Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
Введение
В современной педагогике на первое место выходят проблемы гуманизма, свободы, культуры, творчества. Л.Н. Толстой разработал целостную оригинальную концепцию учебно-воспитательного процесса, в которой уделил большое внимание этим проблемам. Вот почему исследование педагогической деятельности великого русского мыслителя и писателя носит не только исторический характер, но может оказать помощь в разработке современной теории образования.
Практически в любом направлении современной мировой педагогики (антропологическом, экзистенциальном, религиозном, неорационалистическом, неопрагматическом и др.) можно обнаружить переоткрытие решений тех проблем, которые дал уже Л.Н. Толстой. Это касается концепции свободного воспитания, народного образования, непрерывности педагогического процесса, связи обучения с практическими интересами учащихся, гуманизации и гумани- таризации образования и многих других.
Педагогические взгляды Толстого всегда порождали многочисленные споры. Это свидетельствует, с одной стороны, о противоречивости, неоднозначности и многогранности его концепции, с другой - об актуальности ее осмысления на переломных этапах истории.
Л.Н. Толстой является одним из основателей антропологической педагогики в России. Поэтому изучение его педагогической системы актуально и с исторической точки зрения, позволяющей реконструировать многие недостаточно изученные этапы в истории отечественной педагогики, и с практической, поскольку антропологические взгляды Толстого оказываются созвучными современной тенденции в мировой педагогике.
В педагогическом наследии Л.Н. Толстого сформулированы идеалы гуманистического образования. Литература, религия, искусство служили для Толстого, в первую очередь, средством гуманистического воспитания человека.
Нравственные искания самого Толстого имели своей конечной целью создание подлинно гуманистической педагогической системы. В современных условиях, когда нравственность переживает не лучшие времена, весьма актуальным становится возрождение подлинного гуманизма, ярким сторонником которого был Л.Н. Толстой.
Не менее актуальной для современного образования является толстовская концепция народной школы. В нынешних условиях, когда происходит резкая дифференциация общества не только по уровням доходов, но и по качеству образования, опыт организации Яснополянской школы оказывается крайне востребованным.
Цель исследования – выявить и проанализировать педагогические взгляды Л.Н. Толстого в России.
Задачи исследования:
1. Определить основные этапы в оценке педагогических взглядов Л.Н. Толстого и дать их современную оценку.
2. Проанализировать теоретические основы педагогического творчества Л.Н. Толстого в трактовке отечественных педагогов и сформулировать основные принципы педагогики Толстого применительно к современному образовательному процессу.
3. Показать специфику современного этапа в осмыслении педагогических идей Л.Н. Толстого и выявить ее актуальность для современного учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.
В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.[1]
Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединение общественных сил на дело создания крестьянских школ, Л. Н. Толстой заключал признанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в издаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались его статьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденные на их собраниях под руководством Л. П. Толстого.
Примечательно, что секретарем журнала был один из учителей сельской школы Н. Н. Петерсон, бывший воспитанник И. Н. Ульянова, которого отец В. И. Ленина высоко ценил за передовые взгляды и преданность народным интересам. Н. Н. Петерсон был, по-видимому, членом тайной революционной организации «Земля и Воля» и в 1866 году привлекался к дознанию в связи с покушением Каракозова на царя, но был освобожден.
Об идейном направлении деятельности учителей сельских школ Крапивенского уезда Тульской губернии, приглашенных на работу Л. Н. Толстым, говорят его статьи по народному образованию, опубликованные в журнале «Ясная Поляна».
Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.
Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей[2].
Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.
В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1872 году была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.[3]
В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.
Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.
Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.
В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.
Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.
Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школу в 60—70-е годы.
В своих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей.
Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В. И. Ленин, подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России и в Западной Европе, современные ему школы, утверждая, что они осуществляют насилие над детьми, прививают им идеологию господствующих классов.
Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной постановкой вопросов и особенно предложением о способах их решения.
Л. Н. Толстой отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования, и потому его следует принуждать учиться в даруемых царской властью и образованным обществом школах. Как и Н. Г. Чернышевский, Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своих детей в школы объясняется антинародной направленностью политики царизма в области народного образования.
Л. Н. Толстой убежденно заявил, что народ, находящийся по воле господствующих классов в тягчайших условиях, тем не менее стремится к образованию и что такое его стремление, особенно заметное в 60-е годы, составляет естественную и вечную народную потребность. Доказывая это, Толстой обращался и к своему опыту по организации сельских школ в Крапивенском уезде: население уезда быстро преодолело недоверие к новому начинанию и охотно помогало в открытии школ, которые быстро наполнились крестьянскими детьми.
Не может быть сомнений в том, что народ признает школы своим делом, если они будут отвечать его потребностям и интересам, а сам народ привлечен к организации школ. Одна из статей Л. Н. Толстого на эти темы имела характерное название «О свободном возникновении и развитии школ в народе». В статье автор доказывал, что отсутствие насилия при организации народного образования и есть тот путь, идя которым «дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и... безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования».
Наряду с введением демократических, свободных от насилия над народом способов организации народного образования, необходим коренной пересмотр теоретических основ педагогики, а также методов воспитания и обучения, применяемых в школах.
Посетив в 1860 году Англию, Бельгию, Германию, Францию и Швейцарию, Толстой приходит к выводу о том, что, как в России, так и в Западной Европе народное образование не отвечает потребностям и запросам народа, а содержание и методы обучения находятся в полном несоответствии со стремлениями и интересами детей. Он писал, что «лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци» и расположенная недалеко от Ясной Поляны русская сельская школа «совершенно одинаковы и равны»: обе они вызывают негодование по поводу деспотизма учителей, которые «согласны в отрицании права свободы человека на том основании, что этому человеку только 10 или 12 лет».
Школы и работающие в них учителя враждебно относятся к детским потребностям и интересам, пользуются насильственными методами, постоянно используют наказания, унижают и третируют детей, превращая учебно-воспитательный процесс в надругательство над детьми.
На основе этих рассуждений Толстой сформулировал такое правило: «Критериум педагогики — свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражании Руссо и пропаганде идей «свободного воспитания».
С огромной болью, полный сострадания к народу и его детям, Л. Н. Толстой признается в основных мотивах, заставляющих его заниматься педагогической деятельностью.
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях.
Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».
Все современные школы, как помещичье-монархической России, так и буржуазной Европы, вместо того чтобы обеспечивать развитие детей, извращают природу ребенка, — бросает Толстой обвинение официальной педагогике. Между тем все нормальные дети обладают всесторонними возможностями нравственного и умственного развития.
По мнению Л. Н. Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Заостряя свою мысль и допуская полемические преувеличения, Толстой писал: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе... Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».
Эти слова дали повод к обвинению Л. Н. Толстого в том, что он признает в природе ребенка наличие мистических, божественных начал и в создании теории «свободного воспитания». Признавая в целом ошибочность этих рассуждений Л. Н. Толстого, нельзя вместе с тем не заметить в них верные мысли писателя о том, что дети стремятся к общению со взрослыми, что они доверчиво относятся к разумным педагогическим воздействиям, что им присущи большие возможности для развития и воспитания. Очень важно отметить, что настойчивое требование Л. Н. Толстого о свободном воспитании было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы.
Свои представления о демократических и гуманных принципах организации народного образования и обучения детей Л. Н. Толстой воплотил в школе, организованной им в 1859 году в Ясной Поляне и реорганизованной в 1861 году.
Толстой был тонким психологом, исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. По словам Н. К. Крупской, «душу ребенка умел видеть Толстой: и душу Анютки из «Власти тьмы», и душу Сережи из «Анны Карениной», и душу Коленьки Иртеньева, и душу яснополянских ребят»[4].
Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861—1862 годах Яснополянская школа.
2. Л.Н.Толстой и традиция мировой мудрости о воспитании и образовании
Взгляды Л.Н. Толстого на проблемы воспитания и развития личности ребенка на протяжении жизни великого писателя и гуманиста претерпели существенные изменения. Ранние статьи Л.Н. Толстого о воспитании и образовании отличались парадоксальностью и вызывали возмущение многих педагогов и общественных деятелей того времени.
Н. Г. Чернышевский откровенно советовал молодому писателю "поучиться" и "стать в уровень с наукой".
Заявления "Воспитание не воспитывает, а только портит", "Лучшая система в деле воспитания - не иметь никакой системы" многими современниками Л.Н. Толстого и исследователями его творческого наследия часто расценивались как пропаганда анархии в деле воспитания. Действительно, в ранних статьях он противопоставит воспитание образованию и будет отрицать первое как одну из форм насилия над личностью ребенка.
В конце жизни он признает ошибочность такого противопоставления: "И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно" (письмо "О воспитании").
К вопросам воспитания Толстой неоднократно возвращался в последний период жизни. Педагогические взгляды мыслителя в это время были неотделимы от его религиозно-философского учения. Размышления писателя о воспитании необходимо рассматривать в контексте этого учения и традиций мировой мудрости.
Л.Н. Толстой понимал мудрость как "знание вечных истин, приложимых к жизни", как движение человека к высшему идеалу, как жизнетворчество. Однажды он скажет: "Человек - это ангел, рож-дающийся из зверя".[5] Путь от "зверя" к "ангелу" лежит через воспитание, развитие, саморазвитие, духовное совершенствование человека, через "взращивание" души. В этом духе понимали воспитание и мудрецы мира, любимые Л. Н. Толстым.
Сократ, поставив вопрос: "Что есть сущность человека?", получил недвусмысленный ответ: "Человек есть его душа". А раз так, значит, в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа. Поэтому высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. В этом Сократ видел собственное предназначение и повеление Бога. Он создал новую шкалу ценностей: истинными ценностями являются "сокровища души". Стало быть, совершенен тот, кто стремится не к благу внешнему, а к благу внутреннему. Эта мысль стала альфой и омегой духовных исканий Л. Н. Толстого.
Конфуций, один из самых почитаемых Л.Н. Толстым мудрецов древнего Китая, предложил миру особую модель совершенного человека "благородного мужа", обладающего человеколюбием, соблюдающего правило "золотой середины", стремящегося познать "Дао" (правильный путь), честного в поступках, искреннего и правдивого в словах, по-читающего родных и старших. "Благородный муж" - это воплощение всех совершенств, идеальная личность. Ведущее место в движении человека к идеалу - "благородному мужу" - китайский мудрец отводил образованию, культуре, воспитанию, самосовершенствованию. Воспитанность, в представлении Кон-фуция, выводит человека из природного состояния, способствует его собственному совершенствованию и совершенствованию общества. Эта и ряд других мыслей Конфуция оказались созвучны и размышлениям Л.Н. Толстого о совершенствовании человека и человечества, особенно в поздний период его творчества, когда за год до смерти он писал: "воспитание спасет мир...".
В поздние годы жизни Л.Н. Толстой особенно любил мысль Канта: "Воспитывая детей, надо помнить, что мы воспитываем их не для жизни в теперешнем, а в будущем, лучшем состоянии человеческого рода, т.е. для жизни в иных, лучших, условиях жизни. Воспитывая же детей для будущего, лучшего устройства мира, мы этим самым улучшаем будущее устройство мира". Мысль Канта была близка Л.Н. Толстому, и, развивая ее, он писал: "Для того чтобы воспитывать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того по-коления, в котором ему придется жить" ("Круг чтения"). Необходимо помнить, что для Л.Н. Толстого идеал совершенства был связан с "Божеским совершенством", воплощенным, в первую очередь, в образе бес-предельной, жертвенной, бескорыстной любви.
Однако в душе каждого человека возникают вопросы, которые мучили предшественников Л.Н. Толстого - величайших мудрецов мира, его самого, его последователей, которые волнуют и нас: как достичь совершенства? Возможно ли воплощение идеала в жизни? Размышляя над этими вопросами, Л.Н. Толстой постоянно осознавал всю сложность их решения. В итоге он пришел к выводу: "Важно не быть совершенством, а стремиться к нему". В стремлении к совершенству, к идеалу, который недосягаем, но к которому надо идти постоянно, он понимал смысл жизни человека. Высокую миссию учителя, воспитателя он видел в оказании помощи ребенку в этом духов-ном движении, в сотворении им собственного, достойного пути жизни. По мнению Толстого, " учитель должен помочь ответить ребенку на два вопроса: первый - что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру?, и второй - что я должен считать, при всех возможных условиях, хорошим, и что я должен считать, при всех возможных условиях, дурным" (Бурлакова Т.Т. Л.Н.Толстой и традиция мировой мудрости о воспитании совершенного человека/XXIV Международные Толстовские чтения. - Тула.-1998).
Воспитание в таком понимании предполагает свободу творчества и свободу выбора, направленные на выработку у ребенка способности решать жизнен-ные проблемы, делать правильный жизненный выбор, умения обращаться "вовнутрь себя". Это поиск личностью (сначала с помощью взрослого наставника, затем - самостоятельно) способов нравственной, достойной, подлинно человеческой жизни. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.