Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

(подготовлена профессором М.И. Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического само­управления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланксоследующими цифровыми кодами и предложениями:

          1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.  
          2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.  
          3. Самостоятельно организую отдельные меро­приятия в классе.  
          4. Участвую в подведении итогов работы клас­са, в определении ближайших задач.  
          5. Считаю, что класс способен к дружным са­мостоятельным действиям.  
          6. У нас в классе обязанности четко и равно­мерно распределяются между учащимися.  
          7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.  
          8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обя­занностями.  
          9. Считаю, что учащиеся нашего класса добро­совестно относятся к выполнению своих об­щественных обязанностей.  
          10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.  
          11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы за­дачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.  
          12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.  
          13. Мы хорошо представляем себе задачи, кото­рые стоят перед коллективом школы.  
          14. Учащиеся моего класса часто участвуют в орга­низации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.  
          15. Мы стремимся помочь представителям кол­лектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.  
          16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в об­суждении проблем, стоящих перед коллек­тивом школы.  
          17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем кол­лективом, с другими классами и объедине­ниями.  
          18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.  
          19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возни­кающих перед ними.  
          20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслу­женным авторитетом.  
        0 21. Учащиеся моего класса добросовестно отно­сятся к выполнению поручений органов уче­нического самоуправления всего коллектива.  
        0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.  
        0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и обществен­ных организациях.  
        0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.  

На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная сис­тематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность учащихся в самоуправленческую дея­тельность (предложения 1—4);

2) организованность классного коллектива (5—8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);

4) включенность класса в дела общешкольного коллек­тива (13—16);

5) отношения класса с другими ученическими общностями (17-20);

6) ответственность учащихся класса задела общешколь­ного коллектива (21—24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выстав­ленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное коли­чество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объедине­ния определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведе­ния определяется коэффициентом последних трех блоков.

Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуп­равления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления средний если больше 0,85 — высокий.

Наши рекомендации