Ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью

Н.П. Иванова, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией социальных проблем детства НИИ семьи

и воспитания РАО, М.Ф.Терновская, директор детского дома № 19 ЦАО г. Москвы

Изменение общей ситуации в развитии системы образования, переход на новую Национальную доктрину образования в сочетании с действием ряда экономических и политических факторов требуют пересмотра ряда концептуальных положений в отношении воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Национальный план действий в интересах детей) главной целью государственной политики обозначено обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной интеграции в общество.

Приоритетами в этой области деятельности являются:

• защита прав и интересов детей;

• ослабление негативных последствий сиротства;

• создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации.

Вопрос о коренном изменении российской системы государственного попечения детей, оставшихся без родительской заботы, или переходе к иным, более гуманным, формам их существования остается открытым.

Принимаемые меры не обеспечивают приостановления роста числа детей, нуждающихся в государственном попечении. Общее число детей-сирот в настоящее время составляет 662,5 тысячи. Только 10% стали сиротами вследствие смерти родителей или инвалидности, остальные — социальные сироты, сироты при живых родителях.

Ситуация вынужденного обстоятельствами жизни неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями (лицами их заменяющими) обязанностей по воспитанию детей осложняется духовно-нравственной деградацией семьи. Но из года в год растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие, а также растет число безнадзорных детей. Сохранение семьи как одного из основных институтов позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание общенациональной идеи, способной консолидировать общество, стимулировать его самовозрождение.

В настоящее время предпринимаются попытки реформирования системы органов опеки и попечительства. В содержание деятельности органов опеки и попечительства все более активно включается профилактическая работа с семьями разной степени неблагополучия; специализированная помощь детям, подвергшимся жестокому обращению, нуждающимся в социальной реабилитации, детям-беженцам, а также детям, пострадавшим от экологических и техногенных катастроф. Реформирование органов опеки и попечительства, расширение не только их функций, но и возможностей — одна из задач органов управления всех уровней. Ее решение связано с обновлением нормативно-правовой базы и формированием позитивного отношения общества к проблеме обеспечения права детей жить и воспитываться в семье.

Если учитывать, что российское законодательство провозгласило семейное устройство приоритетным, наиболее острыми являются три задачи:

• сохранение семьи для ребенка;

• при невозможности сохранения — устройство ребенка в замещающую семью;

• профессиональная работа и помощь семье, чтобы появилась возможность или возврата ребенка в кровную семью, или нормальная жизнь в замещающей семье.

Отечественный и мировой опыт ярко показал, что гарантии благополучного будущего ребенка-сироты в семье значительно выше, чем устроенного в учреждение. Тот же опыт свидетельствует, что воспитание и содержание ребенка-сироты в семье обходится государству и обществу значительно дешевле, чем в учреждении.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, в настоящее время передаются преимущественно в семьи. В 2003 году в семьи было передано более 60%, а в интернатные учреждения — около 40%.

Но при всем этом более 235 тысяч детей проживают в учреждениях. И главной задачей сегодняшнего дня является развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Например, суть социальной технологии создания детской деревни заключается в том, что ребенок помещается в детское учреждение особого типа. У него есть свой дом, воспитательница, которую он называет мамой, братья и сестры (тоже из числа детей, оставшихся без попечения родителей). Каждая «семья», состоящая из «мамы» и восьми детей, живет в отдельном доме или квартире, у них есть собственные наличные деньги, свое хозяйство. Дети посещают муниципальные детские сады и школы. Для работы в такой детской деревне «мама» проходит специальную психолого-педагогическую подготовку, психолог помогает ей в воспитании детей. Данная технология позволяет преодолеть многие недостатки традиционного детского дома — у детей появляется чувство собственного дома, безопасности, они вырастают более адаптированными к условиям современной жизни.

Технология создания пансионата семейного воспитания почти идентична предыдущей. Различие состоит в том, что дети проживают не в деревне, а в городе, каждая семья в отдельной квартире, но все в одном здании.

Восстанавливаются религиозными организациями приходские детские дома, которые были распространены в России, когда детские приюты возникали при церквях и монастырях.

Все перечисленные технологии привнесены в российскую действительность сравнительно недавно. Их внедрение не получило еще массового распространения, что соответственно не повлияло существенным образом на решение проблемы социального сиротства. Однако все они представляют собой более мягкую форму детского учреждения, в которой возможно более полноценное воспитание детей.

Если опека и усыновление относятся к традиционным формам устройства детей, которые в последнее время, к сожалению, стали сокращаться, то достаточно новой, экономически и педагогически выгодной для детей и государства является патронатное воспитание. Эта система предусматривает создание в России института профессиональных воспитателей замещающих семей на определенное время.

Суть данной технологии заключается в том, что ребенок помещается на определенный срок в обычную семью. Это может быть ребенок из детского дома или это дети из неблагополучных семей, изъятые временно до выяснения ситуации. После того как ребенок получит необходимую помощь в патронатной семье (это может быть ликвидация последствий стресса, проявленной родителями жестокости или что-то иное), он возвращается в свою кровную семью, если в ней изменились условия. Семья, пожелавшая стать патронатной, проходит обследование и предварительное обучение. Она должна быть открытой для постоянного контакта с психологом и социальным работником, которые отслеживают психологическое состояние ребенка. Возможен контакт такой семьи с биологической семьей ребенка для выстраивания совместных перспектив его будущей жизни. Непременным условием таких контактов является участие в воспитании приемного ребенка социального работника.

Патронатные семьи получают развитие в России. Опыт детского дома № 19 Центрального административного округа г. Москвы, семейных центров Владимирской области, Пермской области показывает, что форма патронатного воспитания адекватна экономической ситуации в России: оформление отношений через трудовое соглашение дает работу патронатным воспитателям, гарантируя при этом возможность обучения, воспитания и развития ребенка в нормальных семейных условиях. Интерес к реализации данного проекта проявили Республика Карелия, Владимирская, Пермская, Саратовская, Калининградская, Ростовская обл., Приморский край и другие регионы.

Эта форма обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье представляется перспективной, так как имеет достаточно широкую сферу применения. Она может быть использована в целях компенсации недостающего воспитанникам детских домов опыта семейной жизни на этапе их подготовки к выходу в самостоятельную жизнь.

Зарубежный опыт говорит о том, что планирование попечения является системообразующим фактором при создании модели защиты прав ребенка, т.к. позволяет проследить за судьбой каждого ребенка и обеспечить удовлетворение его потребностей наилучшим образом. Работа по планированию попечения основана на том, что часть полномочий по защите прав ребенка сохраняется у органа опеки и попечительства в течение всего времени после признания ребенка находящимся в трудной жизненной ситуации, которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи (для краткости, для обозначения этой категории детей предлагается использовать термин — дети, нуждающиеся в государственной защите) и до возврата ребенка родителям либо до усыновления ребенка. Для лучшей защиты прав ребенка необходимо ввести разграничение прав и обязанностей по защите прав ребенка между его родителями (если они не лишены прав), органом опеки и попечительства и гражданами, взявшими ребенка на воспитание (если ребенок устроен в семью; в случае устройства его в учреждение — часть прав по законному представительству интересов ребенка передается администрации учреждений).

С утверждением разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка связана возможность введения новой формы профилактики сиротства — социального патроната — формы индивидуально-профилактической работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, и его семьей.

Сохранение части прав у органа опеки дает основание для создания механизма, при котором помощь семье, взявшей ребенка на воспитание, будет производиться в любом случае. Появляется юридическое основание для того, чтобы часть полномочий по защите прав ребенка возлагалась на орган опеки (например, юридическая защита, оформление документов, медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи и т. п.).

Такое сопровождение необходимо для любого ребенка и для любой семьи, взявшей ребенка на воспитание. В случае приемной семьи при опеке такое сопровождение возможно лишь по запросу и желанию приемного родителя и опекуна, т. к. они обладают всеми правами по защите прав ребенка.

В этом смысле патронатная форма воспитания имеет больше преимуществ. Для обеспечения работы, как по социальному патронату, так и по устройству в семью, а также для обеспечения социально-юридической и реабилитационной работы с ребенком и принимающей (патронатной) семьей, создаются службы, которые наделяются полномочиями органа опеки и попечительства (делегирование органом опеки и попечительства части его полномочий).

Тем самым качественно меняется вся работа по опеке и попечительству — она становится по-настоящему профессионально обеспеченной, обоснованной, становится возможным проводить работу по планированию попечения (т. е. проводить постоянную оценку успешности мер по защите прав ребенка и корректировку этих мер, чего раньше не делалось).

В качестве уполномоченных учреждений могут быть использованы детские дома, дома ребенка, приюты, реабилитационные медико-социальные центры и прочие учреждения, входящие в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений (такую роль могут выполнять и аналогичные негосударственные учреждения).

Координирующая роль будет принадлежать органу местной власти (органу опеки и попечительства), который будет привлекать учреждения различной ведомственной подчиненности в зависимости от их возможностей и успехов — либо для создания на их базе уполномоченных учреждений, либо для формирования социальной сети учреждений, обеспечивающих помощь семье и детям, нуждающимся в государственной защите.

В соответствии с соглашениями от 1994 г. в центральном учебном округе города Москвы был открыт детский дом № 19 — первый в России детский дом, предоставляющий патронатное воспитание.

Это был эксперимент, который позволил создать модель уполномоченного учреждения органа опеки, предоставляющего патронатное воспитание, и отработать основные технологии работы:

• служб социально-реабилитационного сопровождения ребенка и семьи при помещении ребенка на патронатное воспитание;

• служб по устройству ребенка в семью;

• технологию социального патроната и планирования попечения.

Целью детского дома является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, помещение ребенка в патронатную семью или, если это возможно, возвращение ребенка в кровную семью, а также работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (социальный патронат).

Для реализации данных задач детский дом имеет следующую структуру:

Стационарные группы детского дома:

• приемное отделение;

• реабилитационная группа;

• группа по подготовке детей к помещению в семью (социальная семья).

Эти группы представляют собой патронатные семьи, постоянно проживающие в помещении детского дома совместно с социальными мамами (социальными родителями).

Социально-правовой отдел:

• социальная служба по работе с детьми. Осуществляет оценку и мониторинг развития и воспитания детей, находящихся в стационарных группах и семьях патронатных воспитателей, организует связи патронатных семей с другими подразделениями, отвечает за защиту прав и законных интересов воспитанников, содействует в сборе необходимой информации для определения правового статуса выявленного ребенка, места жительства его родителей (законных представителей), места его учебы, медицинского наблюдения, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана.

• службы социального патроната. Организует профилактическую работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, проживающими на территории районной управы центрального округа г. Москвы, и в которых имеется угроза жизни, здоровью ребенка, его нормальному развитию, ведет работу с кровной семьей ребенка, зачисленного в детский дом в целях возврата в нее ребенка, руководит работой патронатных воспитателей в кровных семьях, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана, осуществляет оценку и мониторинг развития и воспитания детей, находящихся на социальном патронате, организует связи этих детей и их семей с другими службами детского дома, отвечает за защиту прав и законных интересов этих детей.

Отдел по устройству детей на воспитание в семью (на патронатное воспитание):

Этот отдел информирует общественность о патронатном воспитании, ведет поиск, отбор и подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в свою семью, стать патронатными воспитателями для ребенка, находящегося на социальном патронате в кровной семье, а также оказывает им необходимую помощь, консультирует патронатных воспитателей, а также семьи группы риска соответствующей районной управы ЦАО.

Реабилитационная служба:

Данная служба осуществляет индивидуальную реабилитационную работу с воспитанниками, разрабатывает индивидуальные планы развития ребенка, осуществляет программы по индивидуальной трудовой ориентации. Внутри этой службы создана медицинская и психологическая детская служба. Также возможно создание диагностического класса развивающего (домашнего) обучения (целью диагностического класса является подготовка ребенка к обучению в массовой школе).

Для каждого воспитанника реабилитационная служба:

• осуществляет комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику;

• проводит прогнозирование развития ребенка и определяет методы и формы реабилитационно-коррекционной работы;

• составляет индивидуальную программу развития ребенка (индивидуальный план развития ребенка);

• организует осуществление реабилитационных программ;

• производит мониторинг развития ребенка;

• участвует в принятии решения о подборе для каждого из воспитанников совместимой с ним семьи из числа семей, найденных и подготовленных службой по организации семейного воспитания, участвует в утверждении индивидуального плана развития ребенка;

• консультирует воспитателей, осуществляющих воспитание ребенка.

Таким образом, можно утверждать, что патронатное воспитание сегодня имеет все необходимые условия (технологическое обеспечение, нормативно-правовую базу, которую может создавать себе каждый регион, наработанный опыт, который можно использовать как определенную систему.)

Постановление об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и средне профессионального образования, аспирантов и докторов

В целях осуществления государственной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов Правительство Российской Федерации постановляет:


1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (далее именуется - Типовое положение).

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в ведении которых находятся государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, осуществлять финансирование мероприятий по стипендиальному обеспечению и материальной поддержке студентов, аспирантов и докторантов в соответствии с Типовым положением в пределах бюджетных средств, предусмотренных на образование.

3. Министерству образования Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Постановлением и до 1 ноября 2001 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении необходимых изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.

4. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 59 "О стипендиях аспирантов научно - исследовательских учреждений" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 6, ст. 444);

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 741 "Об утверждении Положения о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 27, ст. 3276);

пункт 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 999 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ч. II, ст. 130).

5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2002 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 27 июня 2001 г. N 487

Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторов


I. Стипендиальное обеспечение студентов, аспирантов и докторантов

1. Настоящее Типовое положение определяет порядок выплаты стипендий и оказания других форм материальной поддержки студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования (далее именуются - образовательные учреждения) и научных организациях. Для негосударственных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.

2. Стипендии, являясь денежной выплатой, назначаемой студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях, подразделяются на:

стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации;

государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов;
государственные (муниципальные) академические стипендии;
государственные (муниципальные) социальные стипендии;
именные стипендии.

3. Стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации назначаются студентам и аспирантам, обучающимся в образовательных учреждениях и научных организациях, достигшим выдающихся успехов в учебной и научной деятельности, в соответствии с положениями, утвержденными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

4. Государственные (муниципальные) стипендии назначаются аспирантам и докторантам, обучающимся в образовательных учреждениях и научных организациях, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

5. Государственные (муниципальные) академические и социальные стипендии назначаются студентам, обучающимся в образовательных учреждениях, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

6. Государственные (муниципальные) академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности.

7. Государственные (муниципальные) социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи.

8. Именные стипендии учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и назначаются студентам, аспирантам и докторантам.

II. Осуществление материальной поддержки студентов,
аспирантов и докторантов. Размеры стипендий

9. Материальная поддержка студентов, аспирантов и докторантов осуществляется за счет:

а) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделяемых:

на стипендиальное обеспечение и премирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на оказание помощи нуждающимся студентам, аспирантам, докторантам и организацию культурно - массовой и физкультурно - оздоровительной работы, санаторно - курортного лечения и отдыха;
для выплаты аспирантам и докторантам ежегодного пособия на приобретение научной литературы;
для выплаты студентам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей;
на социальную поддержку в виде выплаты компенсации в связи с удорожанием питания в студенческих столовых, оплаты льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте;
б) средств, предназначенных для выплаты именных стипендий;
в) внебюджетных средств.

10. Размер государственной (муниципальной) академической стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше размера стипендии, установленного законом.

11. Размер государственной (муниципальной) социальной стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше полуторакратного размера стипендии, установленного законом для учреждения соответствующего уровня профессионального образования.

12. Объем бюджетных средств, направляемых образовательным учреждением на выплату государственных (муниципальных) социальных стипендий, не может превышать 50 процентов бюджетных средств, предназначенных для выплаты государственных (муниципальных) академических и социальных стипендий.

13. Размеры стипендий для аспирантов и докторантов устанавливаются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

14. Размеры именных стипендий для студентов, аспирантов и докторантов определяются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, учредившими эти стипендии.

III. Порядок назначения и выплаты государственных
(муниципальных) академических и именных стипендий

15. Выплата стипендий студентам, аспирантам и докторантам производится в пределах стипендиального фонда, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стипендиальный фонд предназначается для выплаты стипендий и определяется с учетом контингента студентов, аспирантов и докторантов и размера стипендии, установленного законодательством Российской Федерации для каждой категории обучающихся.

16. Распределение стипендиального фонда и процедура назначения стипендий студентам, аспирантам и докторантам регулируются в порядке, утвержденном ученым советом (советом) образовательного учреждения в соответствии с его уставом и согласованном со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (при ее наличии) и с представителями студентов.

17. Назначение государственной (муниципальной) академической стипендии производится приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии. В состав стипендиальной комиссии могут включаться представители студенческого профсоюзного комитета, представители студентов.

18. Государственная (муниципальная) академическая стипендия может быть назначена студентам, обучающимся на "отлично", или на "хорошо" и "отлично", или на "хорошо".

19. Аспирантам и докторантам стипендии назначаются приказом руководителя образовательного учреждения или научной организации при зачислении и по результатам ежегодной аттестации.

20. Выплата государственной (муниципальной) академической стипендии производится один раз в месяц.

21. Выплата государственной (муниципальной) академической и именной стипендий студенту, аспиранту и докторанту прекращается с месяца, следующего за месяцем издания приказа о его отчислении.

22. За особые успехи в учебной и научной деятельности студентам, аспирантам и докторантам в пределах имеющихся средств могут устанавливаться повышенные стипендии в порядке, определенном ученым советом (советом) образовательного учреждения или научной организации.

23. Порядок назначения и выплаты именных стипендий для студентов, аспирантов и докторантов определяется органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

IV. Порядок назначения и выплаты
государственных (муниципальных) социальных стипендий

24. Государственные (муниципальные) социальные стипендии назначаются в обязательном порядке студентам:

из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп;
пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;
являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий.

25. Право на получение государственной (муниципальной) социальной стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно.

26. Назначение государственной (муниципальной) социальной стипендии осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии образовательного учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде.

27. Выплата государственной (муниципальной) социальной стипендии производится один раз в месяц.

28. Выплата государственной (муниципальной) социальной стипендии приостанавливается при наличии задолженности по результатам экзаменационной сессии и возобновляется после ее ликвидации с момента приостановления выплаты указанной стипендии.

29. Выплата государственной (муниципальной) социальной стипендии прекращается в случае:

отчисления студента из образовательного учреждения;
прекращения действия основания, по которому стипендия была назначена.

30. Выплата государственной (муниципальной) социальной стипендии прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором был издан приказ руководителя образовательного учреждения о прекращении ее выплаты.

31. Студенты, получающие государственную (муниципальную) социальную стипендию, имеют право претендовать на получение государственной (муниципальной) академической стипендии на общих основаниях.

V. Другие формы материальной поддержки студентов,
аспирантов и докторантов

32. Студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных, муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства за счет соответствующих бюджетов на оказание помощи нуждающимся студентам в размере пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в соответствующих бюджетах.

33. Решение об оказании единовременной материальной помощи принимается руководителем образовательного учреждения или научной организации на основании личного заявления студента, аспиранта, докторанта.

34. При оказании материальной помощи студентам учитывается мнение студенческой группы и студенческой (объединенной) профсоюзной организации образовательного учреждения (при ее наличии).

35. Аспирантам и докторантам выдается ежегодное пособие в размере 2-месячной стипендии для приобретения научной литературы.

36. Студентам из числа детей - сирот и детей, обучающихся по очной форме обучения и оставшихся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие в размере 3-месячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

37. Аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения, на период их болезни продолжительностью свыше одного месяца при наличии соответствующего медицинского заключения продлевается срок обучения и выплачивается стипендия в пределах средств стипендиального фонда образовательного учреждения или научной организации.

38. Социальная поддержка в виде выплаты компенсации в связи с удорожанием питания в студенческих столовых, оплаты льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, оплаты санаторно - курортного лечения и в других формах оказывается студентам в порядке, устанавливаемом образовательным учреждением по согласованию со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (при ее наличии) в зависимости от материального положения студентов.

ПАСПОРТ СЕМЬИ

1. Ф.И.О. участника, возраст:

__________________________

2. Состав семьи (Ф.И.О., профессии и место работы, должности членов семьи) _________________________________________________________________3. Образование членов семьи.

_______________________________________4. Жилищные условия.

_______________________________________5. Материальное обеспечение.

__________________________6. Устойчивость семьи.

· живут дружно ________________________________________________________

· ссорятся _____________________________________________________________

· разведены __________________________________________________________

7. Как организован досуг семьи?

· дети и взрослые совместно ____________________________________________

· дети и взрослые отдельно _____________________________________________

· по своему усмотрению каждый сам______________________________________

8. Какие учреждения посещал и посещает ребенок?

· ясли_________________________________________________________________

· детский сад __________________________________________________________

· внешнее учреждение __________________________________________________

· школа интернат ______________________________________________________

· группа продленного дня ______________________________________________

9. Степень заинтересованности родителей личностью ребенка.

· общается с детьми ____________________________________________________

· ведение хозяйства ____________________________________________________

● забота об интересах и потребностях ребенка ______________________________

● посещение родительских собраний ______________________________________

● контроль выполнения домашних заданий _________________________________

10. Характер распоряжений отдающиеся ребенку членами семьи, их тон.

_____________________________________

11. Соотношение запретов и разрешений.

_____________________________________

12. Характер и количество наказаний ребенка.

_____________________________________

13. Место и роль игры в жизни ребенка.

_____________________________________

14. Традиции семьи.

_____________________________________

15. Какую работу с ребенком могут организовать родители по месту жительства? (соседи ребенка, друзья, родственники)

________________________________________

Наши рекомендации