VIII. Подведение итогов урока.
— Ваше детство — самый яркий камешек в огромной мозаике человеческой жизни. Мир детей составной частью входит в мир взрослых. Людей, которые спешат на помощь детям, называют рыцарями счастливого детства. Они сделают все, чтобы на ваших лицах всегда сияла улыбка.
Ученик читает стихотворение.
Мы дети свободной и мирной страны.
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши и наши отцы —
За мир, за свободу, за счастье.
Мы учимся в школе, растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути.
Под небом спокойным хотим мы расти.
О. Высотская
IX. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения Ю. Коринца «Волшебное письмо»
Дата:
(Урок внеклассного чтения)
Тема. «Творчество С.В. Михалкова – его стихи, басни, сказки».
Сказка – ложь, да в ней намек...»
Цели. Познакомить детей с баснями, сказками Сергея Владимировича Михалкова; прививать любовь к книге, к чтению; активизировать словарный запас детей; развивать мышление, воображение, речь; воспитывать детей на примере сказок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Парты сдвигаются, образуя три игровых стола. Класс делится на две игровые группы.
II. Сообщение темы
Учитель. На уроках чтения вы уже многое узнали о творчестве Сергея Владимировича Михалкова, познакомились со многими его стихотворениями. А еще он написал множество басен и сказок. Сегодня мы откроем для себя новую страничку творчества Михалкова. Эпиграф нашего урока: «Сказка ложь, да в ней намек...» Кто из вас может продолжить эту строчку, заканчивающую многие известные вам сказки?
Дети. Сказка – ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.
У. А вот какие уроки мы извлечем из сказок, написанных Михалковым, зависит от нашей работы. Будьте внимательны, активны.
III. Вступительная беседа
С.В.Михалков родился 12 марта 1913 года в Москве. Отец, Михалков Владимир Алексеевич, был родом из дворян. Много работал над изучением жизни и выращиванием птицы. Мать, Ольга Михайловна, была в жизни доброй, мягкой. Она была сестрой милосердия, затем учительствовала. Семья Михалковых жила скромно. У Сергея были два брата - Алексей и Михаил. Сергей писать начал в 10 лет. Всё записывал в тетрадь. Жила семья круглый год на даче. Школа была далеко. Поэтому взяли в дом няньку-немку, Эмму Ивановну Розенберг. Она присматривала за детьми. Когда Сергею надо было идти в 4 класс, семья переехала в город. Скоро Михалкову исполнилось 12 лет, и он помогает отцу продавать книгу- “Что надо знать крестьянину-птицеводу”. Автором этой книги был его отец. Коротая вечера, Сергей Владимирович, выпускал домашний журнал. В 1927г. семья переезжает в Пятигорск. Когда Михалкову исполняется17 лет, он отправился в Москву прокладывать литературную свою дорогу. С тех пор он написал много стихов для детей, пьес, басен, сказок, занимался переводом.
Сергей Владимирович награждён за свой труд многими наградами.
Я прочту вам строки из произведений, а вы попробуете их отгадать.
Кто на лавочке сидел.
Кто на улицу глядел…… « А что у вас?»
Я сегодня сбилась с ног -
У меня пропал щенок. « Мой щенок»
Вот послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята
Их по счёту ровно пять. «Котята»
(ребята отгадывают и на доске появляются карточки с названиями этих произведений.)
У. Сергей Владимирович Михалков написал много замечательных сказок. На нашей выставке книг – только некоторые из них. Многие сказки вам знакомы. Вы их читали, смотрели кинофильмы или мультфильмы, поставленные по ним. После уроков вы сможете взять эти книги в библиотеке и прочесть их дома.
Вспомните, какие сказки о животных вы знаете. Какие персонажи в них встречаются?
Д. В сказках о животных чаще всего героями бывают заяц, лиса, медведь.
У. Опишите характеры этих героев. Как они ведут себя в сказках? Какие черты характера людей они нам показывают?
Д. Заяц трусливый, глуповатый, добрый.
– Медведь добродушный, неуклюжий.
– Лиса хитрая, ловкая, всех обманывает.
У. Этих героев можно встретить и в сказках, написанных Сергеем Владимировичем Михалковым.
IV. Самостоятельная работа
У. Сегодня мы прочитаем две сказки Михалкова. Называются они «Заяц-симулянт» и «Волшебное слово». Тексты этих сказок лежат в конвертах, на ваших столах.
Вы будете работать по плану, записанному на доске.
На доске:
ПЛАН
1. Прочесть текст.
2. Обсудить прочитанное, определить главную мысль сказки.
3. Распределить роли.
4. Поставить нужные декорации.
5. Провести репетицию.
6. Показать сказку товарищам.
Физкультминутка под музыку
Дети работают самостоятельно, учитель оказывает помощь группам в процессе выполнения задания.
V. Творческая работа
У. Внимание! У нас в классе открытие театрального сезона!
Мы увидим две пьесы, подготовленные артистами нашего класса.
Зрителей и актеров просим занять свои места.
Ученики показывают подготовленные инсценировки сказок.
– Мы посмотрели сказку, а теперь ответьте на вопросы, записанные на доске.
На доске:1. Назови главных героев сказки.
2. Опиши характер героев.
3. Назови черту характера Зайца, которая тебе не понравилась.
4. Как бы ты поступил на месте Медведя?
5. Какова главная мысль сказки?
Каждому ученику, ответившему на вопрос, учитель дает жетон.
У. А сейчас мы посмотрим инсценировку сказки «Волшебное слово».
Дети инсценируют сказку.
– Мы посмотрели еще одну сказку Сергея Михалкова. Ответим на вопросы, записанные на доске.
Ученики, набравшие по несколько жетонов, получают оценки.
VI. Итог урока
У. Сегодня вы познакомились со сказками, написанными Сергеем Михалковым. Какие уроки вы извлекли из этих сказок?
После ответов детей учитель анализирует их работу на уроке, выставляет оценки.
VII. Домашнее задание
У. Дома я предлагаю вам попробовать стать сказочниками. Прочитайте сказку Михалкова «Кто кого?», сочините для нее конец. Если кто-то захочет, то может нарисовать иллюстрацию к этой сказке или целый диафильм.
Мы еще не раз встретимся с замечательными сказками и стихотворениями, написанными Сергеем Владимировичем Михалковым.
Читать произведения С. Я. Маршака
ЗАЯЦ-СИМУЛЯНТ
Наступил как-то Медведь Зайцу на любимую мозоль.
- Ой, ой! - завопил Заяц. - Спасите! Умираю!
Испугался добряк Медведь. Жалко ему стало Зайца.
- Извини, пожалуйста! Я ведь не нарочно! Я нечаянно тебе на ногу
наступил.
- Что мне от твоих извинений!.. - застонал Заяц. - Остался я теперь без
ноги! Как я теперь прыгать буду!..
Взял Медведь Зайца и отнес к себе в берлогу. Положил на свою койку.
Стал Зайцу лапку перевязывать.
- Ой, ой! - громче прежнего завопил Заяц, хотя ему на самом деле было совсем не так больно. - Ой, ой! Я сейчас умру!..
Стал Медведь Зайца лечить, поить и кормить. Утром проснется, первым делом интересуется:
- Ну, как лапка, Косой? Заживает?
- Еще как болит! - отвечает Заяц. - Вчера вроде лучше стало, а сегодня
так ломит, что и вовсе встать не могу.
А когда Медведь уходил в лес, Заяц срывал повязку с ноги, скакал по
берлоге и распевал во все горло:
Мишка кормит, Мишка поит -
Ловко я провел его!
А меня не беспокоит
Ровным счетом ничего!
Обленился Заяц, ничего не делая. Стал капризничать, на Медведя ворчать:
- Почему ты меня одной морковкой кормишь? Вчера морковка, сегодня опять морковка! Искалечил, а теперь голодом моришь? Хочу сладких груш с медом!
Пошел Медведь мед и груши искать. По дороге встретил Лису.
- Куда ты, Миша, такой озабоченный?
- Мед и груши искать! - ответил Медведь и рассказал все Лисе.
- Не за тем идешь! - сказала Лиса. - Тебе за врачом идти надо!
- А где его найдешь? - спросил Медведь.
- А зачем искать? - ответила Лиса. - Разве ты не знаешь, что я второй
месяц при больнице работаю? Проводи меня к Зайцу, я его быстро на ноги поставлю.
Привел Медведь Лису в свою берлогу. Увидел Заяц Лису - задрожал. А Лиса посмотрела на Зайца и говорит:
- Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб? Заберу-ка я его к
себе в больницу. У меня Волк по ножным болезням большой специалист. Мы с ним вместе Зайца лечить будем.
Только и видели Зайца в берлоге.
- Вот он и здоров! - сказала Лиса.
- Век живи - век учись! - ответил добряк Медведь и завалился на свою
койку, потому что все время, пока у него жил Заяц, сам он спал на полу.
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
- Теперь я сильнее всех! - сказал однажды Заяц.
- Ну уж и сильнее? - усомнилась Зайчиха.
- Не веришь? Хочешь, я сейчас Кабану пинка дам?
- Одумайся! - испугалась Зайчиха.
- Ничего он мне не сделает! Я такое волшебное слово знаю!
Подошел Заяц сзади к Кабану и дал ему пинка. Рассвирепел Кабан. Обмерла от страха Зайчиха, глаза закрыла... А Заяц спокойно лег на землю, лапки кверху поднял и закричал:
- Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!
Задумался Кабан... Ладно, коли так... Не тронул Зайца, отошел.
- Во! Видала?! - сказал Заяц Зайчихе.
- Герой! - даже задохнулась от восторга Зайчиха. - Герой!!!
Совсем обнаглел Заяц. Ходит с Зайчихой по лесу, всем направо и налево пинки раздает... И ничего! Помогает волшебное слово!
Вот шли они как-то опушкой, видят: сидит Медведь на пеньке, морковку ест.
- Как мне хочется морковки... - мечтательно сказала Зайчиха.
- Морковки? Сейчас будет!
Подошел Заяц к Медведю, дал ему пинка и вырвал морковку.
Промолчал Медведь, только поднялся на задние лапы и взял прут.
- Стой! - закричал Заяц, повалившись на землю и поднимая кверху лапки.
- Стой! Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!
- Знаю, - сказал Медведь. - А я тебя бить и не собираюсь. Я тебя
высеку!..
И высек. Пребольно высек на глазах у Зайчихи.
Стыд-то какой!
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Кто кого
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Осталось только большой камень с дороги убрать.
— Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! — предложила Зайчиха.
— А ну его! — ответил Заяц. — Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдёт.
И остался камень лежать возле крыльца. Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
— Давай уберём камень! — предложила опять Зайчиха. — Смотри, как ты разбился.
— Охота была! — отвечал Заяц. — Стану я с ним возиться!
В другой раз вечером выскочил Заяц, опять забыл про камень — в темноте на него налетел, так расшибся, что забыл, зачем вышел.
— Говорила тебе, уберём этот проклятый камень! — взмолилась Зайчиха.
— Пусть лежит, где лежал! — ответил упрямый Заяц. Лежит камень. Бьётся об него Заяц, но камня не убирает.
А Зайчиха смотрит: кто кого? С. Михалков
Вопросы к тексту:
1) Каким, по-твоему, был Заяц?
2) Подбери слова, близкие по значению к слову «взмолилась».
________________________________________________________________
Кто кого
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Осталось только большой камень с дороги убрать.
— Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! — предложила Зайчиха.
— А ну его! — ответил Заяц. — Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдёт.
И остался камень лежать возле крыльца. Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
— Давай уберём камень! — предложила опять Зайчиха. — Смотри, как ты разбился.
— Охота была! — отвечал Заяц. — Стану я с ним возиться!
В другой раз вечером выскочил Заяц, опять забыл про камень — в темноте на него налетел, так расшибся, что забыл, зачем вышел.
— Говорила тебе, уберём этот проклятый камень! — взмолилась Зайчиха.
— Пусть лежит, где лежал! — ответил упрямый Заяц. Лежит камень. Бьётся об него Заяц, но камня не убирает.
А Зайчиха смотрит: кто кого?
С. Михалков
Вопросы к тексту:
1) Каким, по-твоему, был Заяц?
2) Подбери слова, близкие по значению к слову «взмолилась»
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Цель:обобщить знания учащихся по разделу; развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетливо произнося звуки; создавать условия для формирования навыков коллективной деятельности; содействовать развитию уважительного отношения к членам своей семьи, маленьким детям и пожилым людям.
Оборудование:плакат родового дерева
Подготовительная работа:учащиеся готовят выразительное чте-
ние стихов.
Ход урока
I. Организационный момент