Профессиональная подготовка сотрудников.

1. В 1802 . в России впервые было создано министерство народного просвещения, и начала складываться система образования. Первыми государственными образовательными учреждениями были: приходские училища (1 год), уездные училища (2 года), губернские гимназии (4 года), университеты (3 года). В первой половине 19 века в России появился ряд общественных деятелей, просветителей культуры и педагогов, внесших вклад в развитие педагогики и дошкольной педагогики в частности (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский).

В 60-е гг. 19 века стали открываться первые платные частные детские сады, выходить специальный педагогический журнал «детский сад», начинают разрабатываться теории и подходы к воспитанию детей дошкольного возраста. Е.И. Тихеевой создается оригинальная теория дошкольного воспитания. Основные идеи этой теории: преемственность воспитания в детском саду, семье, школе; особое место отводится методике развития речи дошкольников. Огромный вклад в развитие дошкольного воспитания вносят К.И. Корнилов, Е.А. Аркин. Определяется содержание деятельности ДОУ, разрабатываются первые проекты программ в ДОУ, даются рекомендации по основам планирования деятельности через «организующие моменты».

2. В 1938 г. разработаны устав ДУ и программно – методические рекомендации «Руководство для воспитателей детских садов» (переиздано в 1954г.). в 1963 – 1964 гг. разработана и апробирована первая комплексная программа «Воспитание в детском саду». Позже в результате ее совершенствования появилась программа «Воспитание и обучение в детском саду».

Образовательная система в России объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. К образовательным относятся учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Закону РФ «Об образовании», дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Право ребенка на образование согласуется с Конвенцией о правах ребенка. Дошкольное образование как система постоянно изменяется, совершенствуется и развивается. Она постоянно выполняет социальный заказ общества, выступает в тесной взаимосвязи с семьей воспитанников. Современные ДОУ руководствуются

3. Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных ОУ. В нем определены основные задачи ДОУ:

1. охрана жизни и здоровья детей,

2. обеспечение интеллектуального. Личностного и физического здоровья ребенка,

3. приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям,

4. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для современных ДОУ характерны:

1.разнообразие их видов,

2. многофункциональность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса,

3. вариативность педагогических программ.

4. Виды ДОУ:

- детский сад,

- детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно – эстетического, физического и т.п.),

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии детей,

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур,

- детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании),

- центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

В системе образования работают детские сады: социальной поддержки для детей из малообеспеченных семей; для детей с различными нарушениями здоровья, для музыкально одаренных детей; раннего интеллектуального развития и др.

Типовым положением разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии, а также создание устава ДОУ. Все работники ДОУ проходят аттестацию. Общее руководство ДОУ осуществляет Совет педагогов, а непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляется заведующей. ДОУ несет ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов воспитания государственному образовательному стандарту.

5. Стандарт включает федеральный и национально – региональный компонент. Он определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание дошкольного образования включает следующие направления: физическое, познавательно – речевое, социально личностное, художественно – эстетическое и реализуется образовательными программами.

Выделяются две группы требований к содержанию и методам воспитания и обучения – содержательные и личностные.

Содержательныеориентируют воспитателя на отбор содержания и соотнесения с предметными областями знаний.

Личностные –задают ориентиры взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально – личностных качеств (любознательности, самостоятельности и т.п.)

Федеральный компонент стандарта не подлежит изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования.

Национально – региональный компонент отражает социально – экономические, национально – этнические, природно – климатические, культурно – исторические особенности региона, области. Например, для педагогов Северо – востока может служить региональный учебно – методический комплекс «Северячок».

В настоящее время на территории РФ в соответствии с письмом Минобразования РФ от 23.09.2002 «О новых актуальных программах по дошкольному образованию» действуют следующие программы: «Радуга», «Развитие», «Детство», «Школа 2010», «Одаренный ребенок», «Истоки», «Золотой ключик», «Кроха» и др. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. стоит задача обеспечения высокого качества образования, в том числе и дошкольного обновление массива

6. Содержание дошкольного образования направленно на:

1. развитие потенциальных возможностей ребенка,

2. системное обеспечение взаимосвязей объектов и явлений, познаваемых ребенком и выступающих в системе,

3. интегративное, мультикультурное, заключающееся в приобщении детей к собственной культуре и традициям.

4.воспитание толерантности, умение цивилизованно выражать свои чувства, высказывать несогласие и обиду,

5. обеспечение развития различных видов деятельности.

Здоровьесберегающий характер содержания образования направлен на формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом, обеспечение среды, сберегающей здоровье.

На современном этапе основным направлением развития дошкольного воспитания является переход к личностно – ориентированному взаимодействию, индивидуальному подходу, уважение личности ребенка, его прав, создание условий для развития субъективной позиции ребенка в различных видах деятельности. Содержание дошкольного образования строится на развивающем, системном, мультикультурном, деятельностном, интегративном, здоровьесберегающем подходах.

Интегративный подход предполагает формирование представлений о целостной картины мира, в его основе лежат естественно – научные, эстетические, социальные и логико – математические связи. В образовательной программе «Детство» достаточно глубоко представлен принцип интеграции.

Уникальность отечественной системы дошкольного образования заключается и в том, что по желанию родителей в детском саду ребенок может находиться целый день (12 часовое пребывание) или круглосуточно. На основе постановлений и приказов Правительства РФ проведен всероссийский эксперимент по организации новых форм дошкольного воспитания на основе кратковременного пребывания детей в детском саду включающего: группы выходного дня, адаптационные, ориентированные на подготовку к школе. (Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по сохранению и развитию системы дошкольного образования», приказ Правительства РФ от 18.03.2003 г. №898 «О создании Совета по дошкольному образованию, 2002). Модернизация системы дошкольного воспитания требует совершенствования подготовки педагогических кадров, реализации творческого потенциала педагогов ДОУ, развития личностных качеств основанных на идеях гуманистической психологии и педагогики.

7. Профессиональную подготовку кадры для ДОУ получают в педагогических колледжах, институтах, университетах. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования направлены на усвоение содержания базовых учебных программ и связаны с конкретными обязанностями специалистов (преподаватель дошкольной педагогики и психологии, воспитатель с правом преподавания иностранного языка и т.д.). по окончании учебного заведения студентам присваивается педагогическая квалификация. Педагогическая деятельность предполагает постоянное повышение квалификации и профессиональное самосовершенствование

Тема: «Программы образования и воспитания».

План:

1. Единая программа воспитательно – образовательной работы с детьми в детском саду.

2. Программа нового типа «Истоки».

3. Программа и руководство по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в детском саду «Радуга».

4. Комплексная образовательная программа «Детство».

5. Комплексная образовательная программа «Развитие»

Парциальные программы.

Наши рекомендации