Арамонова



общества о детях дошкольного возраста и экономический и соци­альный статус родителей, имеющих таких детей: насколько они уважаемы, какой поддержкой пользуются, какую работу могут получить.

Существует три основных родительских стиля: авторитарный (поведение контролируется в соответствии с абсолютными стан­дартами); авторитативный (поведение контролируется в соответ­ствии с нуждами развития); пермиссивный (контроля избегают, детей не порицают). Первый вариант считается устаревшим и подавляю­щим личность ребенка, что рикошетом обедняет и жизнь родите­лей, так как не позволяет им узнать свое дитя и подготовиться к будущему. Проблемы все разрешающих родителей часто определя­ются тем, что они боятся стать врагами ребенка, одернуть его, приучить его к каким-то правилам. Они либо слишком много чита­ли о самоценности детства, и абсолютизируют все детские прояв­ления, в том числе игру, либо недостаточно опытны и уверены в себе, чтобы различать среди детских проявлений такие, которые нужно поддерживать и поощрять, и такие, которые являются «про­веркой границ»: ребенок все время пытается узнать, что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо, ожидая, что взрослые ему в этом помогут. Детские способы «разведки» — капризы, смелость, наглость, непослушание. Способ ответа взрослого — четкие «да» и «нет», строгость и решительность, ласка и поддержка. Именно адек­ватные реальности установки отличают родителей авторитатив-ного, наиболее поощряемого семейными консультантами типа. Эти родители достаточно хорошо представляют себе, как развивается ребенок, через какие этапы проходит становление личности. Их нельзя застать врасплох истерикой, сбить с толку неожиданными интересами и фобиями. Они пытаются как можно глубже понять своего ребенка и исходить из действительных потребностей его роста и развития. Они не боятся формулировать и проводить в жизнь некоторые принципы и правила. Они лояльны и действуют по об­стоятельствам. Это старый принцип «кнута и пряника», переос­мысленный в новой исторической обстановке.

Некоторые родители проявляют озабоченность главным обра­зом тем, насколько их дети готовы к поступлению в школу. Возраст начала школьного обучения колеблется в разных странах между 4 и 8 годами, поэтому проблема обучения детей чтению, счету, письму и решению элементарных логических задач (по типу тес­тов) решается в соответствии с этим: этому учат либо в детском саду или семье, либо в школе. Если подготовка ребенка к обычной школе не входит в основные цели дошкольных учреждений, то овладение этими навыками не является существенной частью их работы. Но в этом случае школа должна быть готова принять де­тей, отличающихся от большинства других, приходящих в школу. Поэтому часто после детского сада, созданного по инициативе



родителей, приходится перестраивать и систему работы школы. В этом случае нередко трудно согласовать установки родителей и педагогов. Родители иногда хотят чего-нибудь особенного для сво­их детей, им не нравится официальный государственный подход к воспитанию и обучению в дошкольном возрасте, они предпочита­ют частные детские сады, работающие по сформулированным ро­дителями принципам. Не всегда вписываются в общую систему детские сады с языковым или художественным уклоном или рабо­тающие по системе Монтессори, Штейнера. Интересны также про­екты, посвященные переходу родителей в воспитатели (такая воз­можность предусмотрена в некоторых законодательных актах).

Невозможно справиться с проблемами современных детей только в школе либо только дома. Часто школы в большей степени, чем семьи, наносят вред развитию личности: именно в школах дети знакомятся с курением, наркотиками, алкоголем, оружием. По данным ученых, только 70 % тех, кто сейчас учится в школе в США, ее закончит, а среди детей национальных меньшинств -еще меньше.

. Чтобы вовлечь родителей в сотрудничество со школой, суще­ствуют некоторые широко распространенные виды совместных дей­ствий. Учителям предлагается: разрабатывать программы, направ­ленные на помощь в обучении и предупреждение неуспеваемости, в осуществлении которых участвуют родители; информировать родителей письменно и устно, приглашать их на встречи, где они могут оценить качество обучения; создавать программы для обуче­ния грамоте взрослых (если школа расположена в бедной стране, бедном районе или в месте проживания иностранцев); проводить регулярные встречи с руководством; устраивать^общие обеды в столовой; организовывать поездки за город с родителями; привле­кать их к участию в других мероприятиях; приглашать выступить в школе; включать родителей в различные школьные комитеты и комиссии; обеспечивать присутствие родителей на общешкольных мероприятиях; разрешать родителям новичков находиться в шко­ле некоторое время по их желанию вместе с детьми; проводить собрания и другие мероприятия в удобное время (вечером).

В целях углубления работы с родителями педагогическому кол­лективу следует решить для себя вопросы: все ли собрания с роди­телями целенаправленны, имеют смысл для решения проблем? Легко ли им понять, что происходит в классе, как можно поста­вить его об этом в известность? Могут ли родители считаться дос­товерным источником информации о своем ребенке? Имеет ли ценность влияние родителей и можно ли назвать несколько осо­бых моментов, когда оно оказалось существенным? Родители при­ходят в школу для того, чтобы обсуждать деятельность педагогов позитивно или негативно? Персонал школы обсуждает родителей обычно негативно или позитивно? Информируют ли родителей о

хорошей успеваемости их детей? Какой процент родителей уча­ствует в общественной работе в школе, предоставлена ли всем та­кая возможность с учетом их пожеланий? Описывают ли учителя и родители свои отношения во враждебном тоне? Были ли у кого-то из родителей в свое время проблемы со школой? Достаточно ли учитываются пожелания родителей при организации учебного про­цесса и дополнительных занятий для детей?

Когда педагоги встречаются с родителями, они должны гово­рить с ними на одном языке, стремиться понять семейные прави­ла и ритуалы, специальную школьную терминологию исключить (по крайней мере в начале беседы), чтобы не отпугнуть мать или отца. Учителя и воспитатели должны стараться почувствовать, ка­кую реакцию вызывают их слова, когда эмоции преобладают над фактами, ориентироваться на сотрудничество, а не на соперниче­ство при решении вопроса о потенциальном влиянии на ребенка. Семьи могут сами предлагать педагогам варианты решения про­блем, особенно тогда, когда они замечают в поведении ребенка признаки насилия, давления (сексуальные домогательства, тяже­лые проблемы в коллективе, издевательства, влияние наркоти­ков). Прояснить проблемы в общении с ребенком помогают такие меры, как проведение взрослыми общих собраний, на которых составляется договор об искренности, высказываются предложе­ния советоваться, задавать вопросы, собирать информацию об ана­логичных случаях; составляют последовательный план действий по принятию надлежащих мер; готовят для участников конкрет­ные задачи, например, понаблюдать за чем-то, сообразуясь со сво­ими возможностями.

В детские сады и школы часто приглашают специалистов — пси­хиатров, психологов, социальных работников, логопедов. Оказы­вается, что в непринужденной обстановке легче задать волную­щий родителей вопрос, который они нередко боятся задать врачу, так как опасаются, что неопытностью могут навредить своему ре­бенку. Но любого родителя мучает, все ли в порядке с его ребен­ком, и он косвенно пытается получить ответ на беспокоящие его вопросы. Иногда в сотрудничестве с другими полезно сравнить стили семейного взаимодействия и выбрать новую линию поведения.

С трудными детьми и их родителями педагог должен строить свою деятельность, опираясь прежде всего на достигнутые, пусть и небольшие, успехи. Вначале следует добиваться согласия роди­телей на участие их ребенка в коррекционной программе, без это­го никаких мер принимать нельзя. На любом этапе работы необхо­димо спрашивать у родителей, что может помешать им участвовать в программе, устранять это препятствие, а затем, по завершении каждого этапа работы, обязательно обсуждать его результат. Вос­питаннику нельзя давать отвлекаться от темы и переутомляться, скучать в ожидании, пока, мол, будут достигнуты взаимно согла-

сованные цели. Важно поддерживать контакт с разными социальны­ми организациями, но при этом иметь в виду всегда конкретных людей, в них работающих: лично адресованная информация быс­трее доходит до цели и, как правило, дает результаты. Вообще, консультация специалиста — это поддержка и семьи, и педагогичес­кого коллектива, а не вызов их компетентности.

Вопросы для повторения

1. В чем сходятся и расходятся взгляды государства и семьи на воспита­
ние и образование?

2. Какую роль могут и должны играть родители в работе детского сада и
школы?

3. Какие формы сотрудничества с родителями существуют?

Наши рекомендации