История развития проф. образования в период Нового Времени. Программы проф образования Дж. Локка. Трудовое воспитание по ЖЖ Руссо, Социально-педагогические взгляды Песталоцци
Эпоха позднего европейского Средневековья (ХIV – начало ХVII в.) ознаменовалась событиями, которые в корне меняли приоритеты и подходы к воспитанию и образованию. Эти события были связаны с культурными и идейными движениями, получившими название Возрождения и Реформации.
Джон Локк (1632–1704) – один из первых ученых, обративших внимание в воспитании на овладение ребенком ремеслами. Писал о том, что живопись, токарное, плотницкое, столярное дело, садоводство и другие полезные ремесла заслуживают усвоения и совершенствования в них. Ручной труд, ремесло укрепляют здоровье, развивают ловкость и сноровку, а также служат развлечением после занятий умственным трудом. На рабочий люд была ориентирована его «Записка о рабочих школах» (1696), в которой Дж. Локк предложил создать для детей из бедных семей с трех до четырнадцати лет специальную сеть «рабочих школ» – приютов, построенных на основах самоокупаемости, где бы дети обучались какому-либо ремеслу. Предлагалась суровая и жесткая система организации жизни, надзора и воспитания будущих рабочих, которых фабриканты могли бы затем брать на работу и выплачивать школе деньги за их труд.
Цель воспитания, по Дж. Локку, – сформировать «джентльмена» – добродетельного, деятельного, физически крепкого человека, умеющего владеть собой, обладающего ясной мыслью и жизненно необходимыми знаниями. Дж. Локк считается одним из создателей буржуазной педагогики. Его теория применима к воспитанию в среде состоятельных людей, ценна идеями, разрушающими прежнюю ограничительную систему воспитания и обучения и утверждающими новую, более свободную и рациональную. Педагогика Дж.Локка оказала значительное влияние на развитие педагогической теории и практики в Англии. Труд «Мысли о воспитании».
Жан Жак Руссо (1712–1778) – основатель теории свободного воспитания. Он подвергнул критике существующую практику воспитания детей и изложил свою концепцию воспитания нового человека в духе естественного права на свободу и равенство людей. Основными факторами воспитания он считал природу, людей и предметы окружающего мира. Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и способностей, люди учат правильно ими пользоваться, а вещи обогащают личный опыт ребенка.
Французский просветитель, он выступил против авторитаризма в воспитании, против приучения ребенка слепо повиноваться приказаниям взрослых. В своих воззрениях он придерживался так называемого природосообразного воспитания, т. е. такого воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем воспитания, отводя ему роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен.
В основе мировоззрения Ж.-Ж.Руссо лежали созданные им теории естественного права, естественной религии и естественного воспитания. Последняя сочеталась с идеей свободного воспитания, задача которого состояла в устранении вредного влияния на природу ребенка и способствовала полному развитию идеи свободного воспитания. Предлагаемое Ж.-Ж.Руссо новое естественное воспитание строилось на принципах природы и свободы. Он критиковал феодальную систему образования, которая являлась по существу догматической и античеловечной. Его педагогические взгляды сыграли исключительную роль в становлении новой педагогики (педантизм и недоверие к ребенку заменились глубокой любовью к нему и верой в его совершенную природу). В целом педагогическая концепция Ж.-Ж.Руссо оказалась утопичной.
И.Г. Песталоцци(1746–1827) была разработана теория «элементарного образования», ориентированная на всестороннее воспитание и развитие личности ребенка. Цель воспитания – в развитии и совершенствовании природных способностей человека. В основу теории «элементарного образования» был положен принцип природосообразности, т. е. предполагалось, что развитие способностей ребенка должно происходить в согласии с природой. И.Г. Песталоцци в Нейгофе (Швейцария) организовал «Учреждение для бедных» в 1774 г. Он сделал попытку соединить обучение с производительным трудом и даже создать образцовое рентабельное хозяйство. Дети работали на сельскохозяйственной ферме, в прядильной и ткацких мастерских. Однако из-за плохой технической оснащенности и низкой производительности детского труда в условиях рынка и конкуренции дело окончилось крахом, а сам организатор учреждения для бедных разорился. Труд, как считал мыслитель, развивает силы, ум, формирует нравственность, учит презирать слова, оторванные от дела вырабатывает точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом