Эффективности процесса обучения студентов
;*■'
И сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.
Александр Пушкин
Опыт и наблюдение — таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека.
Вильям Чаннинг
4.1. Экспертная оценка эффективности учебно-воспитательного процесса
В последнее время для оценки учебно-воспитательного процесса широкое применение находят экспертные системы [1-3]. Эти же системы позволяют оценить и такие показатели эффективности учебного процесса, как, например: эффективность процесса активизации познавательной деятельности обучаемых; степень полноты формирования творческой личности будущего специалиста; эффективность формирования устойчиво-долговременной памяти и прочных знаний обучаемых. Один из возможных вариантов экспертной системы изображен на рис. 4.1.
Эксперты выбираются, как правило, из числа опытных специалистов, имеющих достаточно большой опыт педагогической деятельности (доктора наук, профессора, академики). Для организации прямого опроса экспертов разрабатывается специальная социологи-
ческая анкета с определенным количеством вопросов. Достоверность оценки достигается в случае большого количества экспертов (советников), обычно требуется несколько сотен. Для ответов на вопросы анкеты целесообразно выбирать нечеткие критерии. Если требуется оценить, например, степень влияния какого-либо показателя, то выбираются следующие оценки: очень высокая, высокая, выше среднего, средняя, ниже средней, низкая, самая низкая. Для удобства оценки среднестатистических результатов прямого экспертного опроса (блок оценки на рис. 4.1) целесообразно преобразовать шкалу нечетких оценок в соответствующий числовой диапазон, например: +1...-1. При большом количестве экспертов обработку результатов прямого экспертного опроса необходимо проводить на ЭВМ.
Блок памяти ЭВМ (база данных на рис. 4.1) предназначен для хранения не только результатов оценки эффективности системы по данной анкете, но и других результатов, полученных ранее для аналогичных исследований. Массивы информации с различными операторами для моделирования (база информации на рис. 4.1) совместно с памятью создают условия для синтеза и идентификации результатов экспертной системы. В частности, в блоке обработки результатов оценки и выдачи решений могут решаться задачи коррекции вопросов анкеты, предложенной для экспертной оценки. В качестве примера ниже приведена социологическая анкета для оценки эффективности методов развития творческой активности обучаемых.
Представляют также интерес различные варианты обработки результатов прямого экспертного опроса (рис. 4.2). Предположим, что требуется оценить эффективность различных методов творчества, которые находят широкое применение не только в научно-техническом творчестве, но и в педагогике, в частности, в ТРИЗ-педагоги-ке. В качестве таких методов выбраны следующие (см. табл. 4.1): мозговой штурм, метод фокальных объектов («гирлянд ассоциаций»), метод синэктики, морфологические анализ и синтез, метод операторов ОВС (объем, время, стоимость), демопный и демотный анализ, метод контрольных вопросов.
6. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
ТРИЗ — это наука, изучающая объективные закономерности развития технических систем и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) решения технических проблем.
Предположим далее, что в оценке эффективности этих методов принимают участие 15 экспертов. Им предложено (каждому из них) провести сравнение только двух методов, причем должна использоваться бинарная система оценки, т. е. каждый из экспертов может использовать при сравнении двух методов лишь числа 1 и0. Естественно, что метод, которому отдается предпочтение, оценивается единицей, а другой метод — нулем. Поставить две единицы или два нуля ни один из экспертов не имеет права. При этом эффективность каждого из методов (Э) определяется таким образом:
Рисунок 4.1
Структурная схема экспертной системы
Глубокоуважаемый коллега!
Подчеркните Вашу должность, степень, звание и дайтеответы на вопросы анкеты
11рофессор. Доцент. Старший преподаватель. 11реподава гель. Ассистент.
Дою-ор наук. Кандидат наук. Доцент. Академик.
Рисунок 4.2
Анкета прямого экспертного опроса
Следует отметить, что в работе [1] в знаменателе формулы (4.1) учитывалось общее число экспертов.
Однако такая оценка некорректна, поскольку ситуация участия всех экспертов в оценке каждого метода исключена. Результаты оценки приведены в табл. 4.1.
Предположим теперь, что при бинарной шкале оценок каждый эксперт располагает возможностью сравнивать не два, а три метода. Кроме того, он имеет возможность отдать одинаковое предпочтение двум методам из трех сравниваемых, т. е. оценить два из методов единицей, а третий метод — нулем. Число экспертов считается равным 15. Результаты прямого опроса экспертов (один из возможных примеров) приведены в табл. 4.2. Она имеет такую же структуру, как и табл. 4.1, но сумма баллов и эффективность сравниваемых методов получаются другими. Следует также отметить, что в табл. 4.1 не все методы могут иметь одинаковое наибольшее число баллов. Так, например, методы 1-3 имеют потенциальную возможность получить максимально по 6 баллов, а остальные — лишь по 3 балла. В табл. 4.2 максимально возможное число баллов для метода 1 составляет 5; для метода 2 — 9; для метода 3 — 8; для метода 4 — 7; для метода 5 — 6; для метода 6 — 5; для метода 7 — тоже 5 баллов. Это учтено при определении эффективности.
В табл. 4.2 эффективность каждого из сравниваемых методов (Э) определялась по формуле:
Сумма балов общей оценки Наибольшее возможное количество баллов
Из сравнения таблиц 4.1 и 4.2 видно, что общая сумма баллов и сумма показателей эффективности для случая сравнения трех методов получаются большими, чем при сравнении лишь двух из методов.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Рассмотрим теперь семибальную систему оценки эффективности тех же методов творчества. При такой системе оценки каждый из экспертов располагает возможностью проставить в шкале оценок сравниваемых методов следующие баллы: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. Таким образом, наиболее предпочтительный метод оценивается 6 баллами, а наименее эффективный получает 0 баллов. Оценка эффективности каждого метода производится по формуле (4.2). Здесь в отличие от таблиц 4.1 и 4.2 каждый из методов может получить максимальное количество баллов. Для этого случая оно определяется как 6 х 15 = 90. Как видно из таблицы 4.3, где приведены результаты прямого экспертного опроса для случая семибальной системы оценки, максимальное предпочтение отдается методу мозгового штурма (Э = 0,833). Естественно, что в таблицах 4.1—4.3 приведены примерные данные оценки, которые имеют лишь иллюстративный характер.