Конкретные закономерности обучения. Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности

Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности

1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо про­порциональны продолжительности обучения.

2. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, уме­ний (в известных пределах) обратно пропорциональна коли­честву изучаемого материала или объему требуемых действий.

3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, уме­ний (в известных пределах) обратно пропорциональна трудно­сти и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.

4. Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми.

5. Результаты обучения (в известных пределах) прямо про­порциональны значимости для учащихся усваиваемого содер­жания.

6. Результаты обучения зависят от способа включения уча­щихся в учебную деятельность (Л.В. Занков).

7. Результаты обучения зависят от применяемых методов.

8. Результаты обучения зависят от применяемых средств.

9. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, уме­ний зависит от характера созданной учителем учебной ситуа­ции.

10. Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части.

11. Результаты обучения находятся в прямой пропорцио­нальной зависимости от мастерства (квалификации, профес­сионализма) преподавателя.

12. Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обу­чения путем «слушания».

Гносеологические закономерности

1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо про­порциональны умению учащихся учиться.

2. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельно­сти учащихся.

3. Продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пределах) прямо пропорциональна объему практического при­менения знаний, умений.

4. Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер).

5. Результаты обучения зависят от умения включать изучае­мый предмет в те связи, носителем которых является изу­чаемое качество объекта.

6. Результаты обучения зависят от регулярности и система­тичности выполнения учащимися домашних заданий.

7. Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться.

8. Продуктивность творческого мышления учащихся улуч­шается при использовании увеличенных шагов обучения, а ре­зультативность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных пор­ций материала.

9. Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемно-сти обучения, от интенсивности включения учащихся в разре­шение посильных и значимых для них учебных проблем.

Психологические закономерности

1. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.

2. Продуктивность обучения, (в известных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся.

3. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений.

4. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интенсивности тренировки.

5. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся.

6. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся.

7. Результаты усвоения конкретного учебного материала за­висят от способности учащихся к овладению конкретными зна­ниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых.

8. Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, ин­тенсивности и особенностей мышления обучаемых.

9. Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти.

10. Обученность прямо пропорциональна обучаемости.

11. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.

12. В подростковом возрасте школьная успеваемость ухуд­шается: в одиннадцать — пятнадцать лет она в среднем на 25% ниже, чем в возрасте шести — десяти и шестнадцати-семнадца-ти лет.

13. Закон Йоста. Из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем по­вторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.

14. Закон Йоста. При прочих равных условиях для достиже­ния критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения.

15. Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала (Е.Р. Хилгард).

16. Продуктивность деятельности зависит от уровня сфор­мированное™ навыков и умений.

17. Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения (фон Кубе).

18. Процент сохранения заученного учебного материала об­ратно пропорционален объему этого материала (Г.Эббингауз).

19. При прочих равных условиях эффективность распреде­ленного заучивания материала выше эффективности концен­трированного заучивания (И. Каин, Р. Уилли).

Наши рекомендации