Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
Дезадаптация – нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Д. подростков и детей может быть связана с половозрастными особенностями.
ПРИЗНАКИ Д. – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностей, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
КАТЕГОРИИ дезадаптированных детей и подростков:
1) Трудновоспитуемые дети (имеют близкий к норме уровень дезадаптации);
2) Нервные дети (не способные в силу незрелости эмоциональной сферы справляться с тяжелыми переживаниями);
3) «Трудные» подростки (не умеют решать свои проблемы социально приемлемым образом, характерна неустойчивая эмоционально - волевая сфера));
4) Фрустрированные подростки (с формами саморазрушающего поведения – наркотики, алкоголизм);
5) Подростки – деликвенты (постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения).
ФАКТОРЫ, влияющие на Д.:
- наследственность,
- психолого-педагогический (дефекты воспитания),
- социальный (социальные и социально-экономические условия функционирования общества)
- социальная деятельность самого индивида.
Социальная Д. – процесс обратимый, поэтому можно предупреждать отклонения и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
Специализированные учреждения для Д. несовершеннолетних призваны оказывать помощь этой категории детей и подростков.
ЗАДАЧИ таких учреждений:
- профилактика безнадзорности, дезадаптации;
- психолого-медицинская помощь детям, попавшим в безвыходное положение;
- формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
- выполнение попечительских функций;
- психологическая и педагогическая поддержка;
- содействие возвращению в семью;
- обеспечение возможности получения образования;
- забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
ЭТАПЫ в работе с детьми:
1) диагностическая работа;
2) реабилитация;
3) постреабилитационная защита ребенка.
Программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации (состояние физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки и т.д.). Она предусматривает проведение общих оздоровительных мероприятий, лечение хронических заболеваний, психологическую диагностику и коррекцию.
В условия приюта организуется систематический воспитательный и учебный процесс, устраняется педагогическая запущенность, корректируются нарушения поведения.
Любой социальный приют – временное место пребывания подростка, поэтому одна из главных задач социальной помощи подростку – устройство его дальнейшей судьбы (в идеале – возвращение ребенка в семью, опека, усыновление, государственные сиротские учреждения).
СОЗДАНИЕ СЕМЕЙНЫХ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ) ГРУПП. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются её материально - бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца, в течение которых подросток посещает эту семью по выходным дням, а затем передается туда окончательно. Психолог дает рекомендации каждой семье. Находясь в семейной группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке становится для ребенка важным условием социальной реабилитации.
ТЕХНОЛОГИЯ реабилитации дезадаптированных детей и подростков на базе социально-реабилитационного центра:
Центры рассчитаны на 5-10 тыс. человек и могут включать в себя следующие отделения:
- приемное отделение (первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка);
- отделение диагностики социальной дезадаптации (выявление факторов, обусловивщих его дезадаптацию, особенностей личностного развития и поведения подростка);
- отделение реализации программ социальной реабилитации (работа по восстановлению утраченных связей с семьей, восстановление социального статуса подростка в коллективе, содействие в получении образования);
- отделение социально-правовой помощи (защита прав и законных интересов воспитанников, оказание содействия органам опеки в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников, формирование банка данных о возможных усыновителях);
- семейная воспитательная группа (решение семейных проблем детей и подростков, взаимодействие психолога и семьи на уровне социального патронажа).
Социальная реабилитация детей и подростков значительно облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей. Поэтому важнейшая задача всех социальных работников – оказать подростку, прибывшему в реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения им новой жизни.