой.

В процессе составления методической разработки был проведён анализ педагогических и психологических исследований, качающих вопросов организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития. Удалось выяснить два взгляда на организацию коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе. Первая точка зрения – коррекционно-развивающая работа сливается с процессами обучения и воспитания и решается через содержание образовательных областей. Вторая точка зрения – коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на формирование функционального базиса для становления той или иной высшей психической функции и для этого необходимы специальные коррекционно-развивающие занятия.

В последние десятилетия появилось большое количество коррекционно-развивающих программ и методик, нашёл широкое применение в психолого-педагогической практике нейропсихологический подход. В рамках этого подхода было введено понятие «формирующее обучение», направленное на выявление нарушенных нейропсихологических факторов с целью дальнейшего формирования новых функциональных систем, служащих основой для становления высших психических функций, к которым относятся и основные школьные навыки – чтение, письмо, счёт.

Затруднения педагога, работающего в начальных классах СКОУ VIII вида, в обязанности которого входит проведение коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных прооцессов», обусловлены отсутствием программно-методического обеспечения этой деятельности. Поэтому каждый педагог ищет свои способ деятельности.

В нашем учреждении предпринята попытка построить систему коррекционно-развивающих занятий на основе

- диагностики, которую осуществляет педагог-психолог с целью выявления специфических школьных затруднений (причиной которых является несформированность функционального базиса основных школьных навыков);

- программы коррекционно-развивающих занятий, составленной в соответствии с теми же представлениями о формировании высших психических функций, что лежат и в основе применяемых диагностических методик (в первую очередь это представления, разработанные в рамках нейропсихологического подхода);

- методических рекомендаций к проведению коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», содержащих указания на онтогенетические закономерности развития высших психических функций, нейропсихологические факторы, входящие в их структуру. Это делает возможным применение подходов к коррекционной работе и «снизу вверх», и «сверху вниз» (по принципу замещающего онтогенеза и принципу работы над преодолением не первичных, а вторичных нарушений в структуре дефекта).

На основе данного диагностического и программно-методического инструментария удаётся целенаправленно скомплектовать группы учащихся для коррекционно-развивающих занятий с учётом структуры нарушения, в первую очередь, нарушенных функций, отобрать содержание работы с учётом закономерностей формирования функционального базиса основных школьных навыков и специфических затруднений учащихся, спланировать работу на год, обеспечить системность в подборе методов, комплексность каждого занятия и принцип концентрического построения деятельности по формированию тех или иных психических функций. Удалось привести в соответствие структуру и содержание коррекционно-развивающего занятия, сочетать на одном занятии интегративную часть программы (развитие произвольности психической деятельности, мышления и речевого опосредования) и специфическую, относящуюся к отдельным психическим процессам, входящих как структурные компоненты в большинство высших психических функций.

На примере подбора методических и дидактических материалов для развития перцептивно-гностических функций у умственно отсталых второклассников удалось показать адаптивность программно-методических материалов, необходимость и возможность их гибкого использования, а также взаимосвязь всех психических функций, необходимость включения представлений, действий в смысловые образования личности. Описанные мною методические приёмы можно использовать для работы с детьми дошкольного возраста для подгтовки к школе, а также с детьми, имеющими специфические нарушения психологического развития и парциальные нарушения высших психических функций.

Благодаря проведению коррекционно-развивающих занятий, удалось преодолеть некоторые недостатки перцептивно-гностической деятельности, зрительно-пространственного гнозиса, общей организации деятельности учащихся, несколько повысить уровень их речемыслительной деятельности, изобразительно-графических навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1989.

2. Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.

3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под реакцией В.В. Воронковой М., 1994.

4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.

5.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М., 1997.

6.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей СП.б. 1997.

7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.

8. Лурия А.Р.. Основы нейропсихологии. М., 2003.

9. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, Рит, движение. СПб, 1997

10. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М., 2004

11. Перова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов. М., 1968.

12. Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В. 2Т. М., 1989

14. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. Под ред. М. Пишчек. СПб, 2006.

15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.

16. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М., 2005.

17. Симановский А.Э. Коррекционная работа в начальной школе. Ярославль, 1994.

18. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001.

19. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995.

20. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М., 2001.

21. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма, чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.

Приложение № 1. Извлечения из программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» (автор-составитель – Головкина Т.М.)

2 класс

Наши рекомендации