Альтернативные концепции содержания образования.
В отечественных изысканиях выделяются школа «диалога культур» В.С.Библера. В трудах В. Библера тема диалога истолковывается как диалогическая настроенность на взаимодействие противоположностей. Комуникативная этика Хабермаса предполагала, что в диалоге рождается истина, которая и оказывается основой понимания. Образование в Школе диалога культур ориентировано не просто на человека знающего, образованного, но на человека культуры: на особый тип разумения, художественной восприимчивости, нравственного сознания, насущный на рубеже XXI века. Несколько лет В. Библер с коллегами проводил в Москве общесоюзные конференции учителей по проекту Школы диалога культур. Помимо общей концепции, В. Библер в сотрудничестве с коллегами разработал основы программы Школы диалога культур. На основе этих разработок некоторые учителя организовали экспериментальные классы, в которых обучение велось по этой программе.
Также концепции образования, стержнем развития которых является личностно-гуманный подход (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили)
Многолетние экспериментальные исследования оценочной основы педагогического процесса, проводимые ученым, показали, что отметки вызывают у учеников неадекватные реакции, нарушают учебно-познавательную деятельность, приводят к расслоению ученических коллективов на "хороших" (отличники), "средних" (троечники) и "слабых" (двоечники): "Отметки являются инструментом не столько дидактическим (как, например, тот или иной метод или принцип обучения), сколько социальным. В них кристаллизуется сущность социальных отношений школьника" [Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - С. 133]. Разрыв коллективных связей приводит к затруднению эмоциональной жизни школьников, их нравственного и социального становления. "Отметка, призванная сугубо условно выражать уровень знаний, умений и навыков учащегося, - заключает педагог, - в действительности превращается в характеристику его личности в целом, влияя на все сферы его жизни и регулируя его отношения и общения" [Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990, С.41]. Более того, в традиционной педагогике, как подчеркивает Ш.А.Амонашвили, оценка и отметка не вносят в процесс обучения мотивацию к познавательной деятельности, теряют для ученика личностный смысл, поскольку обучаемый лишен возможности контролировать и оценивать результаты своего учения.
Для развития личности, активизации умственной деятельности ученика важно научить его оценивать свое продвижение вперед, находить источник своего стимулирования. Таким образом, оценочная деятельность ученика должна быть органической частью целостного процесса учения. Это приведет его к действительно содержательной самооценке и самокритике: "...через внешний результат своей деятельности он будет анализировать свои успехи и неудачи, достижения и пробелы" [Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.-С.41-42]. Основными компонентами этого процесса являются следующие: осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи; построение плана ее разрешения; практическое разрешение задачи; контроль над процессом разрешения задачи; оценка результата в соответствии с эталоном; постановка задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков. По мнению педагога, выпадение любого из этих компонентов делает учебную деятельность неполноценной.
В процессе обучения учитель формирует у учащихся умение оценивать свои знания. Данный принцип содержательной оценки учитель развивает с помощью многообразных средств и приемов в условиях коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельности, используя для этого, в частности, определенные эталоны (образцы) выполнения образовательных задач, а также выработку общественного мнения о коллективных оценках. У школьников закладывается фундамент потребности в знаниях, вырабатываются реальные жизненные мотивы их усвоения. Для учеников главным становится не отметка сама по себе, а отношение к знаниям, жизни. Обучение на содержательно-оценочной основе приобретает новый смысл: упразднение отметок пятибалльной системы исключает отрицательные эмоции учеников.
Надо сказать, что Амонашвили не отказывается и от положения педагогики В.А.Сухомлинского о необходимости создания в классе и школе высокого интеллектуального фона (см. 2.1.2.), в чем, с нашей точки зрения, также прослеживается преемственность идей гуманистических концепций.
Такая организация обучения возможна лишь на основе выработанного у учащихся доверительного отношения к учителю, сотрудничества с ним и развитой у детей веры в свои силы, а также при условии, что учитель "проживает обучение" вместе с детьми, веря в способности детей, ведет их к успеху через преодоление познавательных задач высокого уровня трудности.
Осмысливая свой педагогический опыт, Ш.А.Амонашвили отмечает, как велика роль учителя в становлении личности ребенка. Эта проблема отражена в терминологической подсистеме, доминантой которой выступает термин-понятие Учитель. Термин и понятие Учитель педагог ставит в ряд центральных понятий в своей системе, уделяет анализу работы учителя, подготовке и становлению его профессионализма большое место.
Обратимся к тому смыслу термина, который видит в нем Ш.А.Амонашвили: "Суть смысла понятий Учитель и Ученик заключена в их едином ядре - УЧ, которое, со своей стороны, несёт в себе два начала; У и Ч. Первое начало У: Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух (сравните: Чело-Век, т.е. Дух, преходящий Веками). Исходя из этого, получается, что понятие Учитель имеет такую смысловую основу: Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. Соответственно понятие Ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. С этой точки зрения следует осмыслить также понятия: Учение, Учить, Учиться, Обучать, Учебник и т.п.". [Амонашвили Ш.А.Школа Жизни. - С. 80].
Новаторские школы, положившие в основу идею сотрудничества педагога с учащимися. Интерес ряда педагогов и психологов вызывает известная в мире Вальдорфская школа. Возникшая в 1919 г. она привлекла новую волну интереса во всем мире, в том числе в нашей стране. Основателем школы был известный антропософ Р. Штейнер, разрабатывающий учение о человеке и духовном познании мира.
Воспитание, по Р. Штейнеру, – средство привести духовное в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил. Вальдорфская школа открыто противостоит традиционной, строящейся на естественнонаучных началах, – ее содержанию, методам и приемам обучения. Стремясь вызвать и культивировать духовные импульсы и переживания, педагоги этой школы придают особенное значение экспрессивным методам обучения и воспитания. Ученики много времени занимаются искусством, художественными ремеслами, общению с живой природой и т. п. Результатом такого воспитания становятся личности, ориентированные на глубокое, эмоционально прочувствованное духовное отношение к природному миру и к окружающим людям. Однако многие отмечают, что это может затруднить их адаптацию в обществе.