ГЛАВА III Освобождение КМВ от фашистов.
Борьбы с врагом на территории региона.
Гитлеровцы чувствовали себя хозяевами на оккупированных территориях. Полностью были вывезены научные труды и разработки, хранившиеся в библиотеке курорта, демонтировано и отправлено в Германию медицинское и другое оборудование санаториев, грязелечебницы, лечебных учреждений и предприятий города. Целебная грязь знаменитого Тамбуканского озера грузилась в вагоны и отправлялась в Рейх. Даже земля Северного Кавказа не осталась без внимания - на Кубани и Ставрополье немцы снимали метровый слой плодородного гумуса.
За пять месяцев только в Пятигорске было убито более трех тысяч мирных граждан и около восьмисот человек насильственно угнано в Германию. На берегу Подкумка, неподалеку от горы Кольцо, оккупанты расстреляли несколько сот советских граждан, схваченных в Кисловодске. От рук фашистов погибло и более ста жителей Железноводска.
Жители Кавминвод как могли боролись против оккупантов. В горах Кабардино-Балкарии действовал Кисловодский партизанский отряд имени Лермонтова, к которому примкнула боевая группа железноводчан. 14 декабря в районе горы Змейка была выброшена десантная группа "Месть", в которую входили несколько работников Минераловодского паровозного депо. Они должны были взорвать железнодорожный мост через Куму, выводить из строя подвижной состав и путевое хозяйство. Но группа была схвачена врагом. В Пятигорске юношеская антифашистская подпольная организация расклеивала листовки со сводками Совинформбюро, выводила из строя линии телефонной связи и электропередач, похищала у оккупантов оружие и документы, собирала разведданные для Красной Армии.
Врачи и медперсонал трудились даже в период оккупации, оперируя, леча и выхаживая раненых на дому. А нейрохирург профессор Захарченко даже ездил под видом коммерсанта в Кисловодск, где проводил операции трепанации черепа в подпольном госпитале доктора Ковтуна.[25]
Удары партизан Ставрополья и Кубани были весьма ощутимы для врага, держали в страхе его солдат. Гитлеровцы признавались в письмах: «Земля здесь обширная, бесконечные степи, хлеба, масла, мяса много, но люди здесь страшные, стреляют из-за угла, убивают чем попало наших солдат и офицеров. Под постоянным страхом находимся мы на этой проклятой земле».[26]
Конец оккупации.
1 января 1943 года Северная группа войск Закавказского фронта перешла в наступление - разгром группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом позволил начать освобождение Северного Кавказа от оккупантов вечером 10 января, сломив немецкое сопротивление в районе реки Малки, соединения 37-й и 9-й армий вплотную приблизились к городам Кавказских Минеральных Вод Утром 11 января части 351-й и 295-й стрелковых дивизий и 10-й Гвардейской стрелковой бригады вошли в Пятигорск
К вечеру того же дня были очищены от фашистов и соседние города. Всего фашистами было уничтожено в Пятигорске около 350 зданий и сооружений Ущерб, причиненный городу, превысил 800 миллионов рублей. В 437 миллионов рублей был оценен ущерб, нанесенный Кисловодскому курорту. Здесь оккупанты взорвали ТЭЦ, железнодорожный мост через Подкумок, сожгли нарзанный завод и несколько санаторных корпусов. В Железноводске были взорваны или сожжены крупнейшие здравницы, почта, резервуар для минеральной воды, повреждены все бюветы, общий ущерб составил более 60 миллионов рублей. В сумму 181 миллион рублей был оценен ущерб, нанесенный фашистами Ессентукам.[27]
Жители курортов принялись ликвидировать последствия фашистского нашествия. Уже к концу января начало работать локомотивное депо на станции Минеральные Воды. А в начале февраля по Кисловодской ветви - пусть с малой скоростью и на паровозной тяге - пошли сначала грузовые, а затем пассажирские и санитарные поезда. Меньше месяца потребовалось, чтобы наладить хотя бы частично водоснабжение, выпечку хлеба, деятельность предприятий связи.
К началу 1944 года промышленность городов-курортов была полностью восстановлена. Только в Пятигорске действовало более 50 предприятий, коллективы которых работали под лозунгом "Все для фронта, все для победы".
Сразу после освобождения Кавминводы вновь стали единым большим госпиталем. В постановлении бюро Ставропольского крайком ВКП(б) и крайисполкома от 9 марта 1943 года указывалось "Развернуть в городах края эвакогоспитали в Пятигорске - 4000 госпитальных коек, в Кисловодске - 18000, в Ессентуках - 5200, в Железноводске - 1500".
Несмотря на все трудности, за короткий срок в Пятигорске было развернуто 17 госпиталей, где лечилось одновременно 8 тысяч раненых, в Железноводске - семь на пять с лишним тысяч коек, в Кисловодске - 40 госпиталей Значительно превысили намеченные им цифры медики Ессентуков, принимая одновременно шесть с половиной тысяч раненых. Всего же после оккупации на Кавказских Минеральных Водах действовало свыше восьмидесяти госпиталей. Успешному выздоровлению защитников Родины помогали природные лечебные факторы минеральные воды, грязь, климат. Над повышением эффективности их действия на ранения, переломы и другие военные травмы неустанно работали ученые Бальнеологического института и его клиник. Работники курортов постарались как можно быстрее наладить нормальную работу ванн и грязелечебниц. Не случайно же в кавминводских госпиталях процент выздоровления раненых был выше, чем в других лечебных учреждениях страны. Снова вернулись в строй 82 процента от общего числа лечившихся здесь воинов, а их за годы войны побывало на госпитальных койках Кавминвод около девятисот тысяч.
По мере того как война близилась к концу, жизнь входила в мирную колею. Предприятия начали выпускать довоенную продукцию 5 июля 1944 года после почти двухлетнего перерыва из Минеральных Вод в Кисловодск прошел пробный электропоезд. Восстанавливались трамвайные пути на прежних маршрутах. Открывались питьевые бюветы. Шли занятия в школах, в Ессентукском и Иноземцевском педучилищах и лекции в институтах педагогическом, фармацевтическом, открытом сразу же после освобождения Пятигорска, медицинском, эвакуированном в Кисловодск из Ленинграда. Понемногу начали свертывать свою работу эвакогоспитали, вместо них на всех курортах открывались санатории для инвалидов войны.
Исключительно важную роль в возрождении курортов сыграло принятое в июле 1945 года постановление Совета Министров СССР "О восстановлении санаторно-курортных учреждений" на Кавказских Минеральных Водах". На его реализацию правительство отпустило 200 миллионов рублей. Благодаря энергичным действиям строителей, которым активно помогали жители городов, здравницы Кавминвод в короткий срок получили не только полностью восстановленные корпуса, пострадавшие от рук оккупантов, но и новые здания.
В самом центре Кисловодска, на Курортном бульваре, установлен единственный в России памятник военным медикам, символизирующий славную страницу, которую вписали медики города и курорта в легендарную летопись Отчизны. Единым большим госпиталем стал в годы войны Кисловодск, удостоенный за подвиг во имя жизни боевого ордена Отечественной войны I степени.
С первых же дней войны перед городом встала задача - переключить деятельность курорта на фронтовые рельсы. В конце июля 1941 года на базе санаториев, пансионатов и гостиниц было развернуто 36 госпиталей. 9 августа в Кисловодск прибыли первые военно-санитарные поезда. У операционных столов, в палатах госпиталей шло сражение за здоровье, за жизнь солдат. Врачи, медицинские сестры, санитарки сутками дежурили около тяжелораненых, возвращая бойцов в строй.
Почти 600 тысяч раненых бойцов и командиров Советской Армии получили лечение в городе-госпитале, более 80 процентов из них вернулись в строй. Эти протокольные цифры богаче любой легенды. В госпиталях не хватало врачей, особенно хирургов. Но самоотверженный труд медицинских работников приводил к высоким результатам лечения. С первых дней войны исключительную энергию по организации хирургической работы в госпиталях проявил главный хирург Кисловодска профессор Т. Е. Гнилорыбов. Его операции тоже стали живыми легендами. Основную работу по газовой гангрене проводила молодой хирург Ф. Г. Сафарова.[28]
В первые же дни войны в Железноводске было развернуто 7 эвакогоспиталей на 3 тысячи коек. За год они возвратили в строй 30 тысяч раненых бойцов и командиров. Занявшие город 9 августа 1942 года фашистские оккупанты за пять месяцев нанесли ему ущерб, оцененный в 60 миллионов рублей. Деятельность курорта была полностью парализована. Но уже несколько недель спустя в Железноводске приняли раненых пять эвакогоспиталей, а вскоре их стало семь. Свою работу они начали свертывать в 1944 году, а полностью прекратили ее с окончанием войны. Вместо них вновь приняли отдыхающих восстановленные санатории. Город быстро вставал из руин. Помогло этому, в частности, решение добывать камень в карьере горы Медовой для нужд жителей Железноводска и хутора Железноводского.
13 января в Ессентуках были созданы аппарат городского Совета с его отделами, аппараты горкома партии и комсомола, управления курорта, госпиталей, МТС. Затем приступили к учету и сбору государственного имущества и восстановлению разрушенного хозяйства. С 16 января возобновило свою работу Северо-Кавказское геологическое управление (СКГУ). Исполняющим обязанности начальника Управления приказом председателя Комитета по делам геологии при СНК СССР был назначен геолог Н. А. Прищепа. К концу января в городе уже работали мельницы, молзавод, консервный завод, мясокомбинат, мастерские бытового обслуживания, телефон, водопровод, баня, парикмахерские. Приступили к занятиям в 3 средних и 13 неполных средних и начальных школах 4 тысячи учеников.[29]
Ессентучане взялись за ликвидацию последствий гитлеровской оккупации, за восстановление народного хозяйства. В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны на курорте вновь были развернуты военные госпитали на 6500 коек. За годы Великой Отечественной войны в Ессентуках побывали на лечении 86 тыс. раненых и больных воинов. 65 % раненых вернулись с ессентукского курорта в строй.[30]
В короткие сроки восстановлено здание грязелечебницы, приведены в порядок Верхние и Нижние минеральные ванны, открылся санаторий для инвалидов Отечественной войны. В мае специально для инвалидов войны, потерявших зрение, создается музыкальная школа.
Снова начали восстанавливать госпитали. Жители возвращали сохраненное оборудование, мебель, постельные принадлежности и посуду. Выходные с начала войны были отменены. Люди сутками не покидали своих рабочих мест.
И мы просто не имеем права никогда забывать, что медали, висящие на груди, ныне старческой и усталой - это напоминание нам о том подвиге, который совершили ради нас, ради будущего поколения эти героические люди, порою стесняющиеся показывать свои награды.
Заключение
Проведенное обзорное исследование научно-исторической литературы позволило узнать много новых, доселе неизвестных широкому кругу общественности фактов, относящихся к периоду начала войны и оккупации территории Кавказских Минеральных Вод.
Изучение литературы показало, что советское правительство во время войны допустило много просчетов в организации обороны Юга России и эвакуации населения.
Гитлер планировал достигнуть Северного Кавказа и отрезать центральные районы страны от южного региона и снабжения продовольствием. Кроме того, в сферу его интересов входили нефтяные районы юга - Баку, Грозный, Майкоп.
Советское правительство готовилось к отражению ударов по центру страны, Кавказ же был защищен значительно слабее.
Мероприятия по вывозу населения в эвакуацию были практически сорваны. Сталин не давал разрешения на начало эвакуации почти до самого подхода немцев, а когда разрешено было уезжать, обнаружилась резкая нехватка транспорта. Многие люди, в том числе дети из детдомов, вынуждены были уходить пешком или в обозах, что приводило к потерям по пути следования. Вместе с тем, местное партийное и советское руководство успевало эвакуироваться в первую очередь, имея возможность при этом забрать с собой и домашний скарб.
Особо трагичной была история эвакуации госпиталей и раненых, находившихся на излечении. Большое количество раненых были брошены на произвол судьбы, попали в условия оккупации. Многие из них впоследствии оказались в концлагерях.
В период оккупации гитлеровцы проводили политику привлечения населения для поддержки "нового порядка". Работали школы и ВУЗы, открывались курсы немецкого языка, на которые местные жители шли, чтобы избежать угона в Германию. Политикой в области образования немцы пытались привлечь местное население на свою сторону.
В период оккупации гитлеровцы использовали курортные ресурсы Кавминвод по прямому назначению - для лечения раненых и курортников, приезжавших из Германии.
Сразу после освобождения курортов началось восстановление разрушенной немцами лечебной базы и превращение Кавминвод в единый эвакогоспиталь.
Список литературы
1. Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2003г. - 564 с.
2. Край наш Ставрополье. Очерки истории / Коллектив авторов. Редактор Е.В.Панасенко - Ставрополь: Изд-во "Шат-гора", 1999 г. - 526 с.
3. Кавказские Минеральные Воды: Хронология. 1803-2003 годы / Сост. В.И. Михайленко, Э.В. Стативкин, В.Н. Вышинский, Ю.А. Лебедев. - Пятигорск: Изд-во Вестник Кавказа, 2003г. - 400 с.
4. Ольховский О.Ф. Ессентуки. Ростов-на-Дону; Изд-во: ОАО Ростовское книжное издательство (Ростиздат),2003 г. - 320 с.
5. Авторский коллектив. Кавказские Минеральные Воды: К двухсотлетию 1903-2003 гг. Том 2: Пятигорск: Вестник Кавказа, 2003г. - 400с.
6. Материалы из фондов музейной экспозиции Ессентукского краеведческого музея им. Шпаковского В.П. (зал Великой Отечественной войны)
7. Ольховский О.Ф. Лекции по истории г. Ессентуки, прочитанные по городскому радио в 1986 г.
8. Ставропольцы в Великой Отечественной войне / Коллектив авторов - Изд-во: Ставропольский фонд культуры, 1995г.
9. Андреев Ю.П. Ессентукская летопись. Памятные события и даты в истории становления и развития города-курорта Ессентуки. Изд-во: ЗАО "Невинномысская городская типография"; 2001 г.
10. Ессентукский народный краеведческий музей: сборник краеведческих материалов / Редактор В.П. Шпаковский. - Бюллетень №1. 20 дек. 1967 г.
[1] Ольховский О.Ф. Ессентуки. - Ростов-на-Дону, 2003, с.28.
[2] Там же. с.29.
[3] Материалы из фондов музейной экспозиции Ессентукского краеведческого музея им. Шпаковского В.П. (зал Великой Отечественной войны)
[4]Кавказские Минеральные Воды: К двухсотлетию 1903-2003 гг. 2003, с. 44.
[5] Кавказские Минеральные Воды: К двухсотлетию 1903-2003 гг. Т.2. 2003. С. 44
[6] Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-н/Д, 2003. с. 34.
[7] Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-н/Д, 2003. С. 34.
[8] Там же, с. 56.
[9]Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-н/Д, 2003. С.. 57.
[10] Край наш Ставрополье. Очерки истории / Коллектив авторов. Под ред. Е.В.Панасенко. - Ставрополь, 1999. С. 329.
[11] Линец С.И. Указ.соч. с.58.
[12] Там же, с.64.
[13] Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-на-Дону, 2003. С. 65.
[14] Там же. С. 68.
[15]Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-на-Дону, 2003. С.72.
[16]Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-на-Дону, 2003. С.74.
[17] Там же.С.74
[18] Кавказские Минеральные Воды: Хронология. 1803-2003 годы. - Пятигорск. 2003. С.269.
[19] Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-на-Дону, 2003. С. 238.
[20] Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-на-Дону, 2003. С. 287.
[21] Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-на-Дону, 2003. С. 290.
[22] Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-на-Дону, 2003. С. 292.
[23] Там же, С. 280.
[24] Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) - Ростов-на-Дону, 2003. С. 286.
[25] Ольховский О.Ф. Ессентуки. - Ростов-на-Дону, 2003. С. 29.
[26] Край наш Ставрополье. Очерки истории / Под ред. Е.В.Панасенко. Ставрополь, 1999.С. 337.
[27] Ессентукский народный краеведческий музей: сборник краеведческих материалов / Редактор В.П. Шпаковский. - Бюллетень №1. 20 дек. 1967 г, с. 15.
[28] Кавказские Минеральные Воды: Хронология. 1803-2003 годы - Пятигорск, 2003. С. 203.
[29] Авторский коллектив. Кавказские Минеральные Воды: К двухсотлетию 1903-2003 гг. Т.2, 2003. С. 236 Андреев Ю.П. Ессентукская летопись. Памятные события и даты в истории становления и развития города-курорта Ессентуки. Невинномысск, 2001. С. 58.
[30] Андреев Ю.П. Ессентукская летопись. Памятные события и даты в истории становления и развития города-курорта Ессентуки. Невинномысск, 2001. С. 58.