Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
(подготовлена профессором М.И. Рожковым)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланксоследующими цифровыми кодами и предложениями:
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | |||||
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | |||||
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | |||||
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | |||||
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. |
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися. | |||||
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. | |||||
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. | |||||
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. | |||||
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. | |||||
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. | |||||
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | |||||
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы. | |||||
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы. | |||||
15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними. | |||||
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы. | |||||
17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями. | |||||
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | |||||
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | |||||
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом. |
0 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива. | ||||
0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов. | ||||
0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | ||||
0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива. |
На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1—4);
2) организованность классного коллектива (5—8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);
4) включенность класса в дела общешкольного коллектива (13—16);
5) отношения класса с другими ученическими общностями (17-20);
6) ответственность учащихся класса задела общешкольного коллектива (21—24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.
Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления средний если больше 0,85 — высокий.