Организация обучения и присваиваемые квалификации. Полное среднее образование в Великобритании включает в себя три последовательных ступени:

Полное среднее образование в Великобритании включает в себя три последовательных ступени:

- начальное образование длительностью 6 лет реализуется сначала в 2-х летних подготовительных школах, куда принимаются дети, достигшие пятилетнего возраста, и затем – в 4-летних элементарных школах;

- среднее общее обязательное образование длительностью 5 лет осуществляется в общих средних школах трех разных типов или в городских технологических колледжах (City Technology College);

- заключительный этап среднего полного образования, окончание которого дает право доступа в высшие учебные заведения, проводится в течение 2 лет в «шестом классе» (Sixth Form) среднего образования.

Таким образом, в сопоставлении с реалиями российской школьной системы 11-летнее среднее общее образование в Великобритании соответствует 9-летнему неполному среднему образованию РФ, а 13-летнее – сопоставимо с полным средним образованием в РФ.

Средняя школа Великобритании отличается большой дифференциацией обучения как по набору дисциплин, так и по глубине их подачи и изучения. Разделение учащихся на профильные потоки начинается уже в неполной средней школе и хотя повсеместно учебные планы составляются с учетом соблюдения законодательно установленного минимального образовательного стандарта, который обязательно включает английский язык, математику, предметы естественнонаучного и эстетического циклов, число часов, отводимых на них в разных потоках, оказывается различным.

Имеется три основных типа неполных средних школ: «единые» школы (Comprehensive School), «грамматические» (Grammar School) и «средние современные» школы (Secondary Modern School). Если в «грамматических» школах основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе, то для «современных» школ характерна прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации. «Единые» школы, которые являются преобладающими по охвату ими учащихся, предлагают образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими, а ориентация учащихся по профилям подготовки проводится не раньше 3-го класса этих школ.

Несмотря на указанные выше существенные различия в содержании обучения, все типы средних школ, а также городские технологические колледжи, в которых обучение носит наиболее практически-прикладной характер, выдают по завершении выпускных экзаменов одинаковое по названию общее свидетельство о среднем образовании (General Certificate of Secondary Education – GCSE). При этом содержание полученной подготовки существенно различается, что находит своё отражение в прилагаемом к выпускному свидетельству перечне изучавшихся дисциплин и особенно – в перечне предметов, по которым сдавались выпускные экзамены. Поскольку до 1988г. Свидетельством о неполном среднем образовании называлось общее свидетельство об обычном уровне образования (General Certificate of Education Ordinary Level – GCEOL), то по традиции считается, что получение современного свидетельства GCSE подтверждает изучение указанных в нем предметов на «обычном уровне».

Использование данного термина обусловлено тем, что на заключительном этапе полного среднего образования (Sixth Form) учебные дисциплины уже изучаются на повышенном или углубленном (advanced) уровне, что отражается в названии итогового образовательного документа. Этим документом является общее свидетельство об углубленном уровне образования (General Certificate of Education Advanced Level – GCEAL).

Заключительные два года английской полной средней школы («шестой класс») – своего рода переходное звено между высшей и средней школой. Её задача – дать учащемуся глубокие знания по ограниченному числу общеобразовательных предметов, связанных с его будущей специальностью, и направить его на путь самообразования. Учащиеся разделяются по отделениям. Традиционными являются гуманитарное и естественно-математическое.

Учебные планы отделения резко отличаются между сбой. Только английский язык, религия и физкультура являются обязательными для всех. Остальное время целиком посвящено занятию предметами, по которым они специализируются и намерены сдавать экзамены на повышенном уровне. Число таких предметов обычно равно трем, причем один из них является основным, два остальных – примыкающими. На их изучение в среднем отводится 2/3 учебного времени.

В результате выпускники школ получают весьма основательную подготовку по дисциплинам своей специализации, заметно превышающую уровень знаний выпускников средних школ других стран, но их знания по остальным дисциплинам, как правило, ограничены. В связи с этим при приеме выпускников английских школ в вузы для активной оценки уровня и содержания их подготовки не только их документы за Sixth Form, но и за неполную среднюю школу, т.е., совместно рассматриваются свидетельства GCSE и GCEAL.

В полной средней школе при сдаче экзаменов на общее свидетельство об углубленном уровне образования для желающих проводится параллельно с обычными экзаменами «специальный» экзамен (S-paper), который предусматривает повышенные требования к знаниям по данному предмету. Этот дополнительный экзамен, как правило, сдает небольшое число учеников; его результаты используются для поступления в наиболее престижные вузы (Оксфорд, Кембридж и другие). В свидетельстве об образовании данный экзамен обозначается как «S-paper» и засчитывается как экзамен на повышенном уровне.

Между первым и вторым годами обучения может проводиться также промежуточный экзамен – Intermediate Level Examination. В свидетельстве об образовании его результаты обозначаются как «(AS) level» (дополнительный экзамен на повышенном уровне). При оценке знаний абитуриента два экзамена, сданных на уровне (AS), обычно засчитываются за один экзамен на повышенном уровне (Al), при этом экзамены на уровне (As) должны быть по другим дисциплинам, чем остальные, обозначенные в выпускном свидетельстве.

Выпускные школьные экзамены на общее свидетельство об образовании обоих уровней подготавливаются и результаты их оцениваются независимыми экзаменационными советами включающими представителей школ и высших учебных заведений. Как правило, они функционируют под руководством того или иного университета или группы университетов, например, один из экзаменационных советов работает под эгидой Лондонского университета, другой Оксфордского и Кембриджского. Самый большой экзаменационный совет (The Joint Matriculation Board) – под эгидой пяти университетов.

Экзаменационные советы заранее публикуют требования к предстоящим экзаменам, которые служат для школ и будущих абитуриентов программой для изучения определенной дисциплины и руководством при подготовке к экзамену.

Прием в британские вузы осуществляется на основе рассмотрения документов, присылаемых абитуриентами, их оценки и конкурсного отбора. При оценке учитываются общие требования и дополнительные, предъявляемые конкретными вузами и факультетами. Решение о зачислении при отказе в приеме является прерогативой вуза.

Минимальные базовые требования для поступления на первый курс, ведущий к получению первой университетской (академической) степени бакалавра, - наличие полного общего среднего образования с соответствующим профилю будущей специальности набором изученных дисциплин и оценками, отвечающими вузовским требованиям.

Обычным условием поступления на первый курс вуза по программе бакалавра является наличие свидетельств об образовании GCEAL и GCSE, подтверждающих, что абитуриент, как минимум, успешно сдал два экзамена на повышенном уровне и, по крайней мере, при этом обязательно по другим дисциплинам – на обычном уровне. Возможна иная комбинация результатов экзаменов: три дисциплины на повышенном уровне и не менее одной на обычном.

Дополнительные требования вузов и факультетов обычно сводятся к следующим:

- дисциплины, изученные и сданные абитуриентом на повышенном уровне, должны соответствовать профилю избранной специальности;

- среди экзаменов на обычном уровне должен быть английский язык;

- желательно, чтобы все оценки на повышенном уровне были получены в одну экзаменационную сессию.

Возможны также дополнительные частные требования конкретных вузов, которые продиктованы:

- престижем определенного учебного заведения;

- популярностью специальности;

- местоположением вуза (столица или периферийный район) и т.п.

На решение о зачислении, помимо оценок абитуриента, может повлиять его характеристика, выдаваемая школой, где отмечаются общие интересы, работоспособность, поведение. Многие вузы приглашают абитуриента на собеседование, цель которого – тестирование, но часто – лишь дополнительное личное знакомство.

Документами для зачисления высшее учебное заведение могут служить также свидетельства (дипломы) технических и профессиональных учебных заведений, получаемые в результате 2-3 летнего послесреднего обучения. Среди них наиболее часто встречаются: Higher National Certificate/Diploma (H.N.C., H.N.D) и Higher Certificate/Diploma, присуждаемые Коммерческим и техническим Советом по образованию (Business and Technician Education Council, B.T.E.C).

Профиль полученной в этих случаях профессиональной подготовки должен соответствовать избираемой абитуриентом специальности. В некоторых случаях высокие оценки в Higher Diploma позволяют зачислять абитуриента сразу на второй курс, ведущий к первой университетской степени.

Высшее образование в Великобритании представлено университетами, включающими в себя наряду с традиционными факультетами и исследовательскими подразделениями также колледжи и магистерские и докторские школы. К высшей школе относятся также многочисленные автономные специализированные институты и колледжи высшего образования, которые до 1992г. относились к неуниверситетскому типу высшего образования и ограничивались подготовкой специалистов среднего звена с 2-3-летними сроками обучения, обычно завершавшимся получением соответствующего диплома или свидетельства о высшем образовании и в относительно малой пропорции – получением первой академической степени при условии выполнения дополнительных требований. После 1992г. бинарная система высшего образования в Великобритании была упразднена и неуниверситетские институты и колледжи, включая так называемые политехнические институты (Polytechnic), получили статус вузов университетского типа с правом выдачи дипломов и академической степени бакалавра профессиональной направленности. Таким образом, в настоящее время высшее образование осуществляется непосредственно в университетах или в имеющих университетский статус колледжах и институтах высшего образования.

Каждое из этих учебных заведении имеет право присваивать степени и выдавать дипломы либо от своего лица, либо от лица одной из национально признанных организаций, членом которой оно является.

Университеты (Universities). Есть ряд общих важных особенностей, характерных для всех университетов. Все они присваивают свои собственные степени, например доктор философии Шеффилдского университета или бакалавр медицины Лондонского университета. Обучение в них ведется как по образовательным программам, так и по исследовательским с присвоением ученых степеней. В университетах после получения степени бакалавра можно продолжить учебу по программе магистра и доктора. Большие университеты типа Лондонского внутри себя подразделяются на колледжи. Эти колледжи являются частью университета и дают образование по определенному кругу специальностей. В составе университета выделяются колледжи, специализирующиеся на подготовке абитуриентов к поступлению на основные образовательные программы, повышении уровня квалификации специалистов, преподавании английского языка для иностранцев.

Колледжи высшего образования (Colleges of higher education). Эти колледжи присуждают национально признанные степени и дипломы как по академическим дисциплинам (научные и инженерные специальности, бизнес), так и по профессиональным дисциплинам (например, ресторанное дело, геодезия и др.). В колледжах обычно обучаются по программам, ведущим к получению высшего национального диплома Higher National Diploma HND (профессиональная квалификация) или степени бакалавра. В колледже можно прослушать один или несколько специализированных курсов с присвоением диплома по успешно оконченным программам обучения (например, улучшить свой уровень знания английского языка и получить официальный сертификат, подтверждающий эти знания). Колледжи редко предлагают магистратуру и практически никогда - докторантуру. Многие колледжи имеют специальные подготовительные курсы, при успешном окончании которых выпускники зачисляются в университеты без экзаменов и конкурса на дальнейшее обучение, ведущее к степени бакалавра.

Высшее образование в университетах осуществляется по классической трех уровневой схеме: бакалавр – магистр – доктор со сроками обучения 3-4, 4-6 и 7-9 лет соответственно.

Степень бакалавра (Bachelor Degree). Существует несколько типов степени бакалавра, присуждаемых в Великобритании, название которых зависит от специализации обучения. Четыре основных степени - это бакалавр в области искусств ВА (Bachelor of Arts), бакалавр в области наук BSC (Bachelor of Science), бакалавр в инженерной области BENG (Bachelor of Engi­neering), бакалавр в юридической области BL (Bachelor of Law). Есть еще несколько степеней бакалавра, например в медицине и стоматологии.

По гуманитарным наукам присуждается, как правило, степень бакалавра искусств (Bachelor of Arts, B.A.), по естественным наукам – степень бакалавра наук (Bachelor of Science, B.Sc.). Однако могут быть исключения. Так, в Кембриджском университете присваивается только степень бакалавра искусств, в том числе и по естественным наукам. В ряде шотландских вузов начальной академической степенью является магистр искусств (Master of Arts, M.A.), а степень бакалавра вообще отсутствует.

В зависимости от содержания подготовки, определенного количеством и характером изучаемых дисциплин, имеется два основных вида образовательной программы на степень бакалавра. Первый вид – это программы на «проходную» (pass) или «обычную» (ordinary) степень бакалавра, предполагающие профилированное обучение по одной или двум-трем смежным дисциплинам, по которым сдаются выпускные экзамены. Второй вид – программы на степень бакалавра с отличием (Bachelor`s Honours Degree), предусматривающую углубленное изучение от одной до трех профилирующих и нескольких дополнительных дисциплин, по которым сдаются выпускные экзамены. Существуют программы, в которых обучение «с отличием» проводится только по одной или двум дисциплинам, а по остальным предметам аттестация проводится на условиях «проходной» степени.

В зависимости от успеваемости степень бакалавра может быть 1-го, 2-го или 3-го класса, а также «проходного» класса (pass).

Степень бакалавра с хорошими оценками – это обычно степень класса I и класса II(I). В зависимости от успеваемости студента присваиваемая ему степень бакалавра может быть пяти разных уровней. По разным дисциплинам практикуется своя шкала оценок: с наивысшей в 100 баллов.

Для получения в Великобритании степени класса I нужно иметь 80% от наивысшего балла:

- класса I(1) – 65%

- класса (II (2) – 50%

- класса III – 45%

Студенты с более низкой успеваемостью (35-39%) получают степень класса «pass».

В Англии и Уэльсе для получения степени бакалавра требуется три года учебы, в Шотландии - четыре. В случае, когда для получения какой-то степени требуется не только учеба, но и производственная практика (Sandwich courses), общий срок соответственно удлинится. В некоторых университетах и колледжах от тех студентов, которые предполагают получить ученую степень в некоторых специфических областях, таких, например, как искусство и дизайн, требуют вначале пройти базовый курс, а затем уже три года заниматься в избранной области.

Учебный курс, заканчивающийся присвоением степени бакалавра в таких областях, как медицина, стоматология и архитектура, может быть очень длительным - до семи лет.

Степень магистра (Master Degree). Имеются две большие группы программ, ведущих к получению степени магистра.

Это учебные программы, ориентированные на повышение профессионального уровня по одной из специализаций и программы, ориентированные на исследовательскую деятельность.

Учебные магистерские программы организованы следующим образом. После 8 - 9 месяцев лекций и семинаров сдаются экзамены, а затем студенты в течение 3 - 4 месяцев делают дипломный проект. По результатам экзаменов и защиты дипломной работы присваивается степень магистра.

Степень магистра-исследователя часто называют магистром философии М. Phil (Master of Philosophy). Чтобы получить эту степень, нужно в течение 1 - 2 лет вести под руководством старшего профессорско-преподавательского состава самостоятельную научно-исследовательскую работу. По результатам этого исследования присваивается степень магистра. Как правило, студенты не заканчивают образование на этой ступени, а продолжают свою исследовательскую работу с целью получения степени доктора (доктора философии -Doctoral or PhD Degree). В Великобритании большинство программ, ведущих к получению степени доктора, - это чисто исследовательские проекты. Никаких лекций или учебных семинаров обычно не проводится. Обычно на завершение исследовательской1 программы уходит 2 - 3 года. К концу этого периода студент должен опубликовать полученные результаты в официальных отчетах, в научных или специализированных журналах и по опубликованным материалам написать диссертацию. Степень доктора присваивается после успешной защиты диссертации.

Возможность поступления на любую программу последипломного обучения определяется результатами предыдущих достижений и, прежде всего, уровнем и качеством степени бакалавра. Так, для претендентов на обучение на степень магистра требуется наличие степени бакалавра с высокими оценками. Степень должна быть по направлению аналогичной или смежной с избираемым направлением обучения или исследований.

В случаях несовпадения профилей предшествующего и последующего обучения кандидатам может быть предложено пройти тестирование или сдать дополнительные экзамены. Практикуется также зачисление на предварительный подготовительный курс продолжительностью до 1 года.

При поступлении на программу, ведущую к степени доктора философии (Ph.D.), требуется степень магистра с высокими оценками и совпадение профиля подготовки. В редких случаях в отдельных университетах на докторские программы принимаются выпускники вуза со степенью бакалавра с очень высокими оценками. Общий срок подготовки в этом случае продлевается на 1-2 года.

Аналогичные общие требования формируются и для бакалавров, желающих пройти курс последипломной специализации и получить после 1-2 лет обучения соответствующий диплом или свидетельство (Postgraduate Diploma или Postgraduate Certificate).

Во всех случаях при поступлении на программу любого уровня окончательное право на зачисление принадлежит конкретному вузу, в который абитуриент обращается и, если вуз сочтет, что данный кандидат для него интересен и обладает необходимыми данными, он может принять его даже при несоответствии некоторым формальным требованиям.

На разных уровнях образования используются разные системы оценки достижений обучающихся. Так, в школьном образовании на выпускных экзаменах за неполную и полную среднюю школу используется буквенная шкала оценок в диапазоне от «А» до «Е» или от «А» до «G», где «А», «В» и «С» сопоставимы с оценками «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», считаются приемлемыми при поступлении в вуз, если речь идет о профилирующих предметах или о средней оценке.

В вузах наряду с буквенной (качественной) системой оценки знаний применяется количественная кредитно-балльная система, позволяющая осуществлять рейтинговое ранжирование студентов и однозначно определять средний балл итоговой аттестации. Эта система может использоваться также в переводных и накопительных целях при обучении за рубежом или в рамках непрерывного образования.

Германия

  1. Общая схема уровней образования и получения квалификаций

Организация обучения и присваиваемые квалификации. Полное среднее образование в Великобритании включает в себя три последовательных ступени: - student2.ru

2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.

Количество студентов на 10 тыс. населения  
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97)   2 млн. 300 тыс.
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО)    
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) 297 тыс.

Наши рекомендации