Сущность закономерности и пр.воспитания
«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Под содержанием воспитания понимают специально отобранную и признанную обществом систему элементов объективного социального опыта человечества, которые надо усвоить и которые соответствуют поставленным целям и задачам.Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.Вторая закономерность. Единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека.Третья закономерность.Целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает кактивности,а проявляет пассивность ит.п.),непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.Принципы воспитания– это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:содержание(например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий). Нельзя в воспитаниилюдей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.
Сод.инапрпроц. воспитания
«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». Специфические черты процесса воспитания:1.Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы.2 Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.3 Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия.Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности. Важна связь с самовоспитанием.Цели воспитания: основная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности.Учитель:ставит цели воспитания,определяет содержание работы и корректирует,выбирает формы и методы воспитания,оценивает результаты.Ученик: воспринимает и осознаёт цели совместной деятельности,воспринимает информацию,активно участвует в деятельности и принимает или не принимает инициативу,оценивает свои результаты.Структура процесса восп.:Когнитивное составляющее-знания о нормах,правилах, принципах,поведенияЭмоциональное-мотивы, потребности, интерес, цели, стремления, формирование отношения к объекту. Привычные формы поведения-формирование определённых привычек.Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой. Структура: 1. Адекватная самооценка; 2. Потребность в самовоспитании; 3. Развитие мотивации (личностные, узко-социальные–семья,широко-социальные –общество); 4. Определение цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);5. Составление программы и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию программы, программа - содержательная сторона работы над собой); 6. Принятие решений (волевой аспект);7. Применение методов самовоздействия: а)методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение;б) методы самопознания (с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание)в) методы самостимулирования (с/одобрение, с/поощрение, с/наказание). 8. Мобилизация своей активности и воспитанности. 9. Итоговый самоконтроль. 10. Формирование новой адекватной самооценки.