Глава 7. Педагогический практикум
Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.
Вопросы и задания
1. Каков стиль деятельности и поведения учителя?
2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.
3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной классно-урочной
формы организации обучения?
Проблемные задачи
Задача 1.
— Различия в аминокислотных последовательностях молекул цитохрома С
(белок, необходимый для осуществления процесса митохондриального дыха
ния),— говорит учитель — увеличивается с ростом внешнего отличия между
группами животных. Сравнение цитохрома С простейшей бактерии с цитохромом
С других организмов дает следующие результаты, характеризующие их отличие
друг от друга в процентах:
■ бактерия и человек или млекопитающие — 65 %,
■ бактерия и птицы — 65 %,
■ бактерия и рептилии (черепаха, змея) — 65 %,
■ бактерия и рыбы — 65 %,
■ бактерия и различные растения — 66 %.
Докажите, в пользу какой концепции развития органического мира свидетельствует этот факт?
Задача 2.
На уроке математики учительница, прежде чем начать выводить формулу площади круга, предложила школьникам задачу следующего содержания:
— Для устройства мостов через небольшие речки под мостом укладывают тру
бу, пропускная способность которой должна быть не меньше пропускной способ
ности русла реки. Рассчитайте наименьшее значение диаметра трубы, чтобы реч
ная вода беспрепятственно текла по ней. Поперечное сечение представляет собой
трапецию с основаниями 5 и 9 м, высотой 1,2 м. .
Школьники сами определяли план решения задачи, разделившись на группы. Процесс нахождения площади сечения и диаметр трубы осуществлялся совместно с учительницей.
Задача на педагогическое стимулирование
В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса:
— Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто
получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня.
Педагогические задачи и их решение ■ 229
А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.
Вопросы и задания
1. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?
2. Можно ли перенести этот прием на подростков?
3. В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стра
тегии?
Задачи самовоспитания
3 ад а ч а 1.
Бенджамин Франклин (1706—1790) — выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:
■ Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения. --...-^
■ Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или
другому; избегать пустых разговоров.
■ Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого заня
тия иметь свое место и время.
■ Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукос
нительно выполнять то, что решено.
■ Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-
то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
■ Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли
и помыслы.
■ Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избе
гать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
■ Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты счи
таешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.
■ Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одеж
де и в жилище.
■ Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.
■ Скромность и т. д.
«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои често-
230 ■ Глава 7. Педагогический практикум
любивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта... » (Франклин Б. Избр. произв. М., 1956. С. 482-483).
Вопросы и задания
1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в кото
ром они важны для вас, начиная с самого главного.
2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я».
3 ад а ч а 2.
Чтобы составить личный план развития, надо высказать собственное отношение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы:
1. Деятельность — обучение в вузе и самореализация личности студента.
■ Хорошо ли я представляю выбранную специальность?
■ Помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей?
■ Какую работу я хотел бы выполнять по окончании вуза?
■ Что мной руководит и подталкивает к получению знаний сейчас? А через
пять лет?
■ Что может убедить меня, будто моя будущая работа будет отвечать моим лич
ным требованиям?
2. Человеческие отношения — в семье, в вузе, в общении с друзьями.
■ Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других людей?
■ Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?
■ Умею ли я слушать?
■ Навязываю ли я другим свое мнение и свои мысли?
■ Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
3. Здоровье — психофизическое состояние.
V
■ Каково мое самочувствие?
■ Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха?
■ Занимаюсь ли я спортом?
■ Каков мой вес (масса тела)?
■ Достаточно ли я сплю?
■ Забочусь ли я о своем теле?
■ Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состоя
ния?
4. Душевный комфорт — психическое состояние.
■ Занимаюсь ли я саморазвитием?
■ Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем?
■ Посещаю ли я выставки, концерты, театр?
■ Есть ли у меня какое-либо хобби?
■ Умею ли я владеть собой, своими эмоциями и состояниями?
■ Достаточно ли развита моя воля?
■ Что я могу сделать для душевного комфорта?
Педагогические задачи и их решение ■ 231
Задача 3.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:
1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах. 2)Прямота в словах и поступках.
3) Обдуманность действия.
4) Решительность с правом ответственности за поступок.
5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.
7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти
издерживать.
8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Вопросы и задания
1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?
2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?
3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспита
ния они в большей мере соответствуют?