Тема 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей

1. Определите диагностически значимые критерии социально-педагогической запущенности детей.

2. Используя предложенные или любые другие методики (метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС)) проведите диагностику с ребёнком.

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)

Тест позволяет позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз и рук, сформированность общих представлений о строении человеческого тела), так и особенности личностно-эмоциональной сферы. Данные, получаемые с помощью методики «Рисунок человека», не очень надежны и требуют дополнительной проверки.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй человека ─ всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше ─ так, как ты умеешь». Если ребенок задает уточняющие вопросы («Мальчика или девочку?», «А можно, чтобы у него в руке был шарик?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то надо ее повторить (частично). Например, если ребенок спрашивает: «А можно нарисовать только лицо?», то ему отвечают: «Нет, нарисуй его всего, целиком». Если он предлагает нарисовать вместо человека что-нибудь другое (машину, дом), то ему говорят: «Это потом. А сейчас нарисуй человека». Бывает, что ребенок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо сказать ему, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам интересны любые детские рисунки.

Используя эту методику, следует обращать внимание на мельчайшие черточки поведения ребенка и сопровождающего его взрослого: куда и как ребенок смотрит, когда ему объясняют задние; какова его первая реакция (вздох, поза покорности, оживление); в какой позе он работает; в какие моменты расслабляется и ведет себя естественно, непринужденно, а в какие - напрягается, хмурится; когда и как пытается привлечь к себе внимание взрослого; с каким выражением подает психологу законченную работу. Желательно делать соответствующие заметки в протоколе.

Показатели умственного развития:

1) Наличие основных деталей. При оценке умственного развития можно руководствоваться следующими ориентировочными нормами:

Возраст Детали

5 лет Голова, глаза, туловище, руки, ноги

6 лет Нос, рот, пальцы (их количество несущественно)

7 лет Шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в предельно схематическом виде). Руки и ноги изображены двойными линиями

8-9 лет Уши, ступни. На руках по пять пальцев

Отсутствие какой-либо из деталей (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием детали, относящейся к следующим возрастам, но не дополнительными, необязательными деталями (типа пупа, пуговиц и т.п.).

Следует учитывать, что отсутствие на рисунке какой-либо важной детали (например, рук или рта) может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка или же просто отвлечением внимания. Поэтому необходимо выяснить, все ли рисунки дефектны.

2) Пластичность – схематичность. Показателем высокого уровня умственного развития является пластический рисунок, то есть изображение того, что ребенок видит, в отличие oт «изобразительного перечисления» требуемых деталей при схематическом изображении. В пластическом изображении части тела переходят одна в другую без четкой границы, что соответствует реальному строению человеческого тела. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) сходятся наверху в одну точку. Имеется попытка передать реальную форму тела (хотя эта попытка может быть и не очень удачной). Как правило, пластический рисунок свидетельствует о нормальном уровне умственного развития ребёнка даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для этого возраста.

Схематическое изображение ─ это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей (голова, туловище, руки, ноги), границы между которыми отчетливо видны. Наиболее показательны переходы между шеей (при её наличии) и телом, а также между плечом и рукой. В схематическом рисунке и шея, и руки как бы приклеены к телу. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) не сходятся наверху в одну точку. Схематическое изображение типично для детей до 7 лет.

В школьном возрасте такой рисунок - проявление общей или частичной инфантильности. Он может появиться вследствие сенсомоторных нарушений, вызванных органическим поражением мозга, из-за педагогической запущенности или умственной отсталости. Он может быть также проявлением интеллектуализма (раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы). Рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим изображением, характеризуется тем, что некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы (что соответствует реальному строению человеческого тела), в то время как другие части как бы «приклеены». Например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от ту-ловища четкой границей. Такой способ изображения типичен для детей в возрасте 7-9 лет; начиная с 10-летнего возраста, он может рас-сматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и образного мышления в целом. Начиная с 12 лет – это показатель явного отставания в развитии образного мышления.

3) Количественная оценка выполнения задания может быть получена следующим образом. Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка ─ 0 баллов. Если имеются голова и туловище, то ставится по 2 балла за каждую из следующих деталей: глаза (2 глаза засчитываются за одну деталь), рот, нос, руки (2 руки ‑ одна деталь), ноги (2 ноги ‑ одна деталь). По 1 баллу ставится за каждую из следующих деталей: уши, волосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла. Если способ изображения ─ пластический, то ставится 8 дополнительных баллов; если он носит промежуточный характер между пластическим и схематическим ─ 4 дополнительных балла; если он схематичен, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.

Таким образом, минимальный балл за это задание - 0, максимальный (при наличии всех перечисленных выше деталей и пластическом способе изображения) ‑ 26 баллов. Примерные возрастные нормы приведены:

Возраст 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет ≥11 лет
Баллы 4-11 7-14 12-16 17-21 20-23 22-25 24-26

Показатели личностных особенностей:

4) Признаки повышенной импульсивности. При высокой импульсивности, нарушениях организации действий линии в рисунках часто не доводятся до конца (контур оказывается незамкнутым) или, наоборот, «проскакивают» дальше, чем нужно. Рисунок выполняется очень быстро. Низка его детализированность. Для импульсивных детей характерна линия с сильным нажимом.

К признакам импульсивности относятся также отклонения от вертикали («падающая» (наклоненная) фигура человека); грубые нарушения симметрии; неудачное размещение рисунка на листе (на рисунке человека не хватает места для ног или же он упирается головой в верхний обрез листа).

5) Признаки демонстративности. Демонстративность проявляется, прежде всего, в украшательстве, наличии необязательных деталей. Например, в рисунках людей ─ это оборки, кармашек, узор на платье, перья на шляпе. Необязательные детали не следует путать со второстепенными. Так, шея и уши ─ детали, обязательные для каждого человека, хотя и второстепенные по сравнению с туловищем, ртом или глазами; а вот бантики на туфлях - деталь совершенно не обязательная, украшательская. Из второстепенных (но обязательных) деталей демонстративные дети предпочитают ресницы, прическу, нередко тщательно вырисовывают губы. На рисунке человека для демонстративных детей типично изображение не «просто человека», а определенного персонажа: короля, принцессы, рыцаря, клоуна, феи, бандита и т.п. Для демонстративных, детей, стремящихся привлечь к себе внимание окружающих, характерны позитивные самооценочные высказывания, предваряющие реальное выполнение задания («Я хорошо умею рисовать», «Такие рисунки получаются у меня лучше всего»), сопровождающие его («У меня хорошо получается») или относящиеся к достигнутому результату («Смотрите, как хорошо получилось!»). Такая оценка часто наблюдается у детей, привыкших к похвалам взрослых, и свидетельствует о достаточно яркой демонстративности. Обычно она не связана с высокой самооценкой, а служит средством понравиться.

6) Признаки тревожности, страха, ожидания агрессии. Наиболее распространенный признак тревожности ‑ это многочисленные самоисправления. Особенно показательны бессмысленные исправления (такие, которые не ведут к реальному улучшению результата). Исправления могут вноситься со стиранием прежних линий или без стирания (в последнем случае вместо одной линии появляется несколько). Характерный признак тревожности ─ линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок опасается, что, если он проведет ее сразу (одним движением), то она может пойти не туда, куда нужно. Для тревожных детей типична штриховка всего рисунка или какой-либо его части. При острой тревоге штриховка обычно бывает размашистой, небрежной. О тревожности, неуверенности в себе говорит отрицательная оценка, даваемая себе ребенком в процессе деятельности («Я плохо умею рисовать», «Человека я нарисовать не могу», «Что-то не то у меня получается») или по ее окончании («Ничего не получилось!»). Такие оценки обычны у ребенка, привыкшего к неуспеху. Очень часто речь идет не об абсолютном неуспехе, а об относительном, т.е. о несоответствии между достигаемыми результатами и завышенным уровнем притязаний. Этот признак тревожности может проявляться во всех тестах, используемых при обследовании. Об эмоциональной нагрузке свидетельствует также локальный отказ от рисования. При повышенной тревожности, и особенно при наличии страхов, на рисунках человека часто изображаются глаза преувеличенного размера. Особенно характерно зачернение (штриховка с сильным нажимом) радужки или всего глаза. В этом случае можно предположить, что у ребенка имеется фобия (например, страх темноты, высоты, животных, замкнутых пространств или еще чего-либо).

7) Агрессивность, асоциальные тенденции. По рисунку человека предположение об агрессивных тенденциях может быть сделано на основе непосредственного впечатления (когда изображенный человек производит на зрителя впечатление злого, агрессивного). Точки на лице, изображающие щетину, большие кулаки, оружие (пистолет, сабля и г.п.) также могут свидетельствовать об агрессивности. Для мальчиков в подростковом возрасте все эти признаки вполне нормальны, поскольку для этого возраста характерно повышение агрессивности. В дошкольном, младшем школьном и юношеском возрастах это признаки того, что у данного ребенка агрессивность повышена по сравнению со средним уровнем. В младшем школьном возрасте эти проявления могут свидетельствовать о преждевременном начале подросткового психологического кризиса. Непропорционально большой рот, нарисованный с повышенным нажимом, изображение зубов (особенно если они выделены нажимом или нарисованы более тщательно, чем остальные части лица) ‑ частые признаки вербальной агрессии, т.е. склонности ругаться, оскорблять других людей и т.п.

8) Астенизация, депрессивные тенденции, эмотивность. При астении рисунки выполняются с очень слабым нажимом на карандаш (так что иногда линия бывает почти не видна). Характерна крайне низкая детализированность рисунков. Сильно варьирующий нажим, когда одни линии проведены со слабым нажимом, а другие ─ с сильным, характерен для высокой эмоциональной лабильности (эмотивности). Это позволяет предположить, что у ребенка может часто и легко, без видимой причины, изменяться настроение.

Депрессивные тенденции проявляются в уменьшении размеров рисунка (рисунок занимает менее 1/4 листа по вертикали). Весьма типично также помещение рисунка в углу листа. Депрессивные тенденции часто сочетаются с астенизацией.

9) Значимость сексуальной сферы. В рисунке человека интерес к сексуальной сфере проявляется в любом выделении первичных или вторичных половых признаков. Это может быть усиленный нажим на карандаш, большее, чем на рисунке в целом, количество стираний и исправлений, особо тщательное вырисовывание женской груди или бедер, подробная прорисовка мужской мускулатуры, особо широкие бедра у женской фигуры и преувеличенно широкие плечи у мужской. Значимость сексуальной сферы проявляется также в особо тщательной прорисовке губ, ресниц, прически, в изображении украшений (серьги, кольцо, кулон). О высоком интересе к сексуальной сфере говорит изображение человека обнаженным (речь идет о пластическом изображении, а не о схеме, на которой одежда отсутствует из-за низкой техники рисования). Так же интерпретируется изображение провокативной одежды (с особо большим декольте, подчеркнутым разрезом па юбке и т.п.).

10) Сфера общения. Важнейший показатель эмоциональной насыщенности общения ─ изображение рук на рисунке человека. Редуцированные (резко уменьшенные) или отсутствующие кисти рук, отсутствие пальцев или полное отсутствие рук обычно говорит о недостаточной практике общения, которая может быть вызвана разными причинами. Это может быть сильная интровертированность или аутизация (тогда отсутствие кистей сочетается с признаками интровертности). Возможен вариант широкого, но формального, поверхностного общении (отсутствие кистей сочетается с экстравертивной позой). Отсутствие кистей может быть также признаком невладения средствами общения (т. е. неумения общаться). Отсутствие кистей рук может быть мотивированным (руки за спиной или в карманах) и немотивиронанным (руки как бы обрезаны). Интерпретация в том и другом случае одинакова.

Резкая преувеличенность кистей, особо длинные пальцы при экстравертной позе ─ это, как правило, показатель очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении.

Тест «Незаконченные предложения»

Тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме. Все ответы ребенка следует записывать дословно. Время реакции фиксировать лучше без помощи секундомера (это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом). Лучше, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала.

Инструкция: «Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты должен закончить его. Теперь ─ внимание! Отвечать нужно быстро, и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения: «Каждое утро...»

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если вам показалось, что он назвал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. При необходимости объясните правило еще раз. В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам: к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.

3. Мы любим маму, а… 16. Если бы не было школы…

15. Я думал, что мама чаще всего… 18. Когда думаю о школе, то…

7. Отцы иногда… 1. Я думаю, что людей больше…

9. Чтобы наш папа… 6. Я достаточно ловкий, чтобы…

5. Мой брат (сестра)… 21. Я самый слабый…

11. Если бы мой брат (сестра)… 17. Я весь трясусь, когда…

10. Мои близкие думают обо мне, что я… 13. Я хочу, чтобы у меня не было…

2. Ребёнок в семье… 14. Больной ребёнок…

4. Бываем среди детей, но… 19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…

8. Дети, с которыми я играю… 22. В будущем я хотел бы…

12. Мои друзья меня часто… 24. Всегда мечтаю…

23. Мой учитель (учительница)… 20. Был бы очень счастлив, если бы я…

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствует реальности. Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста.

Интерпретация результатов проводится в соответствии со следующим ключом:

а) отношение к матери ─3, 15;

б) отношение к отцу ─ 7, 9;

в) отношение к братьям, сестрам ─ 5, 11;

г) отношение к семье ─ 2, 10;

д) отношение к ровесникам ─ 4, 8, 12;

е) отношение к учителям и школе ─ 23, 16, 18;

ж) отношение к людям в целом – 1;

з) отношение к собственным способностям ─ 6, 21;

и) негативные переживания, страхи ─ 13, 17, 19;

к) отношение к болезни – 14;

л) мечты и планы на будущее ─ 20, 22, 24.

Наши рекомендации