Педагогика сотрудничества и процесс обучения
«Педагогика сотрудничества» является всеобъемлющим и богатейшим педагогическим обобщением, вызвавшим инновационные процессы в образовании. Название это было дано группой педагогов-новаторов 80-х гг. XX в. В их обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики.
«Педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности ученика и учителя, построенная на осознании педагогом и учащимся общности целей. Педагог и ученик в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащийся получает достаточную самостоятельность в приобретении знаний, опыта и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.
Педагогическое сотрудничество предполагает участие обоих субъектов педагогического процесса. Педагогическая обязанность каждого учителя - постоянно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Таким образом, педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся.
Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с учащимися требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога. Каждый педагог, стремящийся к овладению педагогическим мастерством, должен и может быть ее активным последователем.
«Педагогика сотрудничества» имеет характерные черты:
1.Создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии;
2.Постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса;
3.Обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха
4.Демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой;
5.Создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»; 6.Организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»;
7.Создание комфортных условий учебно-воспитательного процесса (снятие боязни провала и отрицательной оценки; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы);
8.Широкое применение педсредств, побуждающих к активной познавательной деятельности: беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, возбуждение и поддержание интереса, обеспечение положительной мотивации;
9.Объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися.
Сотрудничество и коллектив развиваются одновременно, поэтому первая задача педагога - сплотить ученический коллектив;
«Памятка учителя»: читать по лицам учащихся; видеть то, что они ждут от вас, поощрение попыток думать и делать по-своему, самостоятельно, творчески, помогать достигнуть цели, не навязывать своего мнения, не превращайте воспитание в сухие скучные, надоедливые нотации и нравоучения, ко всем учащимся относиться ровно, с едиными мерками требовательности.
20.Сущность методов проблемного обучения.
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
1 цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
2 цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся .
Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос . Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
21. Государственный стандарт системы образования: сущность и механизмы реализации.
Государственный стандарт образования − система нормативов, определяющих основы организации и деятельности образовательных учреждений страны. Разрабатывается на конкурсной основе и устанавливается в законодательном порядке. В эту систему нормативов входят: единая структура системы образования (типология образовательных учреждений); документы, обеспечивающие ее функционирование; общие требования к учебным планам и программам, а также условиям их реализации; обязательный минимум содержания образования; нормативы учебной нагрузки обучающихся; правила и формы контроля; требования к уровню подготовки выпускников.
Назначение: определение базового ядра по каждой предметной области, а также порядка организации обучения школьников на разных ступенях обучения; - обеспечение равных возможностей для всех граждан получения образования. -Единство образовательного пространства. -Обеспечение соответствия уровня подготовки требованию общества. -Сохранение психического и физического равновесия у учащихся, защита от перегрузок. -Обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях образования. Стандарт является основой для разработки базисных учебных планов и программ для объективной оценки уровня подготовки ученика и деятельности образовательного учреждения.
Структура: ГОСТ включает в себя ряд нормативных документов: 1) обязательный минимум содержания образования (перечень основных вопросов предметной области, которые образуют ядро, обязательное для изучения в рамках данной предметной области всеми учащимися); 2) требования к ЗУН учащихся (выделяется либо как отдельный документ (ст. 1999), либо как составляющая обязательного минимума (ст. 2004)); 3) в стандарте 2004 года выделяется федеральный компонент - документ, определяющий почасовую нагрузку по каждой предметной области и тематическое распределение вопросов по классам.
Основная содержательная структура ГОСТа - компоненты - это разделы, организующие обучение в соответствии с направлением (профилем) школы или класса. В состав ГОСТа входит три компонента:
- федеральный; - региональный; - школьный.
Федеральный компонент государственного стандарта, определяет базовый уровень подготовки выпускников, независимо от профиля. Уровень определяется возрастными особенностями учащихся: пропедевтический, базовый или профильный (до 6 кл., 7-9 кл., 10-11 кл.). Профили выбираются школой или классом на этапе старшей школы, где предусмотрено общеобразовательное направление (без профподготовки), а также 9 различных профилей (физико-математический, информационно-технологический, социально-гуманитарный и др.). По каждому профилю разрабатывается свой базисный учебный план, инвариантная часть которого относится к федеральному компоненту. Для федерального компонента по каждой предметной области приведено содержание, тематическое планирование.
Региональный компонент устанавливается органами управления образования субъектов федерации (Департамент образования Тульской области). Этот компонент определяется в зависимости от проблем субъектов федерации и обязателен на территории субъекта. Например, в Тульской области региональный компонент выделен для преподавания истории, литературы, географии, биологии (экологии).
Школьный компонент (компонент образовательного учреждения) утверждается школой в зависимости от существующих профилей или специализаций.