ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В. Контроль школьных достижений – неотъемлемый элемент процесса обучения
ДИДАКТИКА
Контроль школьных достижений – неотъемлемый элемент процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях учебного процесса, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения какого-либо цикла обучения.
Исследованиями современных отечественных и зарубежных педагогов, методистов и психологов установлено, что систематическое и планомерное осуществление контроля является необходимым условием эффективности учебной деятельности школьников. От правильной постановки контроля, оценки и учета успеваемости зависит во многом успех всего учебно-воспитательного процесса. Данные учета информируют учителя о ходе и результатах учебной деятельности, отражают динамику развития учащихся; оценка успеваемости констатирует уровень достижений школьников в учебной деятельности, уровень развития необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно-волевых качеств. Важна психологическая сторона учета успеваемости: регистрируется активность мышления школьников, потенциал их памяти, наличие мотивации к учебе, сформированность такие черт характера, как личная ответственность, пунктуальность, выдержка, работоспособность.
В теории обучения не сложилось единого взгляда на сущность понятий «контроль», «оценка», «учет». В традиционной школьной практике эти понятия часто рассматриваются как синонимы. В последнее время в связи с использованием в дидактике и методике обучения основ кибернетики наметился дифференцированный подход к раскрытию сущности контроля, оценки и учета. Подчеркивается специфика каждого из понятий, с тем, чтобы эффективнее организовывать педагогическое руководство учебной деятельностью школьников.
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль по линии учитель-ученик) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося). Между контролем и самоконтролем существует тесная взаимосвязь.
В первые годы после Октябрьской революции вместо контроля успеваемости, проводимого учителем, получили широкое распространение различные формы самоучета; индивидуальный учет пытались подменить бригадным, а дифференцированная оценка считалась пережитком прошлого. Система учета знаний при осуществлении бригадно-лабораторного метода приводила к обезличке учета успеваемости, к снижению качества обучения. Впоследствии в основу учета был положен текущий индивидуальный систематически проводимый учет знаний учащихся, а преподавателя обязали в процессе учебной работы внимательно изучать каждого школьника.
В настоящее время значение контроля и учета успеваемости в преподавании учебных дисциплин возрастает. Задача развития личности каждого ученика требует совершенной системы фиксации промежуточных и итоговых результатов успеваемости школьников.
Модернизация системы образования, осуществляемая в Российской Федерации, внесла существенные коррективы в порядок контроля и учета успеваемости, повысив ответственность образовательных учреждений за создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого школьника, для его самоопределения. В Законе «Об образовании в РФ» отмечается, что «каждое образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». Это требование адекватно концептуальным идеям гуманистической педагогики. В результате происходящих изменений повысилось внимание к контролю и учету качества знаний, умений, опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности. Найдены новые более совершенные методы их проверки и оценки[122].