И профессиональных общественных организаций
Особенности и преимущества учреждений постдипломного педагогического образования | Особенности и преимущества общественных организаций |
· Обладают высокопрофессиональными кадрами, способными осуществлять научное и методическое руководство; · Имеют собственную сформированную корпоротивную культуры, позитивные элементы которой могут быть использованы ОО; · Используя определенные образовательные стандарты, являются признанными центрами сертификации образовательных продуктов, что обеспечивает их спрос; · Обладают опытом стратегического планирования, что помогает в уточнении и позиционировании более узкой деловой стратегии; · Как правило, проводят маркетинг ряда целевых групп и обладают полезной информацией; · Обладают технологиями и традициями продвижения своего имени, имеют узнаваемый бренд; · Обладают материально-технической базой; · Могут предложить целевой аудитории более широкий спектр образовательных услуг | · Автономность существования обусловливает работу на высокопроизводительном, конкурентноспособном уровне; · Способны обеспечить эффективный образовательный маркетинг определенной целевой группе; · Являются выразителями интересов достаточно больших профессиональных и других социальных групп; · Более гибкие по структуре и быстрее определяют проблемы, требующие безотлагательного решения; · Легко контактируют с представителями других секторов общества и организациями разных рангов и направлений деятельности; · Поддерживают тесные контакты в ОО из других регионов (создают «сети» организаций); · Узкая специализация позволяет в короткие сроки реализовывать конкретные проекты, готовые к внедрению; · Владеют механизмами информирования и рекламы определенной целевой группы; · Имеют опыт продажи своих образовательных услуг; · Как правило, имеют опыт привлечения различных средств, получения грантов из различных источников (в т.ч. зарубежных); · Сочетают образовательную и практическую деятельность |
Таким образом, мобилизация профессионально-личностных и социально-организационных ресурсов, различных по форме и масштабам, неформальных эколого-образовательных сообществ педагогов способствует: развитию системы непрерывного экологического образования,обеспечениювысокого уровня профессионализма педагогов-практиков, развитию массовой педагогической практики, формированию экологической культуры социума в целом и отдельных территорий, становлению гражданского общества.
Заключение
Отличительной особенностью ЭО является то, что процесс его становления характеризовался проникновением во все сферы жизнедеятельности общества: образование, науку, политику, управление, культуру, экономику, образ жизни каждого человека.
Неформальные профессиональные сообщества педагогов и другие сообщества в области ЭО, прошли длительный путь формирования и развития. Значительная численность и многообразие свидетельствуют об устойчивости и востребованности их как необходимого ресурса экологического образования и просвещения.
Эколого-образовательные общественные организации обладают существенным потенциалом профессионально-личностного и социального развития педагогов в области ЭО за счет:
§ организационно-правовой основы деятельности на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности, свободы и гласности;
§ создания устойчивых педагогических сообществ со своими характерными признаками, традициями, общими событиями;
§ высокого авторитета ОО, обеспечиваемого профессионализмом «ядра» сообществ и профессионалов-новаторов;
§ организационной структуры ОО, позволяющей привлекать к эколого-образовательной деятельности широкий круг педагогов-практиков;
§ активной разнонаправленной образовательной проектной деятельности ОО и привлечения широкого круга участников за счет свободы выбора, социального взаимодействия, сетевых структур организаций, развития виртуальных сетей.
Неформальные эколого-образовательные сообщества способствуют развитию системы непрерывного экологического образования,обеспечениювысокого уровня профессионализма педагогов-практиков, развитию массовой педагогической практики, формированию экологической культуры социума в целом и отдельных территорий, становлению гражданского общества.
Перспективы развития системы непрерывного экологического образования связаны с поиском эффективных моделей взаимодействия формального и неформального ЭО.
Литература
1. Алексеев С.В. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования: Монография. – СПб.: СпецЛит, 2001. – 205 с.
2. Андрагогика постдипломного педагогического образования: Научно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Cухобской. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 196 с.
3. Бандурина И.П. Методические проблемы организации деятельности экологических сетевых организаций как средства социального контроля в экономике // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2009. № 4. - С. 87-93
4. Барский И.Э. Возможные модели и принципы устойчивого партнерства вузов и НКО // Партнерство экологических организаций и вузов. – СПб.: «Борей Арт», 2002. – С. 64-69.
5. Болотова А., Тысячнюк М., Воробьев Д.. Анализ и классификация экологических неправительственных организаций Санкт-Петербурга // Экологическое движение в России: Сб. научн. статей / Под ред. Е. Здравомысловой, М. Тысячнюк. СПб.: ЦНСИ, 1999. Труды. Вып. 6. - С. 13- 32.
6. Букина Н.Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. – 208. - № 3 (16). – С.3-9.
7. Васильев В.С., Писарев В.Д., Хозин Г.С. Экология и международные отношения. Проблемы окружающей среды в мировой политике и экономике М.: Международные отношения, 1978. - 237 с
8. Веремейчик Г. Неформальное образование в зеркале европейской образовательной политики // Адукатар. – 2008. - №2(14). – С. 21-25.
9. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена: Монография. СПб.: СПбАППО, 2008. 155 с.
10. Гущина Э.В. Возможности неформального профессионального образования педагогов в области окружающей среды // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч. Ст. / под ред. И.И. Соколовой. – СПб.: Учр-е РАО ИПО, 2010. – С. 416-424.
11. Гущина Э.В. Профессиональное сообщество как ресурс развития системы постдипломного экологического образования педагогов (социально-педагогический анализ): монография. – СПб.: СПб АППО, 2012. – 170 с.. – (Научные школы академии).
12. Давыдова С.И., Мардарь И.Б., Усачева О.А. Лидеры и сети современных экологических движений // История и современность. – 2008. - № 2. – С.117-127.
13. Добрецова Н.В. Ключевые проблемные «точки» социального партнерства в образовании для устойчивого развития и варианты их преодоления // Социальное партнерство в экологическом образовании в интересах устойчивого развития: Сборн. матер. Пленума совета по пробл. экологич. образов. при Президиуме РАО. – СПб., 2008. – С. 20-26.
14. Ермаков Д.С. Партнерство для повышения эффективности экологического образования // Партнерство экологических организаций и вузов. – СПб.: «Борей Арт», 2002. – С.34-40.
15. Ермолаева П.О. Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов (кросс-культурный проект). - Дисс… канд. социл. наук. - 22.00.04 – Казань, 2011. – 285 с.
16. Жалько Ю.В. Концептуализация понятия социальные ресурсы // Материалы II международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества – будущему России». – Т.2. Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 200. – 166 с.
17. Здравомыслова Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений // Социологические исследования. - 1990. - № 7.- С.90-98.
18. Колесникова И.А., М.П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
19. Кондаков А. М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Москва, 2005. - 322 с.
20. Макареня А.А., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации //Человек и образование. 2011. - № 4(29), С. 59-63.
21. Мамедов Н.М. Социальное партнерство как предпосылка устойчивого развития // Социальное партнерство в экологическом образовании в интересах устойчивого развития: Сб. матер. Пленума совета по пробл. экологич. образов. при Президиуме РАО. – СПб., 2008. – С. 39-41.
22. Мацкевич В. Без формы не удержать содержания (Сила и слабость неформального образования) // Адукатар. 2009. № 1(15). С. 10-13.
23. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. // [электронный ресурс] Институт неформального образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zicerino.com/ (дата обращения: 05.09.2012).
24. Москвин Д. Е. Организация неформального и информального образования современного политолога / Д. Е. Москвин // Без темы. – 2009. – № 2(12). – С. 18-22.
25. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.
26. Онушкин В.Г. Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб. Воронеж, 1995. 231 с.
27. Приветствие руководителя Федерального агентства по образованию Н.И.Булаева ко Дню знаний. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/td/ofviz/10890/
28. Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992-2002 годах: Информац.-аналитич. обзор. – М.: Государственный центр экологических программ, 2002. – 448 с.
29. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. – М.: МНЭПУ, 1993.
30. Роль общественных организаций в развитии гражданского общества. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-138798.html.
31. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология». – М.: АПКиПРО, 2004
32. Справочник экологических и природоохранных организаций, пользователей электронной почты. – М.: Сеть Священной Земли, 1997. – 137 с.
33. Теория «мобилизации ресурсов», или организационный подход (Институт социально-политических исследований). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispr.ru/v-mire/rossiya/klyutchi-k-ponimaniyu-sotsialynh-dvizheniy/teoriya-mobilizatsii-resursov-ili-organizatsionny-podhod.html
34. Федоров А.В., Степанено В.С., Фролов А.Н. Российское природоохранное движение 2007 (крупнейшие экологические объединения России межрегионального уровня). – М., 2007. – 140 с.
35. Федоров А.В., Усачева И.И. Российское природоохранное движение 1999 (экологические международные, общероссийские и межрегиональные объединения, зарегистрированные в Минюсте России, крупнейшие региональные объединения). – М.: РЭФИА, 1999. – 120 с.
36. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодежи. – М.: УЦ Перспектива, 2009. – 196 с.
37. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании / Майкл Фуллан; [пер. Е.Л. Фруминой]; Моск. высш. шк. социал. и экон. гаук. – М.: Просвещение, 2006. – 272 с.
38. Церцек Н.Ф. Создание системы всеобщего непррывного экологического образования в Российской Федерации // Отечественный и зарубежный опыт образования области окружающей сред: Материалы междунар конфер. / Под ред. С.В. Алексеева – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – С. 24-25.
39. Цирульников А.М., Русаков А.С., Эпштейн М.М. Инновационные комплексы в сфере образования: рекомендации по созданию и управлению. Взаимодействие исследовательских групп и профессионально-педагогических сообществ, образовательных учреждений и органов управления по вопросам модернизации образования. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, М.: Издатель А.М. Кушнир, 2009. – 224 с.
40. Чугаев К. А. Социальное партнёрство как условие обеспечения качества начального профессионального образования. Диссер. … канд. пед. наук 13.00.08. - Новосибирск . – 181 с.
41. Чучкевич М. М. Сетевые организации: генезис, структура, управление: Дис. … канд. социол. наук. –М., 1999. – 137 с.
42. Щедровицкий П.Г. Инновационный потенциал профессионального сообщества // Со-Общение, 2006, №2.
43. Яницкий О.Н. Россия: экологический вызов (Общественные движения, наука, политика). Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. – 328 с.
44. Castells M. High technology and the new international division of labor. –NY: Labour Studies, 1989. – 218 с.