Обучение самостоятельной работе
Основы саморазвития личности/Основы организации самостоятельно работы
Обучение самостоятельной работе
При решении задач формирования способности учащихся к самостоятельной работе возникает проблема для всего педагогического коллектива. Она заключается в целенаправленном обучении содержанию этой работы. Такое обучение включает формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку ими рациональных приемов работы с учебным материалом, овладение приемами углубленного и в то же время динамичного (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно-практических задач. Большой интерес в этом плане могут представить предложенные А. К. Марковой приемы учебной работы:
— «приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание обобщенных способов решения задач, самостоятельное построение школьниками системы задач определенного типа:
— приемы культуры чтения (например, так называемого «динамического чтения» крупными синтагмами) и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);
— общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);
— приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т.д.;
— общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней библиотеке;
— приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным работам;
— приемы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных устных и письменных заданий, общие правила гигиены труда (режим, прогулки, порядок на рабочем месте, его освещение и др.)».
Очевидно, что здесь приведены как общие приемы организации умственного труда, так и конкретные приемы учебной работы, например работы с текстом. Сформированность последних может служить одной из главных предпосылок и в то же время основой самостоятельной работы школьников и студентов над всеми учебными предметами.
Отметим еще раз, что в целом самостоятельная работа учащихся основывается на правильной с точки зрения учебной деятельности организации его классной учебной деятельности. В частности, это относится к связи и переходу от внешнего контроля к самоконтролю и от внешней оценки к формированию его самооценки, что в свою очередь предполагает совершенствование контроля и оценивания самим преподавателем. Соответственно положительный ответ на вопрос о том, может ли у студента формироваться способность подлинной самостоятельности работы, зависит от совместных действий педагогов и обучающихся, осознания ими особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту особые требования и доставляющей ему интеллектуальное удовлетворение.
Особенности самостоятельной работы обучающихся могут быть сопоставлены с его учебной, домашней, внеучебной работой, т.е. со всеми видами его аудиторной и внеаудиторной, внеурочной занятости. Очевидно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, университетской, а с другой — собственно самостоятельной работой учащегося как высшей формой самоорганизации учебной деятельности.
Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения. При этом необходимо подчеркнуть, что, хотя конкретные формы и методика организации понимаемой таким образом самостоятельной работы обучающегося пока еще не полностью разработаны, материалы исследований в этой области уже позволяют определить основу самого подхода к этой проблеме. Предлагаемый подход к рассмотрению самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности (формам и условиям ее организации) основывается на принципах развивающего обучения. Это предполагает, что самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждения и др.
Известный педагог А.И.Кочетов в работах по самовоспитанию предлагает план работы над собой:
1 -й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни (нравственный идеал, духовные ценности);
2-й этап. Познай самого себя (достоинства и недостатки, цель жизни, отношения к учебе, к самому себе);
3-й этап. Определи программу самовоспитания (требования общества, семьи, преподавателей, друзей, коллектива, к самому себе);
4-й этап. Создай свой образ жизни (режим и распорядок-дня, гигиена груда и отдыха);
5-й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые знания, умения и личностные качества (самоинформация, самоубеждение, самопринуждение, самоприказ и др.);
6-й этап. Оцени результаты работы над собой, noставь новые задачи самовоспитания (самоконтроль, самоанализ, самооценка, самопоощрение, самонаказание).
Цель самовоспитания исходит из мотивов. побуждающих к работе над собой и стремлений человека.
К основным методам самовоспитания относятся;
1) самоинформация;
2) самоконтроль;
3) самоанализ;
4) дневник;
самокритика;
6) самопринуждение;
7) самовнушение;
8) самоубеждение;
9) самоупражнение;
10) самопоощрение.
Самоинформация – активное восприятие письменного и устного слова с целью изменения своего "Я". Прочитанное или услышанное слово воспринимается зрительным или слуховым анализатором и вызывает в мозгу определенные физиологические и биохимические изменения, которые возбуждают эмоции, мотивы, настроения. Поэтому художественная, научная литература развивает мировоззрение, повышает интеллект человека. Высокий уровень знаний обещает, кроме самого наличия знаний, успех в жизни и дальнейший профессиональный рост молодого специалиста. К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция к тому, что студенты все меньше читают высокохудожественную литературу.
Самоконтроль - это способность человека самостоятельно регулировать свое поведение, контролировать его мотивы, следить за проявлением своих чувств и не допускать аффектов. Самоконтроль предполагает постановку конкретной цели, а именно, достигнуть позитивного результата в развитии, например, трудолюбия или пунктуальности.
Самоанализ продолжает самоконтроль, но представляет собой более углубленное самонаблюдение, когда человек рассматривает цель и мотив отдельного поступка или подвергает анализу какой-либо недостаток-своего характера, ищет приемы его устранения.
Дневник- форма отчета перед собой в письменной виде. Дневник помогает человеку вспомнить конкретные факты из своей жизни, проанализировать их и составить более полную программу самовоспитания. Многие
знаменитые люди (Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) при помощи дневника следили за развитием своей личности и добивались ощутимых успехов.
Самокритика состоит в признании своих ошибок, недостатков и в желании их преодолеть. Самокритика помогает в том случае, когда она не ослабляет желание работать над собой, а стимулирует человека на борьбу с недостатками. Студент Андрей Р. говорит, что метод самокритики для него неприменим и даже вреден, т.к. он скорее вызывает желание оставить выполнение задуманного, нежели побуждает к действию.
Самопринуждение применяется, когда самовоспитание наталкивается на внутреннее противодействие, например, из-за лени, страха или слабой воли. Самопринуждение подкрепляет признание собственной вины, недовольство собой, и тогда человек лишает себя каких-либо запланированных развлечений, удовольствий. Разумеется, самопринуждение следует применять до тех пор, пока не сформируется положительная привычка.
Самовнушение - это воздействие человека на самого себя посредством слова без критического к нему отношения, т.е. когда мысль не расходится с взглядами, интересами человека. Самовнушение активизирует воображение, эмоциональную сферу человека, формирует установку на предстоящую деятельность. Достаточно успешно самовнушение реализуется с помощью аутогенной тренировки, которая представляет собой упорядоченную систему специальных приемов-формул, обеспечивающих физическое и психическое расслабление, а также мобилизацию и повышение активности человека
Самоубеждение - это своего рода дискуссия человека с самим собой, выдвижение доводов "за" и "против", их сопоставление с целью нахождения истины. Убедить себя -это значит доказать самому себе истинность и ценность того или иного поступка (как своего, так и чужого) и осознанно принять нравственные нормы, требования общества и т.п..
Самоупражнениезаключается в многократном преодолении встречающихся трудностей как в учебе, так и в общении с людьми. Этот метод играет значительную роль в формировании положительных привычек правильного поведения и особенно полезен при искоренении раздражительности, грубости, агрессивности и других недостатков.
Самопоощрение применяется по достижению человеком определенных успехов в деятельности или самовоспитании. Самопоощрение стимулирует активность, создавая основу для устранения недостатков.
Заповеди самовоспитания, которые предлагают психологи и педагоги:
1. Составьте личную программу самовоспитания и приступайте к ее выполнению.
2. Не делайте ни малейших уступок себе.
Не уклоняйтесь от трудных дел, а смело беритесь за них и никогда не отступайте.
4. Не давайте обещания, если его выполнение непосильно для вас.
5. Считайте позором для себя обидеть слабого, унизить товарища и не вступиться за невинно пострадавшего.
6. Обращайтесь с другими так, как бы вы хотели, чтобы обращались с вами.
7. Изучите свои недостатки, отметьте самые существенные из них.
8. Поставьте задачу последовательно избавиться от недостатков характера, для чего определите эталон поведения, и строго контролируйте себя.
9. У вас немало достоинств. Не падайте духом. Оцените их и поверьте в свои силы.
10. Оглянитесь на прожитые годы и спросите себя: " Так ли я живу?"
11. Запрещайте себе думать о плохих людях. Избавляйтесь от слов-паразитов, говорите грамотно и четко.
12. Лень - враг номер один. Не делайте ей никаких уступок.
Задания: