IV. Вступительное слово учителя
— Вы не раз слышали такие слова: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Как вы их понимаете? (Ответы детей.)
— Правда бывает очень неприглядной для вас и окружающих. Например, вы совершили некрасивый поступок и в этом необходимо признаться. Некоторые, чтобы скрыть правду, начинают придумывать разные истории. Но правда все равно рано или поздно откроется. Не зря говорят: «Тайное всегда становится явным». Еще одна мудрая пословица гласит: «Шила в мешке не утаишь». Как вы ее понимаете?.
— Обманывать окружающих, дать слово и не сдержать его — потерять честь, совершить бесчестный поступок. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)
В одной сказке говорится о «шутнике» — пастушке, который обманывал людей, зовя их на помощь оборонять стадо коров от волков. Люди бросали все дела, прибегали к нему, а он смеялся над ними. Но когда волки появилась на самом деле и пастух стал звать на помощь, люди не поверили ему и не помогли. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — эти мудрые слова встречаются в конце многих сказок.
Если постоянно обманывать друзей, соседей, знакомых, то скоро они перестанут вам верить и будут считать вас бесчестным. О честном, порядочном человеке никогда не скажут: «хитер, как лиса», «жесток, как волк», «непорядочен, как свинья».
V. Работа с текстом рассказаЛ. Толстого «Косточка»
1.Чтение произведения учителем (с. 112).
2.Проверка первичного эмоционального восприятия произведения.
— За кого вы переживали в произведении?
3. Чтение текста учащимися («цепочкой»).
4. Обсуждение прочитанного.
— Сочувствовали ли вы Ване или осуждали его? Почему?
— Прочитайте, что сказал детям отец.
— Найдите слова признания Вани. Прочитайте.
— Подумайте над последним предложением в рассказе. Почему «все засмеялись, а Ваня заплакал»?
— Что бы вы посоветовали этому мальчику?
15. Самостоятельное чтение.
— Подготовиться к пересказу текста по плану.
6. Пересказ текста по плану:
1) Ваня съел сливу.
2)Отец спрашивает детей о сливе.
3) Отец волнуется за того, кто съел сливу.
4) Признание Вани.
Физкультминутка
VI. Работа с текстом рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
1.Чтение произведения учителем (с. 114).
2.Проверка первичного эмоционального восприятия произведения.
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
3. Чтение текста учащимися.
4. Обсуждение прочитанного.
— Из чего видно, что семья Юры была дружной?
— Чему радовался Юра? Прочитайте.
— Помогаете ли вы своей семье? В чем заключается ваша помощь?
— Когда и чему вы радуетесь вместе со своей семьей?
5. Самостоятельное чтение.
«Буксир» (учитель читает, изменяя скорость чтения, учащиеся читают вслух, стараясь успевать за учителем).
— Докажите, что семья Юры была дружной.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
IX. Домашнее задание.
Дата:
Урок №
Тема: ЮРИЙ КОРИНЕЦ «ВОЛШЕБНОЕ ПИСЬМО»
Цель:развивать речевое дыхание детей, умение читать правильно, отчетливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух и молча, регулируя темп и скорость чтения; развивать умение читать выразительно, передавая во время чтения настроение героев; содействовать обогащению речи пословицами и поговорками; способствовать развитию творческих способностей, формированию навыка самостоятельности; создавать условия для формирования желания совершать добрые поступки.
Оборудование:плакат о мире.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
2. Пересказ рассказа «Первая рыбка».
III. Речевая и артикуляционная разминка
1. «Ветер»
Учитель предлагает послушать, как звучит легкий ветерок, произносит тихо: «В-в-в». Затем все слушают и произносят, как звучит сильный ветер (усиливается громкость произношения).
2. Чтение скороговорки с постепенным увеличением темпа.
Купим нашей Вареньке
Варежки и валенки.