Организационная структура учебного процесса в исторически
сложившихся способах обучения (по М. Мкртчяну).
Структура общения | Оргформа | Способ обучения |
1. Опосредованное 2. Парная 3. Групповая 4. В паре сменного состава | 1. Индивидуальная 2. Парная 3. Групповая 4. Коллективная | ИСО=1+2 оргформы ГСО =1+2+3 оргформы КСО= 1+2+3+4 оргформы |
ИСО – индивидуальный способ обучения. ГСО – современный групповой способ обучения, сложившийся в условиях классно-урочной системы.
Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Но для того, чтобы осуществить эту деятельность, он должен:
1) изучить новую тему или выполнить новое задание самостоятельно (индивидуальная работа);
2) объяснить эту тему или порядок выполнения задания другому и выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
3) найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
4) отчитаться в выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
Таким образом, КСО обеспечивает включение учащихся во все возможные формы обучающего взаимодействия и позволяет одновременно реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.
Технология взаимообучения основывается на определенных принципах, определяющих требования к организации коллективной деятельности учащихся[47]:
1. Принцип завершенности (или ориентации на высшие конечные результаты). Сущность принципа заключается в том, что обучающийся должен знать и уметь то, что знает и умеет обучающий по изучаемому материалу, вопросу, без всяких потерь и искажений в содержании. Реализация данного принципа исключает «недоучивание», ориентирует работающих в паре на качественное объяснение и усвоение каждого учебного задания, а преподавателя – на необходимость особенно тщательной работы и проверки выполнения задания каждым учащимся на этапе «запуска» работы.
2. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний (полученное – передай: чему научился сам – научи другого). Обеспечивает завершенность обучения за счет минимизации временного разрыва между приобретением знаний и их использованием для обучения других, что создает условия для интенсивного самообучения и саморазвития каждого учащегося.
3. Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. Взаимообучение создает условия для установления гуманных межличностных отношений в учебной группе при условии ориентирования учащихся на заботу каждого о каждом, выражающуюся в стремлении помочь соученику в достижении качественного результата в учении, объяснять учебный материал доходчиво, учитывая особенности каждого.
4. Принцип обучения в соответствии со способностями каждого учащегося. При разработке и распределении заданий, создании малых групп необходимо учитывать возможности каждого учащегося, индивидуальный темп продвижения в обучении. Работа в парах сменного состава в малых группах обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к обучению, а обучающее взаимодействие учащихся с разными способностями и заданиями разного уровня сложности – взаимопощь и кооперацию, посильный вклад каждого в коллективный результат учебной деятельности.
5. Принцип разделения учебных заданий как особый случай разделения труда. Разнообразие заданий, распределение функций и обязанностей – необходимое условие эффективного взаимообучения, так как только в этом случае появляется потребность в взаимообмене знаниями и умениями, во взаимопомощи, формируется готовность к сотрудничеству в учении и в профессиональной деятельности.
6. Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Взаимообучение предполагает готовность школьников к нему, то есть развития педагогических способностей учащихся: умения объяснять, доходчиво преподносить учебную информацию другим, адаптируя ее к возможностям, особенностям каждого партнера, а также такие качества личности, как терпимость, коммуникативные и организаторские способности. Все эти свойства развиваются и формируются в самом процессе обучающего взаимодействия. Особую роль приобретает, таким образом, технология взаимообучения в становлении ученика как будущего специалиста, как наставника, способного к помощи и обучению других.
7. Принцип разновозрастного коллектива. Активное обучающее взаимодействие предполагает переход от одноуровневого, одновозрастного состава учебной группы к разновозрастной и разной по своей подготовке группе обучающихся. Реализация данного принципа в традиционном обучении затрудняется в связи с существующими правилами комплектования ученических классов. Но возможна организация интегрированных, объединенных занятий учеников разных классов по одной дисциплине, а также привлечение учащихся старших классов к обучению учеников младших классов, к работе в качестве консультантов.