Лёгкая атлетика – королева спорта

О целительном влиянии бега давно сложены легенды. Бег в рекламе не нуждается – и это не мода, бег – это жизненная необходимость.

При тренировке в отдельных видах лёгкой атлетики в качестве дополнительных видов рекомендуются:

для прыгунов – бег на дистанции до 400м, барьерный бег,

для метателей – бег на дистанции до 200м, барьерный бег.

Бег и прыжки используются при тренировочных занятиях и в других видах спорта для развития функциональной базы, для подготовки организма к соревнованиям и т.д.

Историческая справка

На берегу Алфея в Афинах расположено местечко Олимпия у подножия холма Кронос, где оборудована была площадка для проведения древних спортивных состязаний.

Оттуда и пошло название «Олимпийские игры». В отличие от истмийских, пифгейских, немецких игр, эти игры считаются самыми главными, самыми авторитетными. Каждый атлет Древней Эллады считал за счастье быть олимпийцем.

К большому сожалению, историки и сегодня не могут сказать, где и когда были проведены самые первые спортивные состязания древнего мира, считается, что ещё в 1580 году до нашей эры проводились олимпийские игры, но были ли они первыми, этого с точностью не может сказать никто.

Спринт – в переводе с английского означает «быстрый бег» – самый древний вид спортивных состязаний.

По преданию мифический Геракл основал первую дистанцию для бега. Он отмерил 600 собственных ступней, назвал это расстояние стадием (вот откуда произошло «стадион») и сказал юношам «Состязайтесь в беге». Длина стадий колебалась приблизительно до 195м, значит, спринтеры древней Эллады состязались в беге на 200м по прямой.

Первыми чемпионами и рекордсменами современных Олимпийских игр в беге были американцы. Если просмотреть таблицы всех современных Олимпийских игр, то несомненное превосходство спринтеров США очевидно и этому удивляться не стоит, т.к. спринт в США издавна пользуется самой большой популярностью.

Американский спринт дал миру многих талантливых бегунов, самым выдающимся из них был негритянский бегун Джесси Оуэнс. В 1935 году Оуэнс установил на протяжении двух дней 7 мировых рекордов в спринтерском, барьерном беге и прыжках в длину. В 1936 году на XI Олимпийских играх он выиграл золотые медали в беге на 100 (10.2сек) и 200м (20.3сек) и эстафете 4x100м, а также в прыжках в длину.

К сожалению, до 1946 года наши спринтеры не могли похвалиться достижениями хотя бы европейского масштаба. На чемпионате Европы 1946г. москвичка Евгения Сеченова выиграла 2 золотые медали, а Николай Караулов стал чемпионом в беге на 200м. Его достижения улучшил Эдвин Озолин, потом Владислав Сапея повторил европейский рекорд – 10.0сек.

В 1971г. Валерий Борзов установил рекорд Европы на 200м – 20.2, а на XX Олимпийских играх показал ровно 20.0 секунд.

Возникновение и развитие лёгкой атлетики в зарубежных странах

Современная лёгкая атлетика впервые получила признание в Англии. В 1837 году состоялись первые состязания в беге на дистанцию около 2км. Пионерами в легкоатлетических состязаниях были университеты Оксфорд и Кембридж. В 1864г. между студентами этих учебных заведений состоялись первые легкоатлетические соревнования, проводившиеся в дальнейшем ежегодно. В программу соревнований входило 6 видов бега и два вида прыжков, впоследствии программа была дополнена метанием молота и толканием ядра. В 1865 году был основан лондонский английский клуб, а в 1880 году была образована любительская легкоатлетическая ассоциация, объединившая все буржуазные легкоатлетические клубы.

С 1880 года проводятся регулярные состязания в беге во Франции, а в конце 80-х годов образуется ассоциация французских обществ по легкоатлетическому спорту.

Начало развитию лёгкой атлетики в США было положено в 1868 году, когда был создан Нью-Йоркский атлетический клуб. Вскоре центрами развития лёгкой атлетики США становятся университеты. В 1874 году в Гарвардском университете состоялись первые соревнования по лёгкой атлетике, а в конце 80-х годов в США возник «Любительский легкоатлетический союз Америки» - руководящий орган страны по лёгкой атлетике.

Первые легкоатлетические соревнования в Германии были организованы крокетными и футбольными клубами в 1888 году, а в 1898 году была создана руководящая легкоатлетическая организация – Германское управление лёгкой атлетики.

В скандинавских странах лёгкая атлетика как самостоятельный вид спорта утвердилась в конце 80-х годов; Швеция – с 1887 года, Норвегия – 1897 год и в Финляндии – 1906 год.

В Венгрии, Польше, Чехословакии, Югославии и других государствах центральной Европы легкоатлетический спорт начал развиваться с 90-х годов прошлого столетия.

Итак, в конце XIX века лёгкая атлетика как вид спорта получила признание в большинстве стран.

Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта

лёгкой атлетики на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.

Все легкоатлетические упражнения делятся на пять разделов: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборье.

Наиболее важные упражнения включаются в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира, первенств Европы и России.

По ним присваиваются спортивные разряды и звания, а также введённое с 1965 года спортивное звание «Мастер спорта международного класса».

Ходьба и бег – естественные способы передвижения человека.

Во время ходьбы и бега в динамическую работу вовлекаются почти все мышцы тела, благодаря чему повышается обмен веществ в организме, увеличивается работа сердечнососудистой, дыхательной и других систем. С помощью ходьбы и различных вариантов бега можно постепенно повышать физическую нагрузку от небольшой до предельной. Ходьба и бег позволяют формировать, развивать и совершенствовать двигательные качества и навыки, необходимые для трудовой деятельности человека: выносливость, быстроту, силу, ловкость, умение быстро и экономно передвигаться, преодолевать препятствия и др. Ходьба и особенно бег, как средства тренировки, помогают повышать уровень достижений во всех видах спорта.

Ходьба как спортивное упражнение отличается по технике выполнения от обычной ходьбы и называется «спортивной ходьбой». Главная особенность её техники заключается в сохранении постоянного опорного положения.

Бег занимает центральное место в лёгкой атлетике.

В лёгкой атлетике применяются четыре разновидности бега:

1) гладкий,

2) бег с препятствиями,

3) эстафетный,

4) в естественных условиях – на местности.

Гладкий бег проводится по беговой дорожке стадиона (по кругу против часовой стрелки) на определённую дистанцию (короткую, среднюю, длинную, сверхдлинную) или на время.

Бег с препятствиями проводится по дорожке, на которой установлены искусственные препятствия – барьеры (от 5 до 10 одинаковых барьеров). Барьерный бег проводится только на короткие дистанции от 60 до 400м. Бег с препятствиями на 3000 и 1500м проводится по беговой дорожке и одному из секторов, на котором расположена яма с водой.

Эстафетный бег – вид командного бега. Дистанция делится на отдельные этапы по числу участников. Участник эстафетного бега, пробежав свой этап, передаёт эстафету очередному бегуну. Эстафеты могут состоять из одинаковых дистанций или смешанных. Эстафеты могут быть встречными, по круговой дорожке стадиона и по улицам города.

Бег в естественных условиях проводится по пересечённой местности (по полям, в лесу – кросс) на дистанции до 15км или по дорогам. Бег по самой большой дистанции в лёгкой атлетике – 42195 метров, называемой марафонской, проводится по дорогам, а также традиционные пробеги.

Прыжки – естественный и наиболее быстрый способ преодоления препятствий, характеризующийся кратковременными мышечными напряжениями. Они содействуют развитию способности концентрировать свои усилия, быстро ориентироваться в пространстве, а также развитию таких качеств, как сила, быстрота, ловкость, смелость. Спортивные прыжки в лёгкой атлетике выполняются через вертикальные (прыжок в высоту и прыжок с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок) препятствия.

Метания – это естественные способы перемещения снарядов в пространстве. Спортивные метания в лёгкой атлетике выполняются на дальность. Метания, как и прыжки, требуют кратковременных интенсивных напряжений, «взрывных усилий». Во время метаний энергично работают все основные мышечные группы тела спортсмена: мышцы ног, туловища, плечевого пояса и рук. Движения производятся по большой амплитуде, быстро и требуют точной, согласованной работы наиболее сильных мышц. Метания помогают совершенствовать ценные двигательные качества: силу, быстроту, ловкость.

В зависимости от веса и формы снаряда применяются три способа метаний: лёгкие снаряды (копьё) метаются с прямолинейного разбега из-за головы, более тяжёлые снаряды плоской формы (диск) и снаряды, имеющие специальную ручку для держания (молот) метаются с поворотами для наращивания скорости, снаряды, не имеющие ручки для держания (ядро) толкаются.

Многоборья включают в себя комплекс упражнений: бег, прыжки, метания. Результаты и рекорды в многоборьях определяются суммой очков, получаемых участниками соревнований за каждый вид.

Многоборье – прекрасное средство для достижения высокой разносторонней физической подготовленности и гармонического развития человека. Квалифицированные спортсмены добиваются высокого уровня подготовленности, используя многоборья и дополнительные виды спорта. Образно выражаясь, путь к рекордам лежит через многоборье.

Добиться звания мастера спорта, чемпиона, рекордсмена по десятиборью – наиболее трудная и почётная задача легкоатлетов.

Психологические особенности личности являются одной из важнейших характеристик модели сильнейших спортсменов. Выделяются ведущие психологические компоненты личности спортсмена: интерес к занятиям, стремление к совершенствованию, волевые качества (смелость, решительность), эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, психофизиологические качества: внимание, память, сенсомоторика, которые развиваются и совершенствуются в целенаправленных тренировках и соревнованиях.

Значение волевых качеств в циклических видах спорта – в легкоатлетическом беге:

1) ведущие волевые качества – настойчивость;

2) ближайшие к ведущим – самообладание, стойкость;

3) следующие за ними – инициативность, самостоятельность, решительность, смелость.

В процессе занятий лёгкой атлетикой возрастают показатели умственной работоспособности: восприятие, наблюдательность, память, внимание и др.

Значит, занятия лёгкой атлетикой способствуют совершенствованию психических свойств человека, улучшают деятельность его сознания; они развивают волю, характер, раскрывается единство психической и физической деятельности.

Классификация видов спорта.

Виды спорта, в зависимости от характера соревновательной деятельности, делятся на 4 группы:

1-я группа – циклические виды спорта (бег, коньки, лыжи, плавание, гребля, велоспорт и т.д.).

2-я группа – ациклические виды спорта (прыжки, метания, тяжёлая атлетика и др.)

3-я группа – скоростно-силовые виды спорта (баскетбол, футбол, волейбол, регби, бокс, борьба и т.д.)

4-я группа – сложно-координационные виды спорта (гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и др.)

В настоящее время почти во всех видах спорта, особенно в циклических, планируют и анализируют тренировочные нагрузки с учётом физиологического воздействия тренировочных упражнений.

По структуре движений легкоатлетические упражнения делятся на две группы:

1) циклические – упражнения, в которых многократно повторяются одни и те же движения (ходьба, бег). Перевод с греческого означает колесо, кругооборот.

ациклические или одноактные, т.е. упражнения без повторных движений – это прыжки и метания.

Определение цели и задач спортивной подготовки в условиях вуза.

Цель – достижение физического совершенства и высоких спортивных результатов, воспитать всесторонне физически подготовленных студентов к творческому труду и защите Родины.

Задачи:

1. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных возможностей.

2. Укрепление здоровья и всесторонне физическое развитие, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

3. Воспитание психической устойчивости, морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

4. Развитие инициативности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.

5. Воспитание привычек здорового образа жизни.

6. Совершенствование двигательных умений и навыков.

7. Приобретение специальных знаний по теории и методике спортивной тренировки, гигиене, восстановлению и др.

Наши рекомендации