УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 6
ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
Требования к компетентности:
· знать основные принципы государственной образовательной политики в Республике Беларусь и стратегию ее совершенствования; понимать сущность модернизации образования как перманентного состояния образовательной системы;
· знать нормативно-правовую базу и компоненты многоуровневой национальной системы образования, сущность его непрерывности и вариативности, типы учреждений образования на всех уровнях; уметь использовать эти знания для решения педагогических задач и самореализации себя как гражданина, профессионала, семьянина;
· знать и понимать основные тенденции развития высшего и послевузовского образования в стране, использовать эти знания для профессионального саморазвития и самосовершенствования;
· уметь выделять в образовательной сфере проблемы, в разрешение которых можно внести личный вклад; быть готовым к участию в государственно-общественном управлении системой образования.
Основная литература
1. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. №252-3 «О высшем образовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г. №171, 2/1349).
2. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. №1202-CII «Об образовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г. №2/303).
3. Закон Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. №141-3 «Об общем среднем образовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г. №108, 2/1238).
4. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб. пособие / Т.Е. Карпович – Минск: Тесей, 2007. – С. 38 – 45.
5. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук [и др.]., под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. –С. 90 – 120.
Дополнительная оитература
1. Жук, О.Л. Педагогика : учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск : БГУ, 2003. С. 104 – 124.
2. Подласый, И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. С. 316 – 331.
Основные понятия
Государственная образовательная политика – особая область политики государства, местного самоуправления. В узком смысле политика в области образования – система мер, направленных на реализацию приоритетов в сфере образования. В более широком плане государственная политика включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования.
Концепция – система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающая идея каких-либо теорий; общий замысел, главная мысль.
Современный словарь по педагогике. - С. 346.
Концепция обучения – совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а так же особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.
Современный словарь по педагогике.- С. 345.
Модернизация (франц. modernisation, от moderne - новейший, современный) – изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами, например, модернизация (обновление) технического оборудования, производственного процесса и т.д.
Модернизация системы образования – процесс формирования модели образования, отвечающей вызовам XXI века. Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, решение которой должно обеспечить достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Гуманизация – это принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса учебного заведения на основе признания личности и ученика (студента), и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод.
Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.
Харламов И.Ф. Педагогика., 2000. - С. 133.
Образование – процесс и результат усвоения обучающимися системы знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности и формирования на этой основе заданных педагогом качеств личности.
Прокопьев И.И. Педагогика. - С. 16.
Система образования – совокупность взаимодействующих государственных образовательных стандартов и программ, сети образовательных учреждений и органов управления образованием.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. - С. 446.
Система образования – это совокупность всех типов образовательно-воспитательных учреждений, осуществляющих основные принципы политики государства в области образования.
С.П. Баранов и др. Педагогика. - С. 53.
Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить; это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Харламов И.Ф. Педагогика., 2000. - С. 48.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Жук А.И., Казимирская И.И., Жук ОЛ., Коновальчик Е.А.
Основы педагогики. - С 343.
Содержание образования - это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения. Харламов И.Ф. Педагогика., 2000. - С. 137.
Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевых отношений, усвоение которой призвано обеспечить всестороннее развитие личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
Теоретические основы содержания образования
/Под. Ред. В.В. Краевского, И.Я.Лернера. – М., 1983.
Реформа – это преобразования, нововведения, теоретически аргументированные педагогической наукой и осуществляемые на практике государственной властью; это те инновационные процессы, которые приводят к смене педагогической парадигмы.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Согласно Закона Республики Беларусь «Об образовании» главной целью обучения и воспитания в Республике Беларусь выступает становление и развитие образованной, творческой, национально сознательной, нравственной и физически здоровой личности, передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры. Реализация данной цели осуществляется в рамках национальной системы образования.
Образование – это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, па подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики
Закон Республики Беларусь «Об образовании»
Слово “система” греческого происхождения и в переводе на русский язык означает “целое, составленное из отдельных частей, соединение частей”.
Система образования – совокупность образовательно-воспитательных учреждений и органов управления ими, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
Национальная система образования включает: участников образовательного процесса, образовательные стандарты, учреждения образования, государственные органы управления образованием.
Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают:
v подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;
v обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей и нравственно-правовых норм общественного поведения;
v воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.