Психолого-педагогические условия реализации дополнительного образования детей
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемыс выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
· психологическое обеспечение образовательных программ;
· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
· профилактика;
· диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
· консультирование (индивидуальное и групповое);
· развивающая работа (индивидуальная и групповая);
· коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
· психологическое просвещение и образование: формирование
· психологической культуры, развитиепсихолого-педагогической
· компетентностиучащихся,администрации образовательныхучреждений,
· педагогов, родителей;
· экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы.
24. Особенности организации и содержания дополнительного образования детей по месту жительства: методы, средства, формы.
Система образования традиционно имеет сеть объединений для обучающихся по месту жительства в следующих формах:
1. как юридические лица: - самостоятельные образовательные учреждения дополнительного образования детей (подростковые и молодежные клубы); - объединения городских или районных клубов по месту жительства;
2. как структурные подразделения учреждений дополнительного образования детей (центров, дворцов, домов детского и юношеского творчества, станций и центров юных техников, туристов, ДЮСШ и т.п.).
Работа по месту жительства чаще всего организована в форме клуба, целью является обеспечение доступности дополнительного образования для детей из районов, в которых отсутствуют учреждения ДО, либо количество мест в них ограничено. Клубы могут быть как самостоятельными, так и структурными подразделениями УДОд.
В них могут организовываться формы такие как: тематические вечера, дискотеки, выставки, лекции, беседы, семинары, консультации, фестивали, спортивные конкурсы, спектакль, концерт.
Формы: выезды на природу, рисование, аппликации, коллекционирование, подготовка и празднование НГ и ДР, посещение выставок-концертов и театров, посещение общественных мероприятий, игротеки, дискотеки, конкурсы, консультации, вечера отдыха, тематические встречи, балы, карнавалы.
Методы:
· информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и др.);
· наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, наборов слайдов, картин, схем, чертежей и пр.);
· практической деятельности (выполнение трудовых заданий, задание по изготовлению моделей, приборов, технических и других устройств);
· стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и др.)
· контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке и т.п.).
25. Особенности организации и содержания дополнительного образования детей в семье: методы, средства, формы.
Формы: Родительские конференции – проводятся по общему плану учреждения в форме обмена опытом по воспитанию детей.
Семинар – форма групповых занятий в виде обсуждений подготовленных сообщений и докладов.
Дискуссии по проблемам воспитания в семье. Дискуссия – всестороннее публичное обсуждение.
Родительское собрание – обучающий или практический семинар.
Родительские трененги – форма работы с родителями. Которые осознают проблемы в семье.
Родительские вечера (праздники)
26. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: понятие, критерии.
Компетентность - это перечень стандартов, которые четко описывают, что необходимо человеку для того, чтобы наилучшим образом выполнять свою работу.
Компетенция— это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.
Понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности. Содержание профессиональной компетентности определяется квалификационной характеристикой, представляющей собой нормативную модель компетентности педагога, фиксируя научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
Профессиональная компетентность педагога ДО - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
· работа в методических объединениях, творческих группах;
· исследовательская деятельность;
· освоение новых педагогических технологий;
· различные формы педагогической поддержки;
· активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
· обобщение собственного педагогического опыта;
· использование ИКТ.
Этапы формирования профессиональной компетентности:
1. самоанализ и осознание необходимости;
2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
3. самопроявление, анализ, самокорректировка
Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности к профильной педагогической деятельности. В этом случае появляется возможность расширения его горизонтальной компетенции, а профессиональные умения можно распределить в четыре группы:
1. Умение преобразовать во внешнюю среду понимание содержания объективного процесса социализации личности в конкретные задачи обучения и воспитания, определять уровень подготовленности личности к активному учению и проектировать ее развитие на основе сформулированных прогностических обучающих, воспитывающих и развивающих задач.
2. Умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса.
3. Умение педагогически действовать предполагают вычленение и установление взаимосвязи между различными структурными элементами процесса обучения и воспитания, создание необходимых условий (материальных, организационных, гигиенических, морально-психологических и собственно педагогических) для осуществления учебно-воспитательного процесса, формирующих среду развития ребенка.
4. Умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.