Классическое образование и его проблемы
По мере развития общества, разделения его на бедных и богатых целостность индивидуально-социальной мотивации усвоения опыта взрослых молодыми начинает разрушаться. Для молодого человека из богатой семьи, изначально обеспеченного всем необходимым для выживания, такая проблема совсем не стоит, и он не видит никакого смысла в усвоении знаний и умений, важность применения которых лично для него не очевидна. Поэтому он не понимает смысла общественных норм и культурных ценностей. Так возникает явление семейного, а затем и социального паразитизма, а с ним и проблема его преодоления. Выясняется, что естественная система семейного обучения и воспитания дает сбой из-за занятости родителей на общественной работе (объективная причина) или из-за чрезвычайной заботы родителей о своем ребенке, которая делает из него принципиального иждивенца, неспособного заботиться о себе самостоятельно (субъективная причина). Поэтому возникает спрос на учителей-педагогов, задачей которых становится сделать из избалованных детей аристократов (у других социальных слоев этой проблемы не возникает) уважаемых людей (воинов или политиков). Спрос порождает предложение. Так возникают элементы будущей системы образования – социального института целенаправленной трансляции культуры, а с ними – и традиционные проблемы, опыт решения которых порождает педагогику – набор профессиональных педагогических умений, правил, принципов и методов.
Но уже в древние века выясняется, что стихийно складывающиеся образовательные традиции не являются достаточно эффективными и не удовлетворяют общественные потребности. Дело в том, что единственным методическим приемом у педагогов того времени является принцип «делай, как я», который вполне приемлем при обучении движениям, реакциям, оценкам явлений, ориентированию в ситуации, но плохо работает, когда речь заходит о желаниях, целях, чувствах и особенно мыслях. При этом цели ребенка всегда отличаются от целей взрослых, поэтому он, как правило, сопротивляется такому обучению. Учитель же не видит в ученике равного себе взрослого, а видит глупого и непослушного маленького упрямца. Поэтому главным способом побуждения к обучению у педагогов того времени является наказание, вытекающее из ошибочного убеждения, что ученик просто не хочет делать то, что требует от него учитель. В результате разрушается коммуникация, и такое обучение чаще всего не только не решает поставленную перед ним проблему, а еще усугубляет ее: учитель становится врагом в глазах ученика. Философы Древней Греции искали оптимальную совокупность факторов такого влияния на ученика, которое делало бы из него идеального человека и образцового гражданина. Они называли это пайдейей – культурной средой, формирующей в человеке самостоятельность во всех отношениях, способность решать любые проблемы в соответствии с традициями и общественными интересами, образованность, воспитанность, любовь к искусствам, физическую культуру. Так, Платон считал, что приучать детей к нужным видам деятельности следует только постепенно (методично), чтобы не вызывать у них сразу сильной негативной реакции. Аристотель же сформулировал общие цели образования: формирование у детей интеллектуальных и практических умений, а также нравственных качеств. Поставленные цели определили в дальнейшем главную методологическую проблему педагогики: создание методов обучения, гарантирующих гармоничное соотношение этих трех моментов с учетом всех социальных и иных различий обучаемых, и в соответствии с культурно-национальными особенностями общества на каждом этапе его развития.
В Средние века, в условиях господства христианской религии, целевой фокус образования смещается на духовно-нравственное воспитание, суть которого заключалась в формировании сознательной установки на смирение, беспрекословное повиновение и служение Богу и государю. Именно в эту эпоху в монастырских школах создается систематическое и многоступенчатое образование, позволяющее на основе личных интересов учеников, отделять способных от неспособных и более способных от менее способных. Тем самым обеспечивались профессиональные и социальные потребности церкви. Единственной формой усвоения знаний становится запоминание текстов Библии и ее канонических толкований.
Революция в образовании приходится на эпоху Возрождения, когда возникает потребность в большом количестве профессионально образованных людей: этого требуют и развившиеся профессии, и экономика, и социально-правовая сфера, и политика, и бурно развивающаяся наука. Развитие культуры разделяется на две тенденции: сохранения традиций и развития. В образовании и педагогике они порождают два направления, существующие до сих пор и различающиеся в зависимости от того, что считать главным – формирование традиционных умений личности и ее нравственных качеств, или же формирование творческой ориентации на создание качественно нового. Для первого, классического, направления, поэтому важна система образования, формирующая приверженность человека к существующему социальному порядку как высшей ценности, тогда как для второго, неклассического, – способствующая личному, индивидуальному, творческому его развитию.
В рамках первого, классического, направления работал Ян Амос Коменский (Чехия, середина XVII века), заложивший основы традиционной европейской педагогики на основе идеалов Возрождения, базирующейся на принципах всеобщности, методичности и поэтапности. При этом он уделял большое внимание коммуникации, т.е. добрым отношениям между учителем и учеником, создав, по сути, концепцию, не отрывающей воспитание от обучения.
Однако развитие промышленности требовало массового, быстрого и технологичного обучения, что приводит к значительному упрощению образования. Бурно развивающееся капиталистическое производство требует не идеальных людей, а работников, имеющих простейшие навыки и способность к послушанию. Эти задачи и становятся определяющими: воспитание оказывается подчиненным обучению. Серьезный шаг в направлении технологизации системы обучения, т.е. обезличивания фигур ученика и учителя был сделан Джоном Локком. Он считал основой любого усвоения знаний не прямое принуждение, а ненавязчивое многократное и методичное повторение, в результате которого ученик должен сам осознать необходимость и неизбежность для себя усвоения учебного материала и, повторяя учебное действие, вырабатывать у себя привычку к нему. Тем самым, у ученика формируются и волевые качества, и разум, способный правильно оценивать все происходящее. При этом учитель избавляется от личного отношения к ученику: он оценивает только его способности, прилежание, послушание и успехи в учебе, т.е. коммуникация и воспитание становятся формальными, не зависящими от личных отношений и чувств. Такая система образования выглядела весьма прогрессивной, так как готовила «джентльменов» и деловых людей, и гуманной на фоне бытовавших тогда принудительных приемов обучения. Она получила распространение в Англии, отчасти в Европе, а затем и в России.
Высшей формы развития эта система достигла уже в XIX веке в Германии усилиями Иоганна Фридриха Гербарта, старавшегося соединить обучение и воспитание в рамках образования на научной основе. В эпоху бурного развития капитализма наука была признана единой основой культурности вообще, профессионализм и научная образованность стали синонимами, а учительство получило статус государственной профессии.
Чтобы сделать из ученика ученого человека, следует, по мнению Гербарта, опираться на его природную любознательность и развивать ее всеми средствами. Учителем поощрялось любое открытие, сделанное учеником самостоятельно, так как считалось, что оно стимулирует его исследовательский интерес и побуждает к учению и самосовершенствованию. Для так обучаемого человека рассудительность становится главным качеством его личности, а это значит, что проблема интеллектуального развития и воспитания решается сама собой, поскольку рассудительный человек в любой ситуации найдет правильное решение, и будет поступать правильно. При таком образовании на основе природной любознательности интеллект развивается неограниченно, обеспечивая человеку всесторонность его сознания и личности, активность, нравственную принципиальность, жизненную успешность.
Система Гербарта долго оставалась ведущей в образовании Европы и Америки. Но бурное развитие промышленности в XX веке, исчезновение традиционных профессий и формирование других требует иных знаний и умений. Возникает потребность не только и не столько в сведущих в науках людях, но в организаторах производства, бизнесменах, финансистах, вообще – в умеющих применять научные знания на практике: инженерах, техниках, рабочих. Ответом на этот общественный спрос стала в Америке педагогическая система Джона Дьюи, который смысл образования вообще видел в формировании социально и экономически свободного и предприимчивого человека, для которого работа на себя и на общество – равнозначны. Это означало, что образование следует переакцентировать с научного творчества на практическую деятельность, ибо только те знания заслуживают усвоения, которые являются целостными, актуальными, предметными и дающими прагматический результат. Ребенку следует давать не просто знания, но, прежде всего, учить действовать, используя знания, – только в этом случае он сможет самостоятельно строить свою жизнь, достигать успеха и занимать достойное место в обществе (что обеспечивает естественную мотивацию к учебе с его стороны).