Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами восточных единоборств
Юсупов И.И., аспирант кафедры спортивных дисциплин института физической культуры и восстановительной медицины, Казанский Федеральный Университет Казань, Россия.
Изучение и осмысление характера и закономерностей развития физической культуры общества и личности в процессе освоения культурных ценностей - практически вечная проблема, получающая конкретную интерпретацию в зависимости от этапа становления общества, трактовки соотношения социального и биологического в человеке.[1] Особое внимание в этой проблеме привлекает непосредственное освоение ценностей физической культуры подрастающим поколением, особенно в кризисные периоды развития общества, поскольку выбор человеком и социумом своего будущего лежит на пути совершенствования социального института образования и воспитания.
В настоящее время педагогическая наука, учитывая складывающиеся общественно-политические и социальные реалии, предлагает целый ряд методологически обоснованных положений, не только раскрывающих объективную необходимость в реформировании вузах в части общих основ образовательного процесса и разработки содержательных основ вузовских дисциплин, но и отражающих нацеленность самой реформы на развитие личности учащихся, их здоровья, потребностей и интересов применительно к различным сферам деятельности.
Государственная система физкультурного образования в вузах подвергается серьезной критике. Формируясь в условиях социальных ограничений, система физкультурного образования на протяжении многих лет была зарегламентированной, что не позволяло ей эффективно развиваться. Однако демократизация жизни российского общества предопределила и наметившиеся перемены в оздоровительной физической культуре. Исследования В.К. Бальсевича, А.П. Матвеева, В.И. Ляха, Е.Н. Литвинова, И.И. Сулейманова, Г.Б. Мейксона и других существенно продвинули вузовскую физическую культуру в разработке и обосновании концептуальных основ предметного содержания программно-методического обеспечения процесса становления физической культуры личности и форм его эффективной реализации в условиях вузах.
Разнообразие современных подходов к физкультурному образованию в вузе вносит значительные позитивные изменения в учебно-методическое обеспечение физкультурного образования студентов, но в то же время не в полной мере решает актуальные проблемы физкультурного образования.
Причина такого резкого снижения двигательной активности студентов скрывается как в содержании, так и в организации их физкультурного образования. Жесткая вузовская система с ее учебным планом, одинаковым для всех учащихся до окончания вуза, препятствует творческой работе педагога ФК, рассчитанной на учет, сохранение, формирование и развитие индивидуальности студентов, отсутствует возможность приобретения спортивного инвентаря, расширения материально-технической базы, увеличения учебной нагрузки, проведения дополнительных занятий физической культурой и спортом, не говоря уже о соревнованиях, чтобы хоть как-то привлечь интерес учащихся к занятиям физической культурой.
Одним из путей разрешения проблемной ситуации, связанной с катастрофическим ухудшением состояния здоровья студентов, явился относительно новый подход, основанный на концепции учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших студентов, организационная основа, которой заключается в интеграции основного и дополнительного физкультурного образования.
Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточных единоборств. Интересно, какая же ценностная и духовно-нравственная основа, привлекающая современную студенческую молодежь, лежит в основе культуры боевых искусств. Интерес к восточной традиции как культурологический феномен это фактор, который действует в виде неизменной составляющей современных духовных процессов. Корни его следует искать не в своеобразии российской молодежи, а в особенностях самой восточной традиции. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому что эта традиция сама по себе чрезвычайно многолика, богата и разнообразна.[2]
С точки зрения восточной философии, человек - звено в единой системе мирового развития, боевые искусства - часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать студентов до возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.
Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один - совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств. Также можно говорить о развитии ушу «сверху» и «снизу», что придает боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало еще государственное (военное) студенческое и народное.
Анализ проблематики показал, что восточные боевые искусства - явление очень сложное, многоликое и оценки его неоднозначны. Очевидно, однако, жизнестойкость традиции, ее необыкновенная приспособленность к разным социально-историческим и культурным условиям, при неизменной притягательности для современной цивилизации. Проникая в другие страны, утрачивают изначальную ценность и обособляются три главных направления: лечебно-оздоровительная гимнастика, спортивные единоборства и рукопашный бой.
Литература.
1. Абдульханова-Славская К.С. Деятельность и психология личности.-М., 1980.
2. Захаров Е.Н. и др. Рукопашный бой. Самоучитель.- М.:Культура и традиции, 1994