Структура учебного процесса на основе дидактической игры
(позиция М.В. Кларина):
Создание проблемной ситуации при введении в воображаемую (игровую) ситуацию. | Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Действия учащихся по игровым правилам, развертывание игровой деятельности, игровые отношения. | Подведение итогов игры (подсчет очков, баллов и т.д.; объявление игровых результатов). Самооценка действий участников (в условном плане). | Обсуждение хода и результатов игры – игровых действий и переживаний участников. Анализ игровой ситуации, ее соотношение с реальностью. Учебно-познавательные итоги игры. |
При разработке игры с ее учебно-игровыми материалами учитель выбирает один из возможных вариантов.
Во-первых, можно позаимствовать разработку игры из литературы, периодики. Учитель корректирует, видоизменяет игру с учетом всех дидактических и методических условий, связанных со спецификой изучаемого материала, соответствия найденной игры дидактическим и методическим задачам урока, подготовленности класса к такой игре.
Во-вторых, учитель заимствует либо игру, либо игровые приемы, которые увидел в действии на уроке у коллеги в своей школе, в своем городе.
В-третьих, при разработке игр к уроку учитель может с успехом воспользоваться методикой организации коллективного творческого дела (использовать формы КТД: «бой», «эстафета», «защита», «путешествие», «лотерея» и т.д.).
В-четвертых, учитель может адаптировать к дидактически целям известные ему детские игры: психологические, интеллектуальные, коммуникативные и др.
В-пятых, можно воспользоваться некоторым алгоритмом и сочетать известные игровые приемы. Например, на уроке истории: «бой», «перестрелка», конкурс знатоков, архивариусов, картографов, «неотосланная депеша», исторический анекдот, рассказ очевидца (воина, раба и т.д.), письмо из … Древней Индии и др.
Наиболее значимые аспекты дидактической и методической подготовки учителя к уроку с использованием игры или игровых элементов.
1. При подготовке игры действия учителя предваряются этапом ориентации: учитель продумывает дидактические и методические задачи урока-игры, рассматривает учебный и дополнительный материал с точки зрения целесообразности изучения его на основе игры; подбирает, по возможности, или разрабатывает дидактический и методический материал к проведению игры.
2. При непосредственной разработке сценария игры следует помнить об известных слагаемых игры, которые необходимо положить в основу игры:
· отсутствие материальных результатов;
· сюжет игры (чаще в ролевых играх);
· воображаемая ситуация (наличие вымысла: «если бы», «как будто»);
· правила игры (негласные предписания и установленные на уроке);
· игровые действия (операции);
· состязательность и риск (в выборе альтернатив решений игровых задач);
· выигрыш (баллы, жетоны, «сердечки» и т.д.);
· «орнамент» игры (ее язык, музыкальное, художественное оформление, атрибуты и др.).
3. Учитель предусматривает предполагаемые результаты проведения дидактической игры (дидактические; педагогические).
4. Сюжет игры и воображаемая ситуация «проистекают», прежде всего, из изучаемого учебного материала.
5. Игровые действия могут быть индивидуальными или групповыми (и в сочетании того и другого); могут быть отчасти ролевыми (моделируются роли учениками), имитационными (имитируются отношения, ситуации) и др.
6. Состязательность, соревновательность и риск закладываются в игре возможностью выбирать: различные решения задач, ответы, знания, ситуации и т.п.
7. Выигрыш логически завершает игровые действия учащихся на уроке (на уроке в качестве выигрыша – символы, их наибольшее число).
8. Орнаментальные элементы игры – это некоторые атрибуты (например, песочные часы); бутафория – «Лазарет», где собрана дополнительная литература к игре; различное оформление, например, музыкальное сопровождение.
9. Учитель заранее продумывает свою роль в игре, подведение итогов, обсуждение игры.
В ходе организации учебного процесса на основе игровой деятельности учащихся выделяются следующие этапы.
Этап ориентации.
Он заключает в себе начало урока и самой игры. Учитель объявляет тему урока, возможно, напоминает некоторые знания. Он «строит мостик» от учебного материала к игре (т.е. дает характеристику предстоящей имитации на основе учебного материала); это происходит в хорошо продуманной лаконичной и яркой форме (см. уроки – в приложении).
Дидактическую цель в игре на уроке далеко не всегда следует доводить до учащихся, поскольку это может помешать ребенку включиться в игру без оглядки… «Чем искуснее разработана дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель». (Шмаков С.А.).