Как не создать ситуацию «неудач, рождающих новые неудачи»?
ВО-ПерВых, стоит разобраться, действительно ли ребенок ги- перактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.
ВО-ВТОрых, необходимо научиться общаться со своим непосе- дой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выпол- нении домашних заданий. рассмотрим некоторые рекомендации:
• Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость,
унижение достоинства, злость. Выражения типа «Терпеть ненавижу»,
«Ты меня извел», «у меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. ре- бенок просто перестает их слышать.
• Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показы-
вая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. извинитесь, если не можете отвлечься («извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).
В-ТреТьих, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.
• если есть возможность, посадите гиперактивного ребенка за
первую парту, чтобы он был на виду и у него было меньше причин отвлекаться.
• Научите ребенка обращаться за помощью. Часто дети просто не
знают, как это сделать, и стесняются обращаться к учителю.
• Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. речь должна
быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однознач- ной: ребенок не поймет сложных заданий и длинных предложений. кроме того, убедитесь, что в инструкции (задании) понятно каждое слово. и не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребенок слу- шает вас.
• Чтобы обратить на себя внимание ребенка, используйте систему
жестов, мимику, дополнительные средства (например, положите свою руку на руку ребенка, поднимите карточку с кружком или восклица- тельным знаком). Внимание можно привлечь и словами, постукива- нием карандаша. Важно, чтобы это был один и тот же знак, чтобы он был приятен маленькому ученику и не вызывал у него раздражения.
• Обязательна работа «глаза в глаза», особенно при объяснении
нового материала. зрительный контакт позволяет ребенку сосредо-
точиться, не отвлекаться, особенно в тот момент, когда он получает задание.
• В ходе работы можно использовать систему четких и коротких
указаний: «Слушай, запомни, не торопись, подумай». Но не превра- щайте их в военные приказы, команды; тон должен быть доброжела- тельным, спокойным, мягким, даже ласковым. Старайтесь избегать слов: «Неправильно», «Не так», «Не стараешься»; целесообразнее говорить: «Давай внимательно посмотрим», «Попробуем сделать еще раз», «уже лучше, я знаю, у тебя все получится», – и т.п.
• Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен
быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
• Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно,
хорошо, обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить. При необходимости дайте повторное задание.
• При выполнении ребенком графических заданий (копирование,
списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.
• если задание большое, разделите его на части и к каждой из них
дайте новую инструкцию. Начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания.
• если что-то из работы необходимо отложить до завтра, стоит
записать это задание.
• Всем детям необходимы подбадривание и поддержка по ходу
выполнения задания – это придает им уверенность и стимулирует продолжение работы. Поэтому в ходе каждого занятия найдите повод (даже если это сложно), чтобы похвалить ребенка.
есть еще один способ индивидуальной работы с гиперактивными детьми, особенно эффективный при обучении письму. Он состоит в определенной последовательности действий, которые выполняют взрос- лый (педагог, родитель) и ребенок (при индивидуальной работе):
1. Взрослый объясняет задание. инструкция должна быть чет- кой, краткой, все слова должны быть понятны ребенку. (учтите, что порой непонятным может быть самое простое слово, напри- мер «скопируй», «срисуй». если вы просто говорите: «Срисуй»,
– не оговаривая, например: «...чтобы получилась точно такая же
фигура», – ребенок имеет право нарисовать и похожую фигуру, отличающуюся размерами.)
2. ребенок повторяет задание. Важно, чтобы он точно повторил все условия.
3. Взрослый объясняет, как нужно выполнять задание (с чего на- чинать, что делать дальше, как закончить и т.п.), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.
4. Взрослый еще раз повторяет последовательность выполнения задания и показывает, как это делать.
5. ребенок повторяет последовательность выполнения задания (если есть ошибки, повторить п. 4).
6. ребенок диктует взрослому последовательность выполнения задания, а взрослый выполняет задание. ребенок контролирует ход выполнения задания.
7. ребенок самостоятельно выполняет задание и оценивает его (если и в этом случае есть ошибки, можно предложить аналогичное задание и выполнить его в той же последовательности).
как видите, советы не сложны, но реализовать их на практике оказывается совсем не просто, особенно если педагог отказывается вникнуть в проблему и изменить свое отношение к ребенку.
Мы уже много раз упоминали, что жесткое обращение как вариант отрицательного реагирования или негативного подстегивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление. ребенку с дефицитом внимания помогает внешнее опосредование деятельности, то есть речевая инструкция, которая сопровождает его деятельность. Дома активизировать эти способы саморегуляции проще, чем в группе, детском саду. Необходимо просить ребенка про- говаривать алгоритм (план, последовательность) своих действий.
и родителям, и педагогам, встречающимися с такими психологи- ческими особенностями у ребенка, важно представлять возможные трудности, которые могут возникнуть при работе в группе подготовки к школе.
Одна из важных особенностей таких детей – низкая учебная мо-
тивация.
Мы уже отмечали недовольство взрослых и бесконечные неудачи ребенка при выполнении самых простых заданий (из-за трудностей
концентрации внимания, несформированности произвольной регуля- ции деятельности). и недовольство взрослых, и собственные неудачи, и повышенная тревожность разрушают желание учиться, снижают учебную мотивацию.
ребенок недостаточно ориентирован на приобретение новых зна- ний. у него отсутствует внутренняя установка на запоминание нового материала и инструкций, вводимых педагогом.
Однако такой ребенок заинтересован в получении положительной оценки своей деятельности. Эмоциональная составляющая процесса для него более важна, чем содержательная, поэтому такие дети часто дают импульсивные неверные ответы (они не поняли вопрос, но очень хотят быть социально желательными).
Так же легко у них фиксируются негативные реакции на критику и критикующего: содержание замечания может быть пропущено, а
«неприятный осадок» и, как следствие, избегание и отказ от сотруд-
ничества остаются.
Педагог может направлять и организовывать деятельность такого ребенка во время занятий.
ПеРВый меТОд. Метод привлечения внимания позволяет на- править внимание на важный материал. ребенка предупреждают о том, что начинается важный материал, который надо слушать внима- тельно: педагог (воспитатель) может обратиться к нескольким детям в группе с просьбой быть особо внимательными (это делается с целью не выделять гиперактивного ребенка на фоне остальных, не вызывать у него протестных реакций).
ВТОРОй меТОд, помогающий повысить восприятие и усвоение материала, – повтор за педагогом (воспитателем, родителем) инструк- ции. Важно помнить, что инструкция должна быть четкой, понятной (без незнакомых слов), разношаговой. При этом не важно, инструкция ли это к игре, правила ли выполнения задания. Важно, чтобы ребенок повторил ее, «чтобы все получше запомнить». ребенок с дефицитом произвольной регуляции деятельности, проговорив инструкцию, лучше ее усваивает.
ТРеТИй меТОд – четкое обозначение правил деятельности, которые также рекомендуется предлагать ребенку периодически про- говаривать. Чем четче построен режим взаимоотношений, тем проще ребенку с дефицитом внимания ему следовать. когда изо дня в день
повторяются одни и те же правила, особенности распорядка, он к ним адаптируется и воспринимает как должное. Постоянно меняющаяся обстановка у гиперактивных детей вызывает раздражение из-за труд- ностей переключения, которые они испытывают.
ЧеТВеРТый меТОд – внешнее опосредование деятельности. ребенок нуждается для лучшего усвоения материала во внешних опо- рах. Это могут быть схемы, рисунки, прописанные этапы выполнения заданий. Полезно вместе с ребенком составлять схемы, планы своих действий (можно в виде простых рисунков). кроме того, очень важную роль играет проговаривание ребенком своих действий вслух.
С этими рекомендациями должны быть знакомы не только педаго- ги, но и родители. их совместная работа, правильная тактика обще- ния помогают гиперактивному ребенку справиться со школьными проблемами.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что анализ трудностей обучения письму и чтению убедительно показыва- ет, что они возникают по разным причинам и по-разному проявляются у разных детей, поэтому и выбор вариантов помощи должен быть различным. Однако есть общие рекомендации, которые помогают сделать помощь более эффективной.
При работе с детьми, имеющими трудности обучения письму и чтению, попробуйте использовать следующие методы и приемы работы.
Наблюдая за ребенком, вы отмечаете, что во время само- стоятельных занятий он отвлекается и не реагирует на ваши замечания типа: «Перестань крутиться», «Не отвлекайся»,