Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 9 страница
В связи с обозначенной целью тифлопедагогика решает следу-
ющие задачи:
выявление основных закономерностей в области обучения,
воспитания и развития людей, имеющих нарушения зре-
ния, установление связей этих процессов с коррекционно-
педагогической работой по преодолению недостатков пси-
хофизического развития и профилактике их возникнове-
ния;
комплексное клинико-генетическое, психологическое и пе-
дагогическое изучение детей и взрослых, находящихся в ус-
ловиях зрительной депривации, выявление структурно-функ-
циональных нарушений в организме, прямо или опосредо-
ванно связанных с нарушениями зрения, установление пси-
хофизических и сочетанных нарушений развития;
изучение условий формирования и всестороннего разви-
тия личности, находящейся в условиях зрительной депри-
вации;
определение и уточнение роли сохранных анализаторов в ста-
новлении познавательной деятельности при различных фор-
мах зрительных нарушений и разработка педагогических при-
емов, обеспечивающих ее развитие;
определение содержания коррекционно-педагогической ра-
боты, нахождение эффективных приемов и способов ее осу-
ществления при различных формах организации учебно-вос-
питательного процесса;
разработка требований к специальным средствам коррекции
вторичных отклонений в развитии и компенсации зритель-
ного дефекта, к наглядному и раздаточному дидактическому
материалу, специальным пособиям, к тифлотехническим
средствам обучения; создание, совершенствование и моди-
фикация пособий и учебного оборудования;
поиск, создание и подтверждение практикой эффективных
приемов, методик обучения и воспитания детей и взрослых,
имеющих нарушения зрения;
теоретическое обоснование и осуществление индивидуаль-
ного, дифференцированного и личностно ориентированного
подходов к учащимся (детям, подросткам) с нарушениями
зрения в ходе учебно-воспитательного процесса, организа-
ция этой работы с учетом зрительных возможностей обучаю-
щихся, характера и времени появления зрительных наруше-
ний, сопутствующих заболеваний и сочетанных нарушений
развития;
разработка и обоснование специальных эргономических, ги-
гиенических и офтальмо-педагогических рекомендаций с уче-
том клинической картины заболевания органа зрения, опре-
деление на этой основе зрительных, тактильных, общефизи-
ческих нагрузок и рекомендаций по структурному построе-
нию занятий;
- изучение путей и возможностей интеграции слепых и слабо-
видящих в общество, определение содержания, форм и ме-
тодов трудового обучения и воспитания, социально-трудо-
вой адаптации, профессиональной ориентации, подготовки
их к жизни и труду;
- определение типов и структурного построения специальных
образовательных учреждений для детей и взрослых с различ-
ными нарушениями зрения, разработка нормативно-методи-
ческих документов, рекомендаций и реабилитационных про-
грамм.
3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения
Восприятие мира с помощью зрения осуществляется благода-
ря сложной системе различных взаимосвязанных структур зри-
тельного анализатора, что позволяет человеку ориентироваться в
пространстве, воспринимать форму, размер, цвет предметов, ви-
деть их на разном расстоянии при различной их освещенности.
В зрительной системе вследствие воздействия неблагоприятных
факторов могут возникать различные нарушения. Под зрительны-
ми нарушениями (дефектами зрения) подразумевается количествен-
ная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне
повреждений различных структур зрительного анализатора.
Причины возникновения нарушений в зрительной системе весь-
ма разнообразны. По своему происхождению нарушения зрения
могут быть врожденно-наследственными и приобретенными. В свою
очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обу-
словлены причинами наследственного характера (наличием не-
благоприятных генетических факторов, хромосомной патологи-
ей), но могут быть и детерминированы различными отрицатель-
ными воздействиями на плод в период внутриутробного развития
и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и
родовыми травмами, нарушением питания плода и др.).
Приобретенные нарушения зрения могут оказаться следствием
перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм,
опухолей, инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита,
гриппа, туберкулеза и др.). Кроме того, значительные нарушения
зрения вызываются заболеваниями глаз.
По распространенности причин возникновения нарушений
зрения у детей в качестве приоритетного фактора выступает врож-
денно-наследственная патология (более 80% случаев), в то время
как приобретенные нарушения зрения составляют приблизитель-
но 20% случаев.
И то, и другое могут вызывать заболевания прозрачных и пре-
ломляющих сред глаза, сетчатки, зрительного нерва, поражения
зрительных зон мозга и т.д. (первичные соматические нарушения),
что, в свою очередь, неизбежно приводит к возникновению вто-
ричных функциональных отклонений (снижению остроты зрения,
сужению или выпадению частей поля зрения, нарушению свето-
и цветоощущений). Наличие же вторичных функциональных от-
клонений оказывает негативное влияние на развитие ряда психи-
ческих процессов, таких, как ощущение, восприятие, представ-
ление.
Различают прогрессирующие и непрогрессирующие наруше-
ния зрительного анализатора. При прогрессирующих нарушениях
(глаукома, миопия, гиперметропия и др.) происходит постепен-
ное ухудшение зрительных функций под влиянием патологиче-
ского процесса.
К непрогрессирующим нарушениям зрительного анализатора
относятся некоторые врожденные его пороки (например, астиг-
матизм). Причинами дефектов такого характера могут оказаться
последствия некоторых заболеваний и глазных операций.
Дефекты зрения характеризуются как по характеру нарушения
(бинокулярный, монокулярный, монокулярно альтернирующий,
одновременный), так и по степени потери зрения (слепота, сла-
бовидение) и проявляются в виде нарушений различных зритель-
ных функций.
К основным зрительным функциям относятся: острота зрения,
поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное
зрение, глазодвигательные функции. Каждая из них формирует-
ся прижизненно и достигает своего максимального развития к
определенному возрасту. Зрительные функции в соответствии с
возрастной эволюцией претерпевают бурное развитие в младен-
ческом и раннем возрасте, которое продолжается и в дошколь-
ном и школьном возрастах (Е.И.Ковалевский, Э.С.Аветисов и
др.). Так, например, функция светоощущения достигает своего
максимального развития лишь к 20-летнему возрасту (В.В.Вол-
ков, А. М. Шамшинова).
Острота зрения, являясь функцией центрального зрения, име-
ет огромное значение как для познавательной, так и для практи-
ческой деятельности человека, обеспечивая различение форм мел-
ких деталей и опознание предметов. Под остротой зрения подра-
зумевается способность глаза видеть раздельно две святящиеся
точки при минимальном расстоянии между ними. Ее мерой слу-
жит тот минимальный зрительный угол, при котором можно оце-
нить еще различимые глазом пространственные величины
(В.В.Волков). Острота зрения обозначается десятичной дробью
(0,2; 0,3 и т.д.). За нормальный ее показатель принимается спо-
собность глаза различать детали объекта под углом зрения, рав-
ным одной минуте, что свидетельствует о наличии остроты зре-
ния, равной 1,0. Однако минимальной достаточной остротой зре-
ния при работе вдаль принято считать величину 0,8; для чтения
газетного шрифта с расстояния 30 см минимальная острота зре-
ния составляет 0,5.
Снижение остроты зрения может быть вызвано нарушениями
оптического (дефекты оптики глаза: аметропия, помутнение или
дистрофические изменения его оптических сред) и сенсорного
характера (расстройства механизмов световосприятия и обработки
зрительных образов, обусловленные заболеваниями сетчатки, зри-
тельного нерва и головного мозга).
Снижение остроты зрения может вызвать слепоту или слабо-
видение. Слепота — это отсутствие или снижение зрения, при
котором невозможно или значительно ограничено зрительное вос-
приятие окружающего. Под слабовидением понимаются разные
степени нарушения центрального, периферического и цветового
зрения (как в отдельности, так и в их совокупности), затрудняю-
щие стабильное качественное получение и обработку зрительной
информации, значительно осложняющие познавательную и прак-
тическую деятельность человека.
Снижение остроты зрения до слепоты и слабовидения отрица-
тельно влияет на процесс узнавания предметов и изображений,
на скорость зрительного восприятия, что, в свою очередь, нега-
тивно сказывается на формировании предметных и пространствен-
ных представлений, развитии образного мышления, регуляции
движений, их точности, координации, соразмерности.
Основными клиническими формами слабовидения являются
нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома и др. Рас-
пространенность слепоты и слабовидения среди населения России
в настоящее время довольно велика. Так, по данным Е.С.Либ-
ман, Е.В.Шаховой, распространенность слепоты и слабовидения
на рубеже XX и XXI вв. составила 28,8 человек на 10 000 предста-
вителей взрослого населения. Авторы отметили тенденцию значи-
тельного роста зрительных нарушений в детском возрасте.
Поле зрения является функцией периферического зрения и из-
меряется в градусах. Под этим понятием подразумевается простран-
ство, все точки которого одновременно видны при неподвижном
взгляде одним или двумя глазами, что необходимо для ориенти-
рования в пространстве и обнаружения предметов. В норме поле
зрения двумя глазами (с соотнесением одновременно полученных
двух изображений в единый зрительный образ) для белого цвета
по горизонтали составляет 180°, а по вертикали — 110°.
Серьезные нарушения поля зрения, которые так же, как и сни-
жение остроты зрения, ведут к слепоте и слабовидению, могут
быть связаны как с выпадением различных его участков (ското-
мы), так и с сужением границ поля зрения (монокулярным или
бинокулярным). Эти нарушения, снижая скорость, точность и це-
лостность восприятия, создают затруднения как при ориентиров-
ке в большом и малом пространстве, так и при выполнении раз-
личных видов деятельности.
Светоощущение, или световая чувствительность, являясь наи-
более ранней функцией органа зрения, представляет собой спо-
собность зрительной системы различать световые раздражители.
Эта способность ребенка воспринимать свет с первых дней жизни
оказывает стимулирующее влияние на развитие зрительной сис-
темы в целом и служит основой для формирования всех ее функ-
ций. Световая чувствительность глаза проявляется в виде абсолют-
ной (величина минимального светового раздражения, которое
может быть воспринято человеческим глазом) и различительной
способности (определение минимальной разницы в яркости двух
освещенных объектов). Кроме того, она характеризуется еще све-
товой (скоростью приспособления органа зрения к более яркому
свету) и темновой адаптацией (приспособлением органа зрения к
условиям пониженного освещения). Нарушение светоощущения
может сказываться в расстройствах как световой чувствительно-
сти, так и в адаптации к условиям освещения. Наиболее часто
встречающимся нарушением данной функции является расстрой-
ство темновой адаптации (гемералопия, или куриная слепота),
выражающееся в полной потере или затруднении ориентации в
условиях пониженного освещения.
Под функцией цветоощущения (цветовое зрение) понимается
способность воспринимать волновую природу света, т.е. диффе-
ренцировать его по длине волн, благодаря чему человек имеет
возможность воспринимать не только ахроматические (белый,
серый, черный), но и хроматические (цвета спектра) цвета. Вос-
приятие всего многоцветия окружающей действительности игра-
ет большую роль в познавательной, практической деятельности
человека, в развитии эмоциональности, оказывает влияние на его
настроение и работоспособность.
Нарушение цветоощущения связано с выпадением какого-либо
из трех элементов сетчатки, каждый из которых предназначен для
восприятия одного из основных цветов (красного, зеленого, си-
него), и может проявляться в виде цветоаномалии (различные
сочетания цветослепоты и цветоаномальности, монохромозия или
дальтонизм) или цветослабости. Нормально развитое зрение по
своему характеру является бинокулярным (зрение двумя глазами
с одновременным соединением полученных двух изображений в
единый зрительный образ) и глубинным (способность различать
отдаленность наблюдаемых предметов).
Бинокулярное зрение обеспечивает пространственное, стерео-
скопическое восприятие окружающего мира. Кроме того, благо-
даря свойству бинокулярности улучшаются другие зрительные
функции: острота и поле зрения. Нарушение данной функции
выражается в замене бинокулярного зрения на монокулярное (ви-
дение одним глазом), монокулярно альтернирующее (поперемен-
ное зрение двумя глазами), одновременное (зрение двумя глаза-
ми без слияния изображений в единый зрительный образ). Рас-
стройства бинокулярного зрения приводят к возникновению труд-
ностей в восприятии формы объемных предметов, в различении
форм предметов на расстоянии, в правильном оценивании слож-
ных предметных ситуаций и изображений.
Глазодвигательные функции обеспечивают нормальную работу
глаз, что проявляется в их подвижности и способности к тонким
установкам, необходимым для любого точно действующего опти-
ческого прибора, в качестве которого выступает орган зрения.
Расстройство этих функций связано с нарушением правильного
стояния глаз, возникающим в результате снижения уровня услов-
но-рефлекторной координации их движений, и может проявляться
как в виде косоглазия (сходящегося, расходящегося, паралити-
ческого), так и в виде дефектов подвижности глаз и нистагма
(спонтанных колебательных движений глазных яблок). Нарушение
глазодвигательных функций обусловливает снижение скорости,
точности, дифференцированности зрительного восприятия и спо-
собствует возникновению трудностей в определении простран-
ственного расположения предметов и в выполнении практичес-
ких действий. Косоглазие может привести к изменениям свойств
зрения, что может выразиться в замене бинокулярной способно-
сти на монокулярно альтернирующее или одновременное зрение.
Нарушение бинокулярного зрения может способствовать воз-
никновению амблиопии (снижение остроты зрения без видимой
анатомической и рефракционной основы). По происхождению
амблиопия может быть врожденной и приобретенной. К приобре-
тенным видам относятся: дисбинокулярная (развивается на фоне
косоглазия), рефракционная и анизометрическая (характерна при
аномалиях рефракции), обскурационная амблиопия (возникает на
фоне врожденной или приобретенной катаракты, а также при
нарушении прозрачных сред глаза и птозе — опущении века). По
степени выраженности амблиопия делится на слабую (острота
зрения не ниже 0,4), среднюю (острота зрения 0,3 — 0,2), высо-
кую (острота зрения 0,1 — 0,05), очень высокую (острота зрения
от 0,04 и ниже).
3.3. Классификация нарушений зрения
Среди людей с нарушениями зрения выделяются слепые и сла-
бовидящие.
К слепым (незрячим) относятся:
- тотально слепые — люди с абсолютной слепотой (полным
отсутствием зрительных ощущений, что детерминирует неспо-
собность отличать свет от тьмы, ориентироваться во времени су-
ток);
- люди, обладающие светоощущением (свойственные им зри-
тельные ощущения обусловливают способность воспринимать свет
и вместе с тем недостаточны для восприятия величины, формы,
цвета объекта, степени его удаленности);
- люди, имеющие остаточное зрение, или так называемую
«практическую» слепоту (при остроте зрения от 0,04 до 0,005 на
лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции, что по-
зволяет им воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предме-
тов и объектов, степень их удаленности);
- люди с прогредиентными заболеваниями при сужении поля
зрения (до 10 — 15°) и остроте зрения до 0,08.
При характеристике слепых большое значение приобретает
период, в котором произошла утрата зрения или нарушение зри-
тельного анализатора.
Дифференциация этой категории незрячих по времени утраты
зрения позволяет выделить следующие категории: слепорожден-
ные и ослепшие — рано ослепшие, ослепшие в дошкольном,
школьном и зрелом возрасте. Значение этого показателя опреде-
ляется тем, что время утраты (нарушения) зрения оказывает су-
щественное влияние как на физическое, так и на психическое
развитие человека. Чем раньше возник зрительный дефект, тем
более ярко выражены вторичные отклонения, психологические
особенности и своеобразие всего психофизического развития че-
ловека.
Например, в памяти слепорожденных отсутствуют зрительные
образы, которыми в различной мере и объеме располагают люди
ослепшие. Вместе с тем зрительные представления ослепших тре-
буют постоянной активизации посредством вовлечения их в дея-
тельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словес-
ного их описания). Если не активизировать сохранившиеся у ос-
лепших зрительные образы, то происходит постепенное их стира-
ние.
Категориюслабовидящих составляют люди, у которых на фоне
органических поражений зрительной системы или анатомическо-
го несовершенства органа зрения острота зрения находится в пре-
делах от 0,05 до 0,4 на лучше видящем или единственном глазу в
условиях оптической коррекции.
Нарушение остроты зрения нередко сочетается с дефектами
периферического зрения (сужением поля зрения до 35°) или/и
цветоощущения.
Зрительные возможности слабовидящих характеризуют, с од-
ной стороны, сочетание нескольких глазных заболеваний, с дру-
гой — возникновение на фоне первичной зрительной патологии
различных осложнений (амблиопии, нистагма, косоглазия, от-
слойки сетчатки, смещения хрусталика, повышения внутриглаз-
ного давления и др.).
По данным ВОЗ, в настоящее время насчитывается около
42 млн слепых и более 110 млн слабовидящих. В последние годы
во всем мире наблюдается тенденция увеличения численности сле-
пых и слабовидящих, причем каждый четвертый из них потерял
зрение в детском возрасте.
Согласно тифлопедагогике, слепота и слабовидение представ-
ляют собой психофизические нарушения, проявляющиеся в огра-
ничении зрительного восприятия или в его отсутствии, что влия-
ет на весь процесс формирования и развития личности.
Обусловленные слепотой или слабовидением ограничения зри-
тельного восприятия неизбежно приводят к снижению его скоро-
сти, точности, полноты, к трудностям в определении цвета, фор-
мы, величины и пространственного расположения предметов,
следствием чего оказываются фрагментарность, искаженность вос-
приятия единичных и групповых объектов, замедленность и не-
четкость их опознания. Все это затрудняет формирование пред-
метных и пространственных представлений, образных форм пси-
хического отражения — образной памяти, наглядно-образного
мышления, воображения, нарушает соотношение образного и
понятийного в мыслительной деятельности. При слепоте и слабо-
видении характерна редуцированность проявлений различных
свойств восприятия:
- избирательности, что выражается в сужении круга интере-
сов, снижении активности отражательной деятельности, более
слабой по сравнению с нормой эмоциональной реакцией на объек-
ты внешнего мира, что, изменяя количество и качество знаний
об окружающих явлениях и предметах, негативно сказывается на
формировании представлений и понятий;
- осмысленности и обобщенности, что проявляется в трудно-
стях установления причинно-следственных связей между предме-
тами и явлениями, выделения существенных признаков и т.п.,
что, в свою очередь, детерминировано недостаточностью чувствен-
ного опыта и снижением полноты и точности отображаемого;
- значительном ослаблении апперцепции, обусловленном бед-
ностью опыта людей с нарушениями зрения по сравнению с нор-
мально видящими;
- снижении константности из-за сокращения у людей данной
категории зоны константного восприятия.
Кроме того, слепота и слабовидение нарушают одновремен-
ность и дистантность зрительного восприятия.
Условия зрительной депривации предопределяют специфиче-
ские особенности деятельности слепых и слабовидящих, что свя-
зано с затруднениями в овладении практическими навыками, в
выполнении практических действий, в ориентировке в малом и
большом пространстве. Вместе с тем у слепых и слабовидящих
формируются специфические особенности общения (вербализм,
формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности речи,
преобладание монологической речи и др.), психофизического
развития (общее его отставание, ослабление двигательной актив-
ности; нарушения осанки, походки, положения тела при ходьбе
и др.). У людей с нарушениями зрения наблюдается также своеоб-
разие эмоционально-волевой сферы (М.И.Земцова, А.И.Зотов,
А. Г.Литвак, Л.И.Солнцева и др.).
В последние годы наряду со слепыми и слабовидящими субъек-
тами изучения и тифлопедагогической помощи стали дети, име-
ющие амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без види-
мой анатомической причины); миопию, гиперметропию, астиг-
матизм (снижение качества преломляющей оптической системы
глаза); косоглазие (нарушение содружественного движения глаз).
Необходимость изучения детей данной категории и оказания им
тифлопедагогической помощи вызвана тем, что в образовательном
процессе они испытывают значительные затруднения, обусловлен-
ные снижением остроты зрения, нарушениями зрительно-мотор-
ной координации, бинокулярного зрения.
Негативное влияние на познавательную и учебную деятель-
ность таких детей оказывает прежде всего снижение остроты
зрения. Трудности различения цветов и оттенков, локализации
форм и размеров мелких предметов и деталей, а также недоста-
точная способность различения линейных и угловых величин
приводят к невозможности узнавания объектов и явлений, сме-
шению сходных по форме изображений и предметов. Снижение
скорости и точности восприятия неизбежно негативно отража-
ется на формировании как предметных, так и пространствен-
ных представлений. Например, они плохо различают линии и
клетки в тетрадях, обозначения и рисунки в учебниках и учеб-
ных пособиях.
Кроме снижения остроты зрения для многих из них характер-
ны и нарушения бинокулярного зрения, что осложняет процесс
рассматривания иллюстраций, мешает при необходимости выде-
ления различных планов, установления причинно-следственных
связей между персонажами рассматриваемых картин, узнавании
сравнительно мелких деталей и т.п.
Вследствие нередко возникающих у этих детей расстройств зри-
тельно-моторной координации значительно снижаются скорость
и качество выполнения видов работ, которые требуют достовер-
ного зрительного восприятия. Частые ситуации неуспеха нередко
становятся причиной заниженной самооценки у таких школьни-
ков, отрицательно сказываются на мотивации учебной деятель-
ности и могут послужить причиной формирования отрицатель-
ных качеств личности.
3.4. Педагогические системы образования людей
с нарушениями зрения
3.4.1. Общая характеристика систем образования
в тифлопедагогике
Современные педагогические системы образования людей с
нарушениями зрения развиваются в контексте гуманистических
идей и взглядов, провозглашающих содействие полноценному раз-
витию личности человека, находящегося в условиях зрительной
депривации. Системы образования в тифлопедагогике, представ-
ляя собой динамические, развивающиеся структуры, характери-
зуются наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных
целям воспитания, обучения и социализации людей, имеющих
нарушения зрения. Основными направлениями функционирова-
ния этих педагогических систем являются: всестороннее форми-
рование человека, поставленного в условия зрительной деприва-
ции, достижение им возможного уровня развития личностного
потенциала, преодоление или максимальное снижение негатив-
ного влияния имеющихся нарушений и их последствий, что со-
действует созданию благоприятных условий для его интеграции в
широкий социум. В то же время каждая из педагогических систем
образования характеризуется конкретными научными позициями
и принципами, обладает специфическими организационно-содер-
жательными особенностями.
Разработка организационных и содержательных форм педаго-
гических образовательных систем в тифлопедагогике основыва-
лась на определенных научных концепциях и принципах:
- признании общности закономерностей психического разви-
тия людей с нормальным и нарушенным зрением;
- наличии количественных и качественных изменений и опре-
деленных особенностей развития людей с нарушениями зрения
(неравномерность развития психики на разных возрастных этапах
и др.);
- учении о компенсации зрительного дефекта;
- убеждении в возможности всестороннего развития таких лю-
дей в специально организованном процессе обучения и воспита-
ния, в котором человек, находящийся в условиях зрительной де-
привации, выступает как активный субъект образовательного вза-
имодействия (М.И.Земцова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак, Л.И.Солн-
цева, В.А.Феоктистова и др.).
В тифлопедагогике организационные и содержательные харак-
теристики педагогических образовательных систем разрабатыва-
ются на основе сопоставительного анализа параметров развития,
свойственных возрастной норме, и данных о наличном уровне
развития людей с нарушениями зрения определенного возраста.
В настоящее время существует множество критериев система-
тизации педагогических систем образования (по целям педагоги-
ческой помощи, по средствам обучения и т. п.). Однако для совре-
менной тифлопедагогики в качестве основного выступает возраст-
ной критерий. Его использование для выделения педагогических
систем образования людей с нарушениями зрения обусловлено
тем, что каждый этап возрастного развития такого человека тре-
бует выявления приоритетных специфических целей, уточнения
содержания, средств, методов и приемов коррекционно-педаго-
гической поддержки.
С учетом возрастного критерия в тифлопедагогике сложились и
функционируют следующие педагогические системы образования:
абилитационная педагогическая система, педагогическая система
образования детей дошкольного возраста, педагогическая систе-
ма школьного образования, педагогическая система образования
взрослых инвалидов по зрению.
3.4.2. Абилитационная педагогическая система
Проблема развития детей раннего возраста с глубокими нару-
шениями зрения долгие годы рассматривалась преимущественно с
медицинской и физиологической точек зрения. Однако идеи о не-
обходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям
младенческого и раннего возраста (с рождения до 3 лет) с тяжелы-
ми нарушениями зрения стали высказываться как зарубежными,
так и отечественными тифлологами начиная со второй половины
прошедшего столетия (Е.Р.Скотт, Дж.Е.Жан, Р.Д.Фриман,
Е.А.Ерастова, Л.И.Солнцева, С.М.Хорош, В.А.Феоктистова и
др.). В отечественной тифлологии на протяжении многих лет су-
ществовал практический и экспериментальный опыт помощи де-
тям с рождения до 3 лет, имеющим глубокие нарушения зрения,
который и заложил основы формирования отечественной абили-
тационной системы.
Несмотря на то что в возрасте до 3 месяцев поведение слепых и
зрячих новорожденных мало чем различается и по характеру реак-
ций, и по особенностям поведения, выключение зрения с первых
дней жизни оказывает значительное влияние на темпы психичес-
кого и физического развития ребенка. В сенсорном развитии у мла-
денцев с глубокими нарушениями зрения наблюдается замедлен-
ность выделения и единичных, и комплексных раздражителей,
отстает формирование дифференцированных восприятий. Для пси-
хомоторного их развития характерно снижение общей активности
и подвижности, что сказывается во множестве различных прояв-
лений: смазанности «комплекса оживления»; отставании возник-
новения хватательных движений; замедленности координации дви-
жения двух рук, мелких движений пальцев; отсутствии свободы