IV. Вступительное слово учителя

— Вы не раз слышали такие слова: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Как вы их понимаете? (Ответы детей.)

— Правда бывает очень неприглядной для вас и окружающих. Например, вы совершили некрасивый поступок и в этом необходи­мо признаться. Некоторые, чтобы скрыть правду, начинают при­думывать разные истории. Но правда все равно рано или поздно откроется. Не зря говорят: «Тайное всегда становится явным». Еще одна мудрая пословица гласит: «Шила в мешке не ута­ишь». Как вы ее понимаете?.

— Обманывать окружающих, дать слово и не сдержать его — потерять честь, совершить бесчестный поступок. (Учитель обра­щает внимание на выставку книг.)

В одной сказке говорится о «шутнике» — пастушке, который обманывал людей, зовя их на помощь оборонять стадо коров от волков. Люди бросали все дела, прибегали к нему, а он смеялся над ними. Но когда волки появилась на самом деле и пастух стал звать на помощь, люди не поверили ему и не помогли. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — эти мудрые слова встречаются в конце многих сказок.

Если постоянно обманывать друзей, соседей, знакомых, то ско­ро они перестанут вам верить и будут считать вас бесчестным. О честном, порядочном человеке никогда не скажут: «хитер, как лиса», «жесток, как волк», «непорядочен, как свинья».

V. Работа с текстом рассказаЛ. Толстого «Косточка»

1.Чтение произведения учителем (с. 112).

2.Проверка первичного эмоционального восприятия произ­ведения.

— За кого вы переживали в произведении?

3. Чтение текста учащимися («цепочкой»).

4. Обсуждение прочитанного.

— Сочувствовали ли вы Ване или осуждали его? Почему?

— Прочитайте, что сказал детям отец.

— Найдите слова признания Вани. Прочитайте.

— Подумайте над последним предложением в рассказе. По­чему «все засмеялись, а Ваня заплакал»?

— Что бы вы посоветовали этому мальчику?

15. Самостоятельное чтение.

— Подготовиться к пересказу текста по плану.

6. Пересказ текста по плану:

1) Ваня съел сливу.

2)Отец спрашивает детей о сливе.

3) Отец волнуется за того, кто съел сливу.

4) Признание Вани.

Физкультминутка

VI. Работа с текстом рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

1.Чтение произведения учителем (с. 114).

2.Проверка первичного эмоционального восприятия произ­ведения.

— Понравился ли вам рассказ? Чем?

3. Чтение текста учащимися.

4. Обсуждение прочитанного.

— Из чего видно, что семья Юры была дружной?

— Чему радовался Юра? Прочитайте.

— Помогаете ли вы своей семье? В чем заключается ваша помощь?

— Когда и чему вы радуетесь вместе со своей семьей?

5. Самостоятельное чтение.

«Буксир» (учитель читает, изменяя скорость чтения, учащие­ся читают вслух, стараясь успевать за учителем).

— Докажите, что семья Юры была дружной.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

Дата:

Урок №

Тема: ЮРИЙ КОРИНЕЦ «ВОЛШЕБНОЕ ПИСЬМО»

Цель:развивать речевое дыхание детей, умение читать правильно, отчетливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух и молча, регулируя темп и скорость чтения; развивать умение читать выразительно, передавая во время чтения настроение героев; содейст­вовать обогащению речи пословицами и поговорками; способствовать развитию творческих способностей, формированию навыка самостоя­тельности; создавать условия для формирования желания совершать добрые поступки.

Оборудование:плакат о мире.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

2. Пересказ рассказа «Первая рыбка».

III. Речевая и артикуляционная разминка

1. «Ветер»

Учитель предлагает послушать, как звучит легкий ветерок, произносит тихо: «В-в-в». Затем все слушают и произносят, как звучит сильный ветер (усиливается громкость произношения).

2. Чтение скороговорки с постепенным увеличением темпа.

Купим нашей Вареньке

Варежки и валенки.

Наши рекомендации