Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома

(в сокращении)

Воспитательница отвечает за вверенных ей детей во всем, что ка-сается воспитания физического и духовного. Она постоянно должна помнить, что эти две стороны воспитания должны находиться в тесной связи, которой нельзя прерывать без вреда для правильного воспита-ния: дисциплина, касаясь порядков, в то же время должна образовы-вать ребенка и нравственно, как обучение, сообщая знание и умение, в то же время должно служить и воспитательным средством для умствен-ного и нравственного развития.

От дисциплины во многом зависит образование характера. О чем необходимо заботиться с раннего детства. Так как хороший характер определяется преимущественно добрыми наклонностями и твердою волею, которая должна быть направлена к добру, то отсюда со сторо-ны воспитательницы требуется близкое знакомство с натурою каждого ребенка, зоркое наблюдение над свободным проявлением его чувств, тесная нравственная связь с ним и определение известной сферы сво-бодной деятельности ребенка, где бы он мог проявлять свои наклонно-сти и запасаться задатками, образующими силу воли.

Воспитание группами должно быть как можно более сближено с вос-питанием семейным. Та группа только может быть названа хорошей, которая похожа на добрую семью, где отношения между младшими и старшим основаны ни разумной взаимной любви. Под именем разум-ной любви подразумевается любовь старших к младшим, с которою постоянно соединяется мысль о будущем благе детей, основанном на их физическом, умственном и нравственном развитии. Любовь вызы-107

вает со стороны детей откровенность, которая облегчит наблюдение над ними и направление их воли к добру.

Семейное начало, вводимое в группы, определяет и обязанности воспитательницы - обязанности доброй матери, с которой слагается большая часть чисто хозяйственных забот с тем, чтобы она имела воз-можность отдавать как можно более времени детям.

Дисциплина должна быть педагогическая, а не казарменная и не полицейская. Она не должна ломать натуру ребенка, не должна осно-вываться на одних запрещениях и подавлять в нем всякое проявление воли. Она, напротив, должна быть строго соображена с детскою нату-рою и с психологическими условиями развития характера.

Определяя известные порядки, которым все безусловно должны под-чиняться, она в то же время признает и самодеятельность в ребенке, и свободу в известной сфере, которая с годами должна все более расши-ряться. Эти порядки не могут основываться на произволе воспитатель-ницы, не меняться по ее воле. Они должны определяться условиями се-мейной жизни и должны казаться детям необходимыми, так как нарушение их принесет зло или всем, или одному члену семьи, зло физическое или нравственное. Эти порядки в то же время должны иметь в виду утверж-дение хороших привычек, оберегающих здоровье и нравственное состо-яние ребенка от вредных влияний. Сюда относятся привычка к чистоте, опрятности, к умеренному и своевременному употреблению пищи и т.п.

В этой сфере со стороны детей должно быть послушание полное и беспрекословное. Вообще послушание должно быть требуемо в той сфере, где ребенок еще не может рассуждать, что для него добро и что зло, которые оцениваются только зрелым умом. Отсюда ясно: чем ум ребенка делается зрелее, тем более сфера запрещений должна сужи-ваться, а сфера свободных действий расширяться. При этом условии только и может быть правильное развитие характера.

Запрещения, основанные на одном произволе воспитателя, вызы-вают много дурных наклонностей, с которыми потом чрезвычайно трудно бороться: сопротивление, упрямство, упорство, капризы, ложь, скрыт-ность, нелюбовь и даже ненависть.

С другой стороны, отсутствие разумной педагогической дисципли-ны или неопределенность ежедневных порядков развивают в детях своенравие, своеволие, легкомыслие, распущенность, шаткость в ха-рактерах, особенно если воспитательница отличается податливостью, неровностью в обращении, колебаниями в своих действиях, частою переменою приказаний, неровным отношением к одному и тому же делу или к одним и тем же требованиям.

Воспитательница должна всегда иметь в виду, что своею собствен-ною личностью она имеет огромное влияние на развитие духовной сто-роны ребенка. Поэтому ей следует постоянно и строго следить за собою,

подавлять в себе всякое нетерпение, досаду, гнев, не поддаваться пер-вым впечатлениям, обдумывать каждое новое свое приказание, каждый поступок, тем более не прибегать к наказаниям в волнении или в досаде.

Воспитательнице следует быть примером для детей во всем, что она может потребовать от них самих: в чистоте, в опрятности, в стро-гом подчинении всем порядкам, в приличном и вежливом обращении со всеми, сдержанности и проч.

Неусыпно наблюдая за детьми, она в то же время не должна прибе-гать к шпионству из желания знать все, что делается с детьми без нее или скрытно от нее. Такая воспитательная система должна считаться преступною, потому что разрушает детскую нравственность.

Свобода ребенка должна быть разграничена от своеволия и празд-ности, которые не должны быть допущены, так как они легко могут об-ратиться в дурные наклонности, с которыми потом трудно будет бо-роться. У ребенка должно быть несколько часов в день таких, которыми он может свободно распоряжаться по своему усмотрению, конечно, в тех предметах, какие ему уже определены. Воспитательница не долж-на мешать ему в выборе игр, если они не приносят никакого зла ему или его товарищам: он может свободно выдумывать себе работы, про-бовать свои силы в том или ином труде.

Воспитательница должна удержать ребенка, если в напряжении его сил представляется явная опасность, но никак не должна пугать его мнимыми опасностями или только кажущимися трудностями. В этих случаях, напротив, она должна ободрять его, вызывая в нем смелость и в затруднительных обстоятельствах помогать ему. Все это дает хо-рошие задатки для характера и душевное упорство, направленное на борьбу с трудом и с препятствиями, а не на борьбу со стесняющей дисциплиной и с лицами, все запрещающими.

С другой стороны, воспитательница должна следить, чтобы ребе-нок не затруднялся, как ему распорядиться своим свободным време-нем, чтобы он не скучал от незнания, что ему делать и за что принять-ся, чтобы его свобода не обратилась в праздность.

Отдых для ребенка должен заключаться не в праздности и недея-тельности, а в смене одних упражнений сил другими, как, например, после игр подвижных — игры, требующие некоторой усидчивости и со-средоточенности, после труда физического — труд умственный над разгадкою загадок, шарад и т.п. Дело воспитательницы — помочь ре-бенку найти занятие по душе, но никак не заставлять его делать то, что в данную минуту ему может не понравиться, если она не имеет в виду наказать его за нарушение дисциплины.

Самостоятельность также должна быть основанием воспитания; она должна проявляться во всех сферах детской жизни, как в часы обуче-ния, так и в часы свободные. Воспитательница должна вызывать и на-109

правлять силы ребенка, но ребенок должен делать все сам, не допус-кая и мысли, что за него могут сделать другие. Этим могут развиваться не только любовь к труду, но и находчивость, сообразительность, уве-ренность в своих силах, смелая проба их на новых трудах, все то, от чего крепнут ум и нравственная сторона ребенка.

В помощь воспитательнице дается нянька, которая и находится в полной от нее зависимости. Воспитательница должна ясно определить ее обязанности и требовать строгого исполнения их...

Воспитательница обязана советоваться с медиком, что касается детской гигиены, и принимать его советы.

Равным образом в деле обучения и умственного развития детей в затруднительных случаях они обязаны обращаться к инспектору за со-ветами. Ему же должны они подавать ежемесячно отчеты о преподава-нии с точным указанием, что за это время пройдено с детьми.

Можно посоветовать воспитательницам вести дневник своих наблю-дений над детьми, записывая в особенности проявление и развитие их нравственных качеств и наклонностей, равным образом следствие тех мер, которые они употребили, чтоб вызвать в них хорошее или подавить дурное. Это может помочь им, чтоб отдавать самим себе определенный отчет в своем деле и чтоб яснее определить натуру каждого ребенка.

Всем воспитательницам необходимо раз в неделю собираться на общий совет под покровительством главной воспитательницы. Он не-обходим для того, чтобы поддержать единство дисциплины, единоду-шие в общем деле, чтоб разрешать общими силами вопросы, возник-шие из педагогической практики. Чтоб рассматривать случаи, вызвавшие затруднения у какой-либо из воспитательниц, чтоб каждая из них могла найти себе опору в своих действиях, воспользоваться опытом и опыт-ностью других.

На совете каждая воспитательница имеет право внести вопрос, вы-текающий из круга ее деятельности, каждая может представить свои соображения для улучшения ведения дела. Совет обязан рассуждать о наиболее важных проступках детей, выбирать меры исправления, назначать наказания.

Каждая воспитательница обязана дать отчет совету в наказаниях, какие она употребляла в течение недели, со всеми нужными пояснени-ями. Совет должен обсудить рациональность этих наказаний, нужны ли они были в данных случаях и нет ли в них какой-либо вредной сто-роны и пр. Более сильные наказания, как, например, временное отлу-чение от группы, пристыжение в присутствии других групп и т.п., могут быть присуждаемы не иначе, как только советом.

На совете воспитательницы определяют все, что касается детской дисциплины, утверждают правила для нянек, условливаются в дежур-стве и т.п.

ПО

Совет же может обсуждать появляющиеся в литературе педагоги-ческие сочинения, имеющие в виду первоначальное воспитание и обу-чение. Для этого нужно, чтобы одна из воспитательниц рассказала про-читанное ею сочинение и высказала свое мнение, как можно им воспользоваться при воспитании детских групп.

Совет же выбирает из своей среды библиотекаря и хранительницу предметов для наглядного обучения, наблюдает за исправностью ве-дения каталогов и списков предметов, соглашается, какие желательно приобрести новые педагогические книги и учебные пособия.

В случае утраты книг из библиотеки и учебных пособий отвечает весь совет, если утраченные вещи не записаны в книге на чье-либо имя. Журналы и справочные книги, назначенные для употребления в общем кабинете воспитательниц, не могут выноситься оттуда ни одной воспитательницей.

Печатается по изд.: Стоюнин В.Я. Избр. пед. соч. — М., 1991. - С. 104-110.

В 1834 г. был создан Московский Александровский сиротский

институт для детей обоего пола. В существовавших Воспитатель-

„ ных домах были сиротские отделения. В 1844 г. воспи-

' танники мужских отделений Московского Воспита-

институтьідома и Александровского сиротского

института были выведены в созданный кадетский корпус. С этого года Московский сиротский институт стал только женским. Вы-пускницы готовились быть домашними воспитательницами и на-ставницами. В одном из его отделений готовили рукодельниц, ко-торых после окончания курса направляли в имения швеями или мастерицами.

В 1837 г. Гатчинский воспитательный дом был преобразован в сиротский институт для «обер-офицерских сирот» (мальчиков), в котором одно время готовили домашних учителей. Класс для под-готовки учителей был открыт в 1844 г., где в большом объеме пре-подавалась педагогика, но через 10 лет класс был ликвидирован, и в институте стали готовить канцелярских служащих и правоведов1.

Работа Гатчинского сиротского института связана с именем замечательного русского педагога Егора Осиповича Гугеля (1804-1841). Е.О.Гугель был автором ряда учебных книг: «Чтения для умственного развития малолетних детей и обогащения их позна-ниями», «Руководство к умственным упражнениям при препода-

1 См.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. XVIII — начало XIX в. - М., 1974. - С. 220-221.

вании отечественного языка в 3-х курсах» и др., издателем «Педа-гогического журнала» (JS33—1834). С 1830 г. он работал инспекто-ром Гатчинского сиротского дома, В 1832 г. вместе с П.С.Гурьевым на свои средства они при Воспитательном институте открыли школу для малолетних. Это был специальный эксперимент орга-низации дошкольного обучения и воспитания с целью его усо-вершенствования.

В Гатчинский сиротский институт поступали дети в возрасте от 4—5 до 12 лет. Они жили в небольших пансионах, которые содержали в своих частных домах женщины-благотворительни-цы. Отсюда дети шли в школу, где проводили время в играх и учебе. В 10 лет ребята поступали в институт, целью которого было готовить из детей-сирот будущих наставников.

Гугель был знаком с опытом приюта швейцарского педагога Г.Песталоцци и считал, что не все его методы воспитания следует перенимать слепо. В отечественном образовании он дает новое на-правление в начальном обучении, изменив методы преподава-ния отечественного языка и арифметики. Гугель выступил против популярного в то время метода взаимного обучения.

Тысячелетняя история призрения детей-сирот
Детские приютыв России осуществлялась по двум направлени-
ям: государственно-общественной и частно-
церковной. До XIX в. преобладали государственные учреждения,
но в начале XIX в. стали усиливаться патронат и воспитание де- i

тей-сирот в городских и крестьянских семьях. В это время создают- f

ся приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества.

В 1837 г. в Петербурге по инициативе фабриканта-горнозавод-
чика А.Демидова был открыт первый детский приют, в котором
находились дети в то время, когда их матери уходили на работу. >

С детьми занимались только днем. Вскоре в городе открылись еще
четыре подобных заведения. В приютах дети питались, их одевали,
следили за здоровьем, обучали чтению и письму, счету, различ-
ным трудовым навыкам. В приютах открывали ремесленные клас- j>

сы, создавали хоровые кружки1. В 40-х гг. подобные приюты созда- <

ются при промышленных предприятиях. Так, в 1841 г. подобных |

приютов в Питере было 6, в Москве - 7.

В 1838 г. создается Комитет гласного попечительства. В Москве и Петербурге приютами руководили Советы, а в губернских и уезд-ных городах — попечительства.

1 См.: Озерская Ф. С. Указ. соч. - С. 220. 112

В 1846 г. в приютах были только приходящие дети, но позднее стали создаваться «сиротские отделения», где постоянно жили дети, не имеющие родителей.

К концу XIX в. приюты стали смешанными, где находились приходящие и постоянно живущие дети.

В 1894 г. в Петербурге Фребелевское общество1 открывает пер-вый бесплатный народный детский сад для детей из бедных се-мей; на средства фабрикантов создаются фабричные детские сады для детей рабочих.

В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций. Известным был приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Петербурге, открытый в 1846 г. В приюте было два отделения: мужское и жен-ское. Воспитанники получали образование начальной школы и обучались какому-либо ремеслу, выпускники направлялись в реальные училища. В приюте были музыкальная и рисовальная школы, струнный и духовой оркестры, переплетная, слесарно-механическая и часовая мастерские.

В женском отделении приюта были гимназия и педагогический класс, девочки учились играть на рояле, белошвейному мастер-ству, росписи по ткани и фарфору, изготовлению искусственных цветов. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже приют был от-мечен двумя серебряными медалями2.

В 1847 г. в Петрозаводске был открыт приют для девочек, рас-считанный на 100 человек. Девочки в нем содержались до 12 лет, в исключительных случаях — до 16. Обучение велось по программе начальных училищ, в основу воспитания было положено привитие навыков самообслуживания, работы в саду и огороде. Часть урожая продавалась. Выпускницы устраивались на работу помощницами модисток, лучшие оставались помощницами смотрительниц3.

В Москве на пожертвования Бахрушиных был устроен приют в Сокольниках. При нем существовала школа и мастерские для за-нятий ремеслами. Для детей бедных вдов Бахрушины открыли на-чальную школу и отдельно ремесленную школу.

К концу XIX в. число приютов в России значительно выросло. Так, только «Московское общество попечения о бедных и боль-

' Объединение прогрессивной интеллигенции организаторов бесплатных дош-кольных учреждений, стремившихся улучшить семейное воспитание детей; за-нимались проблемами теории и практики дошкольного воспитания.

2 Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты Российской империи//Педаго-
гика. - 1995. -№ 1. — С. 117-119.

3 Там же.

ных детях» к 1899 г. открыло 89 учреждений для 849 детей-сирот и полусирот в возрасте от 3 до 10 лет1.

В начале XX в. в России было 148 приютов. Из них 11 яслей-приютов, 10 ремесленных приютов и рукодельных школ, школы поварского дела и одна школа для подготовки смотрительниц. После закона 1828 г. большинство воспитательных домов, при-ютов, детских яслей создавалось за счет благотворительности. К 1917 г. на территории РСФСР располагалось 538 детских при-ютов, где воспитывались 29650 детей.

„ , п „На протяжении 50 лет в XIX в. в практике

і'а0^^ИИсиротских приютов и воспитательных домов

(1803-1869)применялось «Положение о детском приюте»,

разработанное Владимиром Федоровичем Одо-

евским.

Князя В.Ф.Одоевского, аристократа из рода Рюриковичей, по-читали за писательский дар и энциклопедические знания; он был в центре прогрессивной части петербургского общества. Выступал за введение в России всеобщего образования, против привлече-ния иностранцев в качестве домашних учителей, так как, по его мнению, это вредит гражданскому воспитанию молодежи.

Посещая приюты для детей-сирот в 20-е гг., он ознакомился с их жизнью и работой воспитательниц. С середины 30-х гг. занимал-ся благотворительной деятельностью, открытием приютов; тогда же разработал «Положение о детских приютах».

В «Положении» он обращает внимание организаторов приютов на то, что в приютах важно не только присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них навыки дисциплины, опрятности, привычку трудиться; обучать воспи-танников какому-либо ремеслу.

Одоевским были написаны две «Детские книжки для воскрес-ных дней», которые стали пособием для воспитательниц сиротс-ких приютов и воспитательных домов. В них давались педагогичес-кие рекомендации воспитательницам, сказки и небольшие рассказы для детского чтения; был включен и дидактический ма-териал: карты, рисунки, чертежи.

Книги «Азбука для употребления в детских приютах. Таблицы складов», «Руководство для гувернанток», «Наука для наук. Книжки дедушки Иримея» были написаны Одоевским специально для вос-питательниц приютов и воспитательных домов.

Розенфелъд Б.Р. Первые учреждения для детей народа в царской России//Сов. государство и право. - 1991. - № 6. - С. 216.

В «Антологии педагогической мысли России первой половины XIX в.» (М., 1987) помещена часть его статьи «Руководство для гувернанток». Хочу обратить внимание на главу «Разговоры с деть-ми», в которой Одоевский дает психологический анализ разгово-ра с ребенком и самое главное — рассматривает этот процесс с позиций восприятия речи взрослых ребенком. Этот анализ пред-ставляет интерес не только для социального педагога, но и для любого социального работника.

«Искусство говорить с детьми, — пишет он, — очень важно для успеха в воспитании. И все познания воспитательницы не принесут пользы, если она не умеет говорить тем языком, который и может быть внятен и убедителен для ребенка»1.

По мнению Одоевского, только на книгах ребенок ничему не научится. Нужны объяснения взрослых. Живое слово воздействует на умственное, эстетическое, нравственное и религиозное разви-тие ребенка эффективнее, чем простое чтение. Но разговоры с детьми требуют искусства. Не всякое слово, направленное на доб-ро, так отзовется на ребенке.

Значит, пишет он, важно не только ЧТО, но и КАК нужно говорить с детьми. Важно видеть, КАК ребенок слушает, понима-ет ли он то, что Вы говорите. Речь ребенка и взрослого различна. Воспринимая речь взрослого, ребенок проходит несколько ступе-ней познания. В том-то и состоит искусство взрослого при разго-воре с ребенком: суметь дать образ, сравнить, активизировать на процесс сравнения мысль ребенка, кратко изложить суть, ясно представить то, в чем убеждаешь ребенка. Кроме того, нужно сле-дить, внимателен ли ребенок, мыслит ли он самостоятельно. В этом случае следует помочь ему словами: «Подумай!», тем самым направив мысли ребенка в нужное русло.

В. Ф. Одоевский

Наши рекомендации