Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок
ПРЕДИСЛОВИЕ
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучений и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - особенность сказок.
К. Д. Ушинский пишет: «Родное слово... объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик...» [27][1].
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу» [5].
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В. Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности» [1].
Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
• донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
• воспитание любви ко всем людям и природе;
• расширение кругозора и представлений о мире;
• закладывание нравственных основ и начал;
• развитие связной речи.
Использование сказки в системе логопедических занятий:
• Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи.
• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
• Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.
Существительные: великан, весна, восход, встреча, голова, гордость, день, добро, добродетель, доверие, достоинство, друг, дружба, жар, жара, зима, знание, истина, красавец, ласка, мир, мороз, награда, надежда, нищета, нужда, одобрение, отечество, полдень, похвала, почёт, правда, радость, горе, горесть, грусть, огорчение, скорбь, рассвет, свет, свобода, скромность, слава, смелость, смех, счастье, труд, труженица, успех, утро, карлик, осень, закат, разлука, расставание, скромность, смирение, ночь, зло, порок, недоверие, недостаток, враг, вражда, холод, стужа, лето, невежество, заблуждение, урод, строгость, грубость, война, ссора, наказание, безнадёжность, отчаяние, разочарование, роскошь, достаток, осуждение, чужбина, полночь, порицание, позор, презрение, ложь, обман, закат, сумрак, мрак, темнота, неволя, рабство, угнетение, тщеславие, позор, трусость, робость, плач, горе, безделье, лень, лодырь, неудача.
Прилагательные: вежливый, виноватый, высокий, горячий, скромный, дорогой, живой, здоровый, искренний, легкий, любимый, молодой, мудрый, настоящий, огромный, полезный, положительный, прилежный, румяный, сильный, смелый, солнечный, сытый, толстый, хитрый, хороший, честный, чистый, щедрый, юный, ясный, грубый, правый, низкий, холодный, тихий, дешёвый, мёртвый, больной, лицемерный, безобразный, трудный, ненавистный, старый, глупый, фальшивый, крохотный, маленький, вредный, отрицательный, ленивый, бледный, слабый, трусливый, робкий, голодный, тонкий, холодный, простодушный, плохой, бесчестный, грязный, скупой, старый, тёмный.
Глаголы: брать, веселиться, возвышать, возникать, впускать, встречать, входить, жить, забывать, запрещать, кричать, медлить, спешить, радовать, уважать, хвалить, хохотать, грустить, тосковать, скучать, печалиться, унижать, исчезать, выпускать, ложиться, провожать, расходиться, выходить, молчать, спешить, стыдиться, огорчать, печалить, презирать, бранить, плакать.
Наречия: быстро, вместе, вперед, много, можно, нежно, поздно, громко, густо, дорого, легко, тепло, умно, ясно, медленно, отдельно, врозь, порознь, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно.
Словарь антонимов, используемый при изучении народных и авторских сказок.
Существительные: весна - осень; восход - закат; встреча - разлука, расставание; голова - хвост; гордость - скромность; гордость - смирение; день - ночь; доверие - недоверие; достоинство - недостаток; друг - враг; дружба - вражда; жар - холод; жара - стужа; жизнь - смерть; защита - нападение; зима - лето; знание - невежество; истина - заблуждение; красавец - урод; ласка - строгость, грубость; мир - война; мороз - зной; награда - наказание; нужда - достаток; одобрение - осуждение; отечество - чужбина; полдень - полночь; похвала - порицание; почёт - позор; правда - ложь, обман; радость - горе; рассвет - закат; свет - темнота; свобода - неволя; слава - позор; смелость - трусость; смелость - робость; счастье - горе; труд - безделье, лень; труженица - лентяйка; успех - неудача; утро - вечер; храбрость - трусость.
Прилагательные: громкий - тихий; вежливый - грубый; виноватый - правый; высокий - низкий; горячий - холодный; дорогой - дешёвый; живой - мёртвый; здоровый - больной; искренний - лицемерный; лёгкий - трудный; любимый - ненавистный; молодой - старый; мудрый - глупый; настоящий - фальшивый; новый - старый; огромный - крохотный; полезный - вредный; положительный - отрицательный; прилежный - ленивый; румяный - бледный; сильный - слабый; солнечный - пасмурный; сытый - голодный; толстый - тонкий; хитрый - простодушный; хороший - плохой; честный - бесчестный; чистый - грязный; щедрый - скупой; юный - старый; ясный - тёмный.
Глаголы: брать - отдавать; веселиться - грустить; возвышать - унижать; возникать - исчезать; впускать - выпускать; встречать - провожать; входить - выходить; говорить - молчать; гордиться; стыдиться; забывать - вспоминать; запрещать - позволять; кричать - шептать; медлить - спешить; радовать - огорчать; уважать - презирать; хвалить - бранить; хохотать - плакать.
Наречия: быстро - медленно; вместе - отдельно; вперед - назад; легко - трудно; много - мало; можно - нельзя; нежно - грубо; поздно - рано; тепло - холодно; умно - глупо.
Структура занятий:
1. Организационный момент - отгадывание загадок об изучаемой сказке.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Знакомство со сказкой - чтение сказки, просмотр мультипликационных фильмов.
4. Игра «Один - много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.
5. Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно- ласкательных форм существительных.
6. Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными.
7. Игра «Слова наоборот» - подбор антонимов.
8. Игра «Слова-друзья» - подбор синонимов.
9. Развитие общей моторики - театр зверей, развитие мимики, пантомимики, подвижные игры с использование фольклора и сюжетов сказок.
10. Игра «Слова-родственники» - подбор родственных слов.
11. Развитие связной речи - пересказ по вопросам, подсказка слова или фразы, совместный пересказ ребёнка и логопеда, отражённый пересказ, пересказ по частям, пересказ по сюжетным картинкам, игра-драматизация, инсценировка сказок.
12. Развитие мышления - отгадывание загадок, игра «Что лишнее?».
13. Знакомство с пословицами - объяснение значений пословиц.
14. Итог занятия - логопед совместно с детьми делает вывод по сказке.
Использование народных и авторских сказок при прохождении лексических тем, для проведения занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе.
Лексическая тема | Русские народные и авторские сказки |
Осень. Овощи | «Репка», «Мужик и медведь» |
Фрукты | «Крошечка-хаврошечка» |
Ягоды | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» |
Деревья. Кустарники | «Как коза избушку строила» |
Хлеб | «Колосок» |
Семья | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
Человек | «Маша и медведь» |
Домашние животные | «Волк и семеро козлят» |
Подготовка птиц и животных к зиме. | «Зимовье зверей» |
Зима | «Морозко» |
Зимние забавы | «Снегурочка» |
Животный мир зимой | «Лисичка-сестричка и серый волк» |
Дикие животные | «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Хвосты», «Заяц- хваста» |
Домашние птицы. | «Петушок и бобовое зёрнышко» |
Рыбы. | «Байка о щуке зубастой» |
Одежда. Ткань. Обувь | Ш. Перро «Золушка» |
Посуда. | «Лиса и журавль» |
Мебель. | «Три медведя» |
Транспорт | В. Сутеев «Разные колёса» |
День защитника Отечества | Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
Строительство | «Теремок» |
Весна | «Заюшкина избушка» |
Весна. Сельскохозяйственные работы | «Мужик и медведь» |
Насекомые | М. Михайлов «Лесные хоромы» |
Безопасность жизни | Ш. Перро «Красная Шапочка» |
Животный мир севера | Г.X. Андерсен «Снежная Королева» |
Животные жарких стран | Р. Киплинг «Слонёнок» |
Наша Родина | «Никита Кожемяка» |
Народные промыслы | «Бычок - смоляной бочок» |
Музыкальные инструменты | Братья Гримм «Бременские музыканты» |