Исследование памяти детей с нормальным развитием речи.
Первая методика ,которая была нами предложена для обследования детей -тест А.Р.Лурия «10слов».
Цель обследования: изучение особенностей речеслуховой памяти детей с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми без речевого нарушения.
Стимульный материал: набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу.
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».
Процедура проведения: Читать слова медленно и четко.
Обработка и анализ данных. Присвоение баллов происходит по алгоритму:
10 баллов - ребенок назвал 10 слов в правильной последовательности с первого раза.
8-9 баллов - ребенок назвал 8-9 слов в правильной последовательности с первого раза.
6-7 баллов - ребенок назвал 6-7 слов в правильной последовательности с первого раза.
4-5 баллов - ребенок назвал 4-5 слов в правильной последовательности с первого раза.
2-3 балла - ребенок назвал 2-3 слова в правильной последовательности с первого раза.
0-1 балл - ребенок за все время назвал не более 1 слова.
Оценка результатов:
10баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий |
Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости испытуемых. Здесь результат зависит от количества повторений для правильного выполнения задания.
Результаты обследования заносились в протокол. Такие протоколы составлялись на каждого ребёнка контрольной группы. На основании их была составлена сводная таблица 1 результатов обследования контрольной группы для дальнейшего сравнения результатов с результатами экспериментальной группы.
Таблица 1.Сводная таблица результатов обследования контрольной группы по методике А.Р Лурия «10 слов».
Фамилия ,имя ребёнка | Количество повторений | Общее кол-во воспроизведённых слов при каждом повторении | |||
Лидия Р. | |||||
Алексей Ф. | |||||
Наташа М. | |||||
Так , результаты детей соответствуют нормам развития памяти, так как согласно методике детей без речевых нарушений обычно повторяют слова в правильной последовательности со второго третьего раза. Из 3 ёх испытуемых детей только один смог выполнить задание на третьем повторении , что связано с его быстрой утомляемостью. Остальные дети выполнили задание со второго раза.
Таблица 2. Уровень развития речеслуховой памяти контрольной группы по методике А.Р. Лурия « 10 слов».
Уровень развития речеслуховой памяти | Количество детей |
Очень высокий | |
Высокий | |
Средний | |
Низкий | |
Очень низкий |
Таким образом, в контрольной группе не выявлено ни одного ребёнка с низким уровнем развития речеслуховой памяти. Всем детям по результатам выполненного задания присвоен средний уровень речеслуховой памяти.
Анализ результатов показал , что дети усваивают все слова набора, не называют слова, не принадлежащие предложенному ряду, последовательность слов запоминается детьми не сразу , но достаточно быстро.
Проанализируем особенности зрительной памяти детей контрольной группы, используя результаты исследования по методике « Запомни рисунки».
Цель исследования: выявить отклонения развития кратковременной зрительной памяти у детей с ОНР и без речевого нарушения.
Стимульный материал : предлагаются детям в качестве стимулов картинки, представленные ниже.
Инструкция: На этой картинке представлен разные фигуры, постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме этих картинок есть и другие ,которые ты не видел ранее. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой картинке.
Порядок работы: Ребенку представляется картинку. Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.
8–9 баллов – ребенок узнал на картинке 7–8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6–7 баллов – ребенок узнал 5–6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4–5 баллов – ребенок узнал 3–4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2–3 балла – ребенок узнал 1–2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0–1 балл – ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий. 8–9 баллов – высокий. 4–7 баллов – средний. 2–3 балла – низкий. 0–1 балл – очень низкий. |
Согласно протоколу Алексей Ф. узнал все девять рисунков на второй картинке за 35 секунд, что означает что уровень развития зрительной памяти испытуемого относится к очень высокому уровню.
На основании протоколов обследования контрольной группы была составлена сводная таблица результатов.
Таблица 3. Уровень развития зрительной памяти детей контрольной группы по методике « Запомни рисунки».
Уровень развития зрительной памяти | Количество детей |
Очень высокий | |
высокий | |
средний | |
низкий | |
Очень низкий |
В контрольной группе не выявлено ни одного ребёнка с низким уровнем и очень низким уровнем развития зрительной памяти. Значительная доля принадлежит детям со средним уровнем развития зрительной памяти.
Следующим видом памяти по преобладающей активности анализаторов мы проанализируем уровень развития двигательной памяти с помощью методики «Сложи пальчики».
Цель исследования: выявить уровень сформированности двигательной памяти.
Стимульный материал: наглядные изображения сложенных пальчиков.
Инструкция: Ты сможешь сложить пальчики как на рисунке? Отлично, а теперь сложи пальчики не глядя на рисунок. поочерёдное предьявление рисунка. А теперь сложи пальчики левой руки на рисунке 1, а на правой руке сложи пальчики как на рисунке 2.
Оценка результатов:
10 баллов –ребёнок самостоятельно и верно повторил все позиции , показанные ему, затратив на это меньше 45 сек.
8–9 баллов – ребенок самостоятельно и верно повторил все позиции за время от 45 до 55 сек.
6–7 баллов – ребенок и верно повторил все позиции за время от 55 до 65 сек.
4–5 баллов – ребенок верно повторил все позиции с помощью взрослого за время от 65 до 75 сек.
2–3 балла – ребенок повторял позиции с ошибками и при помощи взрослого за время от 75 до 85 сек.
0–1 балл – ребенок не смог повторить позиции в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития двигательной памяти:
10 баллов – очень высокий. 8–9 баллов – высокий. 4–7 баллов – средний. 2–3 балла – низкий. 0–1 балл – очень низкий. |
По результатам обследования Алексей Ф. опять же удачно справился с заданием в течении 50 сек, что определяет высокий уровень развития двигательной памяти. Остальным испытуемым присваивается средний уровень развития двигательной памяти.
На основании протоколов обследования контрольной группы была составлена сводная таблица результатов.
Таблица 4. Уровень развития двигательной памяти детей контрольной группы по методике «Сложи пальчики».