УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 7
ПО ТЕМЕ «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Требования к компетентности:
· знать сущность понятия "содержание образования", его источники, научные основы формирования и структуру; уметь анализировать педагогическую реальность с учетом этого знания;
· знать и уметь анализировать нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы Республики Беларусь, определяющие содержание образования;
· владеть дидактическими основами планирования педагогического процесса на основе требований государственного стандарта, учебного плана, учебной программы и учебной литературы.
Основная литература
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512 с.
2. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 608с.
3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
4. Педагогика: учебник для вузов / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
6. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с. С.185-189.
7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф.Харламов. – Минск: Высшая школа, 2000. – 472 с.
Дополнительная литература
1. Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск БГУ, 2003. – 383 с.
2. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
3. Пуйман, С.А. Педагогика: основные положения курса: справочное пособие / С.А. Пуйман. – Минск: ТетраСистемс, 1999. – 128 с.
4. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
5. Педагогика: учебник для вузов / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
Основные понятия
Государственная образовательная политика – особая область политики государства, местного самоуправления. В узком смысле политика в области образования – система мер, направленных на реализацию приоритетов в сфере образования. В более широком плане государственная политика включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования.
Концепция – система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающая идея каких-либо теорий; общий замысел, главная мысль.
Современный словарь по педагогике. - С. 346.
Концепция обучения – совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а так же особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.
Современный словарь по педагогике.- С. 345.
Гуманизация – это принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса учебного заведения на основе признания личности и ученика (студента), и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод.
Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.
Харламов И.Ф. Педагогика., 2000. - С. 133.
Образование – процесс и результат усвоения обучающимися системы знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности и формирования на этой основе заданных педагогом качеств личности.
Прокопьев И.И. Педагогика. - С. 16.
Система образования – совокупность взаимодействующих государственных образовательных стандартов и программ, сети образовательных учреждений и органов управления образованием.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. - С. 446.
Система образования – это совокупность всех типов образовательно-воспитательных учреждений, осуществляющих основные принципы политики государства в области образования.
С.П. Баранов и др. Педагогика. - С. 53.
Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить; это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Харламов И.Ф. Педагогика., 2000. - С. 48.
Содержание образования - это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения. Харламов И.Ф. Педагогика., 2000. - С. 137.
Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевых отношений, усвоение которой призвано обеспечить всестороннее развитие личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
Теоретические основы содержания образования
/Под. Ред. В.В. Краевского, И.Я.Лернера. – М., 1983.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Содержание образования- это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Существуют следующие общие принципы формирования содержания школьного образования:
1) гуманистичность,обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;
2) научность,проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
3) последовательность,заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
4) историзм,означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
5) систематичность,предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
6) связьс жизньюкак способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
7) соответствие возрастным возможностями уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
8) доступность,определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.
Содержание учебного процесса
Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).
Учебный план- это сертификат учебного заведения, определяющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.
На основе учебного плана составляются учебные программыпо всем предметам. Учебная программа содержит; объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.
На формирование содержания влияют следующие системы:
Общественные потребности Цель Наука
Культура Содержание образования Личные потребности
Техника Возможности Природа