Педагогическая система К.С. Станиславского её приемы, методы, упражнения

Система Станиславского – это и есть метод актерской техники, который включает в себя приемы и методы, с помощью которых были созданы упражнения для всех, кто хочет добиться мастерства в общении любого рода. Так была создана книга «Библия актерского мастерства. Уникальное собрание актерских тренингов по методикам величайших режиссеров», авторами которой являются Вера Полищук и Эльвира Сарабьян. Книга в первую очередь – для самих актеров. А также для руководителей театральных студий, абитуриентов, поступающих в театральные вузы, студентов. Все, кто профессионально занимается театром (или желает им заниматься), найдут в этой книге концентрированную практику, которая уже несколько десятилетий с успехом применяется во всем мире. Предлагаемые в ней тренинги, основанные на уникальных творческих подходах знаменитого режиссеров – Станиславского великолепное пособие для всех, кто хочет добиться мастерства в общении любого рода: публичных выступлениях, спорах, дискуссиях, лекциях и в каждодневных беседах между людьми.

Наследие Константина Сергеевича Станиславского велико и многогранно. Его знаменитая «система» завоевала весь мир и оказала громадное влияние на культурный облик эпохи. Тот облик, который мы знаем по кинофильмам, театральным постановкам и мемуарной литературе. Без всякого преувеличения можно сказать, что система Станиславского – явление эпохальное. Несмотря на то что создавалась система Станиславского исключительно как инструмент обучения актерскому мастерству, она, как всякое великое явление, вышла за рамки театральной школы. Труды К. С. Станиславского, в которых изложены теоретические и практические основы «системы», до сих пор остаются незаменимыми пособиями для психологов, администраторов, менеджеров, коммуникаторов, продавцов, всех, кто по роду своей деятельности должен быть немного актером – должен уметь на телесном уровне психологически достоверно изображать чувства и эмоции. «Система Станиславского» построена на овладении «инструментом веры». В ней нет ни одного упражнения или этюда, которые бы делались «просто так», для отработки навыка. Любое действие должно быть оправдано изнутри – то есть актер должен создать сам для себя такую правду, в которой бы он жил и действовал естественно и органично. Сценическая «вера» и «правда» были для Станиславского непременным условием работы актера, главным законом сцены. Открытие этого закона и сделало его систему столь эффективной и популярной. Но как уже было сказано, система создана не только для актеров и подойдет всем, кто хочет добиться мастерства в общении любого рода: публичных выступлениях, спорах, дискуссиях, лекциях и в каждодневных беседах между людьми. Если рассмотреть содержание «Библии актерского мастерства», которое включает в себя такие разделы:

1. Развитие внимания;

2. Воздействие. Выбор объекта общения. Установление контакта. Передача информации;

3. Эмоции, интеллект и воображение.

Также в книге описаны следующие тренинги:

1. Тренинг внимания;

2. Тренинг воспоминаний;

3. Тренинг интеллекта.

Исходя из разделов и тренингов можно утверждать что педагогическая Система Станиславского развивает интеллект, память. Так же система развивает внимание, способность к передаче информации, установлению контакта с объектом общения. Все эти составляющие неотъемлемая часть педагогической практики и широко распространены в педагогической деятельности. Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению данных тренингов и упражнений.

Наблюдение за объектами ближнего и дальнего круга:

Упражнение 3

Возьмите в качестве объекта наблюдения любой объект из вашего ближнего круга, например, чайную ложечку, и придумайте его «историю». Не ограничивайте свою фантазию, выдумывайте, творите, даже если ваша история будет похожа на сказку.

Упражнение 4

Актеры становятся друг напротив друга в два ряда. Первый делает какое-либо движение. Второй (стоящий напротив него) повторяет это движение. Третий (стоящий рядом с первым в противоположном ряду), наблюдая за вторым, делает то же движение. Так, движение, заданное первым, повторяется «зигзагом».

Упражнение 5. «Зеркало»

Это упражнение предложено Л. М. Шихматовым. Два актера становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, чти «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движение правой руки смотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое движение. У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящегося. Можно делать перед зеркалом гимнастику, причесываться, пудриться, протирать стекло, завязывать галстук, бриться и т. п. Затем участники меняются местами. (Можно поставить пустую раму и делать упражнение через раму.)

Упражнение 7

Актер ходит по комнате, за ним идет партнер. Задача партнера – повторять все движения актера, стать его «тенью». После окончания упражнения поменяться ролями.

Упражнение 9

Группа становится в круг. Каждому дается несколько букв алфавита. Ведущий задает какую-либо фразу, например, «Тиха украинская ночь». По знаку ведущего актеры начинают хлопать в ладоши – в порядке, в котором расположены буквы во фразе. Первым хлопает тот, у кого буква «Т», вторым – буква «И», и т. д. Надо передать всю фразу хлопками и не ошибиться.

Упражнение 10

Участникам тренинга показывают рисунок с множеством предметов или карту неизвестной местности. Актерам дается минута на то, чтобы запомнить расположение предметов на рисунке или населенных пунктов на карте. Затем рисунок/карту убирают. Они должны сообща восстановить правильное расположение предметов/населенных пунктов.

Точки внимания при общении с самим собой:

Руководитель дает звуковые сигналы (хлопает в ладоши или звонит в колокольчик), актеры по этому сигналу должны синхронно или по очереди:

– Менять положение тела

– Напрягать и ослаблять мышцы

– Быстро менять позы и оправдывать их изнутри

– Переносить внимание с объекта на объект

– Произносить слова роли и замолкать

Воздействие. Выбор объекта общения. Установление контакта. Передача информации:

Упражнение 23

Простые действия:

– Вытолкайте партнера за дверь.

– Возьмите книгу (воображаемую), раскройте ее на определенной странице и прочитайте партнеру фрагмент из нее.

– Поставьте стул и предложите партнеру присесть.

– Подойдите к партнеру, постойте рядом с ним, вернитесь на свое место.

– Минут пять разговаривайте с партнером о своих делах, а затем резко прервите разговор.

– Налейте стакан воды и подайте партнеру (стакан воображаемый).

– Вытрите пот с лица партнера.

Упражнение 28

«Случайно» прикоснитесь к партнеру и оправдайте свое движение какими-либо обстоятельствами. Прикосновения могут быть любого рода, например:

– Толкните партнера

– Положите руку ему на плечо

– Наступите на ногу

– Поцелуйте

– Ущипните

– Щелкните по носу

– Дерните за волосы

– Погладьте по голове

– Обнимите

Главное в этом упражнении – внезапность и непредсказуемость. Прикасаясь к партнеру, не забывайте про лучеиспускание.

Упражнение 35

Руководитель раздает каждому из актеров листочки с текстом, который они должны произнести только при помощи жестов. Актеры по одному выходят на середину, и пытаются «разговаривать» при помощи рук и мимики. Остальные стараются «прочитать» немое послание. Предпочтительнее всего брать известные всем тексты, например, короткие сказки («Курочка Ряба», «Колобок» и т. д.).

Ответное воздействие. Общение с коллективным партнером. Инструменты общения:

Упражнение 175

Репетиция в балетном училище. Несколько актеров стоят в балетных позициях. Один изображает учителя танцев, показывает движения. Другие стараются повторить за ним.


Наши рекомендации