Анализ профориентационной работы
1.Формы работы с общеобразовательными учреждениями и колледжами (договоры, сопряженные программы, олимпиады, др.)
Московский государственный областной университет проводит различные мероприятия профориентационной работы для привлечения абитуриентов в вуз, среди них:
- проведение семинаров с учителями и родителями по интенсивным методикам обучения дисциплинам и подготовке к олимпиаде.
- подготовка сборников учебно-тренировочных материалов для подготовки к олимпиаде.
- организация профильных классов.
- проведение учебно-тренировочных сборов по общеобразовательным дисциплинам на базе МГОУ.
- подготовка презентационных и рекламных материалов об учебных специальностях на новых носителях (телевизионные ролики, презентационные файлы для e-mail-рассылки и др.).
Для абитуриентов при поступлении в вуз организовано информационное обеспечение профориентационного характера – предоставляются печатные материалы, содержащие информацию о трудоустройстве, ведутся устные консультации, на сайте МГОУ размещается статистика о трудоустройстве выпускников предшествующих годов по специальностям.
2. Анализ целевого набора (кол-во договоров в разрезе специальностей, охват территорий, результат)
На основании приказа Министерства образования Московской области от 27.04.2010 г. №955 «Об установлении контрольных цифр приема студентов, аспирантов, докторантов в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области» и Положения о целевом приеме в МГОУ в 2010 г, университетом были приняты заявки на 445 кандидатов для участия в конкурсе на целевые места от 32 муниципальных образований Московской области (в 2009 г. - от 28), в том числе по очной форме - на 391 кандидата. Однако, количество поданных заявлений на целевые места по очной форме составило лишь около 54% от общего числа заявленных муниципальными образованиями кандидатов, по очно-заочной и заочной формам обучения -67%. Всего на целевые места было зачислено: на очную форму обучения -15,7% от общего числа бюджетных мест, на очно-заочную и заочную формы - 18,7%. С зачисленными на целевые места были заключены договоры о целевой подготовке.
При этом наибольшее число заявок было получено от г. Королева, Мытищинского, Сергиево-Посадского муниципальных районов.
В разрезе специальностей наибольшее количество заявленных кандидатов для участия в конкурсе на целевые места получено: по очной форме - на «Теорию и методику преподавания иностранных языков и культур» (английский язык) (44), «Психологию»(40), «Юриспруденцию» (36); по очно-заочной и заочной формам - на «Логопедию» (13) и «Биологию» (12).
Количество кандидатов для участия в конкурсе на целевые места МГОУ в 2010 году от муниципальных образований Московской области
№ п/п | Муниципальные образования Московской области | Количество кандидатов для участия в конкурсе на очную форму обучения | Количество кандидатов для участи в конкурсе на очно-заочную и заочную формы обучения | Всего |
1. | Дмитровский муниципальный район | - | ||
2. | Долгопрудный, городской округ | - | ||
3. | Дубна, городской округ | - | ||
4. | Ивантеевка, городской округ | - | ||
5. | Клинский муниципальный район | - | ||
6. | Королёв, городской округ | |||
7. | Красноармейск, городской округ | - | ||
8. | Красногорский муниципальный район | - | ||
9. | Ленинский муниципальный район | |||
10. | Лобня, городской округ | - | ||
11. | Мытищинский муниципальный район | - | ||
12. | Наро-Фоминский муниципальный район | - | ||
13. | Ногинский муниципальный район | - | ||
14. | Подольск, городской округ | - | ||
15. | Подольский муниципальный район | |||
16. | Раменский муниципальный район | - | ||
17. | Реутов, городской округ | |||
18. | Рузский муниципальный район | - | ||
19. | Сергиево-Посадский муниципальный район | - | ||
20. | Серпуховской муниципальный район | |||
21. | Солнечногорский муниципальный район | |||
22. | Талдомский муниципальный район | - | ||
23. | Фрязино, городской округ | - | ||
24. | Черноголовка, городской округ | - | ||
25. | Шатурский муниципальный район | - | ||
26. | Шаховской муниципальный район | - | ||
27. | Щелковский муниципальный район | |||
28. | Электросталь, городской округ | - | ||
29. | Юбилейный, городской округ | - | ||
30. | г. Электрогорск | - | ||
31. | г. Дмитров | - | ||
32. | г. Коломна | - | ||
Итого: |
СВЕДЕНИЯ О ПРИЕМЕ НА ЦЕЛЕВЫЕ МЕСТА В 2010 г. в МГОУ. Очная форма обучения
№ п/п | Специальность (направление подготовки) | Количество заявленных кандидатов для участия в конкурсе | Выделено целевых мест | Количество поданных заявлений на целевые места | Количество зачисленных на целевые места | % зачисления от общего количества бюджетных мест |
1. | Физико-математическое образование (профили подготовки - математика) | |||||
2. | Физико-математическое образование (профили подготовки - физика) | - | - | - | - | - |
3. | Физико-математическое образование (профили подготовки — информатика) | |||||
4. | Физика | - | _- | |||
5. | Естественно-научное образование (профиль подготовки — биология) | - | - | - | ||
6. | Естественно-научное образование (профиль подготовки -география) | - | - | - | - | |
7. | Социально - экономическое образование (профиль подготовки - история) | - | - | - | - | |
8. | Социально — экономическое образование (профиль подготовки — экономика) | - | - | - | ||
9. | Филологическое образование (профиль подготовки -русский язык и литература) | |||||
10. | Художественное образование (профили подготовки — изобразительное искусство) | 13,3 | ||||
11. | Художественное образование (профили подготовки -декоративно - прикладное искусство) | - | _ | - | - | - |
12. | Социальная работа | - | - | - | ||
13. | Педагогика (профиль подготовки - социальная педагогика) | - | - | |||
14. | Менеджмент | - | - | - | - | - |
15. | Лингвистика (английский язык) | - | - | - | - | |
16. | Биоэкология | |||||
17. | Химия с дополнительной специальностью «Биология» |
18. | Геоэкология | |||||
19. | История с дополнительной специальностью «Юриспруденция» | |||||
20. | Политология | |||||
21. | Филология | |||||
22. | Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (английский, французский, немецкий языки)к | 37,5 | ||||
23. | Теоретическая и прикладная лингвистика (английский язык) | |||||
24. | Перевод и переводоведение (английский язык) | |||||
25. | Технология и предпринимательство | 3.3 | ||||
26. | Физическая культура | |||||
27. | Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» | 3.3 | ||||
28. | Менеджмент организации | |||||
29. | Государственное и муниципальное управление | |||||
30. | Управление персоналом | |||||
31. | Живопись | |||||
32. | Дизайн | |||||
33. | Декоративно-прикладное искусство | _- | - | - | -_ | -_ |
34. | Юриспруденция | |||||
35. | Логопедия | |||||
36. | Олигофренопедагогика | |||||
37. | Специальная психология | - | - | - | - | - |
38. | Психология | |||||
39. | Всего | 15,7 |
Сведения о приеме на целевые места в 2010 г. в МГОУ Очно-заочная (вечерняя) и заочная формы обучения
п/п | Специальность (направление подготовки) | Количество заявленных кандидатов для участия в конкурсе | Выделено целевых мест | Количество поданных заявлений на целевые места | Количество зачисленных на целевые места | % зачисления от общего количества бюджетных мест |
1. | Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (английский язык) | |||||
2. | Дизайн | - | - | - | ||
3. | Математика | - | - | - | - | - |
4. | Информатика | - | -_ | _- | - | - |
5. | Биоэкология | 13,3 | ||||
6. | Биология | |||||
7. | Геоэкология | - | - | - | - | _- |
8. | География | - | - | - | - | - |
9. | История | - | - | - | - | - |
10. | Политология | - | - | - | - | - |
11. | Филология | - | - | - | - | - |
12. | Русский язык и литература | - | - | - | - | |
13. | Технология и предпринимательство | - | _- | - | - | |
14. | Физическая культура | _- | _- | |||
15. | Менеджмент организации | - | - | - | ||
16. | Государственное и муниципальное управление | 6,6 | ||||
17. | Управление персоналом | - | - | - | ||
18. | Изобразительное искусство | - | - | - | - | |
19. | Юриспруденция | - | - | _- | - | - |
20. | Логопедия |
21. | Олигофренопедагогика | - | - | - | - | - |
22. | Специальная психология | - | - | - | ||
23. | Психология | |||||
24. | Социальная работа | - | - | _- | - | - |
25. | Социальная педагогика | |||||
26. | Всего | 18,7 |
Анализ работы библиотеки
Сегодня библиотека МГОУ – центр, аккумулирующий информационные ресурсы и являющийся базой учебной и научной деятельности.
В связи с переходом на образовательные стандарты третьего поколения, переходом от классической модели образования «на всю жизнь» к концепции образования «в течение всей жизни» значительно расширило перечень задач, стоящих перед библиотекой Университета, как важного элемента научной и инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения.
1. Материально-техническая база
Общая площадь библиотеки МГОУ 1827 м*. Библиотека не имеет единого помещения, ее отделы и филиалы располагаются в разных корпусах Университета.
Библиотека имеет разветвленную сеть абонементов и читальных залов:
- абонементы учебной литературы – 5
- абонементы научной литературы – 5
- читальные залы – 5
- справочно-библиографические отделы- 2
Число посадочных мест для пользователей – 206
Технические средства:
Число персональных компьютеров – 51
Число копировально-множительной техники- 30
Создано место хранения электронных библиотечных баз данных в составе основного и резервного серверов SQL Xeon 2*2. Сформирована и администрируется сетевая библиотечная структура с выходом в общую локальную сеть МГОУ и в Интернет. Это обеспечивает доступ ППС, студентов и сотрудников МГОУ к электронным библиотечным ресурсам университета и, одновременно, доступ к использованию внешних сетевых информационных ресурсов национальных, научных и специальных библиотек.
2. Организация библиотечно-библиографического обслуживания читателей
Одна из главных задач библиотеки МГОУ – высокий уровень обслуживания читателей. Делается все возможное, чтобы читательские требования выполнялись оперативно и в полном объеме.
Библиотека обслуживает: студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения, профессорско-преподавательский состав, аспирантов, сотрудников, соискателей.
В 2010-2011 учебном году в библиотеке зарегистрированы 12 875 человек по единому читательскому билету. Количество посещений составило 232 150 , было выдано литературы 598 699 экземпляров.
Показатели интенсивности работы библиотеки составляют: обращаемость фонда-0,68; книгообеспеченность-77,0; посещаемость- 18.1; читаемость- 46,6; интенсивность справочной работы- 0,24. Нагрузка на одного сотрудника библиотеки составляет: по количеству читателей- 486; по количеству посещений- 5158; по количеству книговыдач- 13304; по объему фондов- 19337.
Справочно- библиографический аппарат библиотеки представлен как на традиционных носителях, так и на электронных. Имеются алфавитный и систематический каталоги на весь книжный фонд, систематическая картотека статей, а также ведутся 10 тематических картотек, отражающих наиболее актуальные информационные потребности читателей.
С 2001 г. ведется электронный каталог на базе АИБС «MarcSQL-2.1»
В электронном каталоге библиотеки МГОУ 66 526 записи:
БД книг -25742
БД статей (СКС)- 37295
БД «Диссертации» - 733
БД «УМК»- 1694
БД «Художественные произведения»- 424
С 2010 года ведется ретроконверсия активной ретроспективной части учебного фонда не вошедшей в электронный каталог.
За систематизировано 2095 названий, из них 96 диссертации,107 автореферата. Составлено библиографических описаний на книги и брошюры – 5527 названий.
Справочно-библиографические отделы имеются только в 2-х учебных корпусах.
В 2010-2011уч. г. выполнено 3095 справок, из них 3020-письменные.
Методические консультации у каталогов – 535
Классификационный индекс УДК присвоен 690 названиям диссертаций и статей «Вестника МГОУ».
3. Информационно-библиографическая и массовая работа
Информационно-библиографическое обслуживание ведется в библиотеке в нескольких направлениях:
· Подготовка библиографических списков;
· Индивидуальное и групповое информирование специалистов и преподавателей вуза по тематике связанной с учебным процессом;
· Массовое информирование (организация Дней информации, выставок-просмотров, информационно-библиографических обзоров).
· Библиографическое обучение.
· Доступ к информационным ресурсам библиотеки и сети Интернет;
· Правовое информирование пользователей, в том числе поиск в полнотекстовых справочных правовых базах «Консультант Плюс», «Гарант»;
Основные цели и задачи информационно-библиографической и массовой работы библиотекой были выполнены:
ü Оперативно и качественно вели информационно-библиографическое обслуживание читателей и абонентов информации.
ü Осуществляли информационное сопровождение мероприятий, конференций, проводимых МГОУ в виде подготовки справочно-информационных материалов.
ü Оказывали научно-методическую и консультативную помощь структурным подразделениям библиотеки.
ü Принимали участие в различных конференциях, совещаниях, семинарах.
ü Подготовили и выпустили библиографические и информационные издания разных форм по актуальной тематике.
Эффективной формой ознакомления читателей библиотеки с новыми поступлениями является проведение дней кафедр, дней информации, выставок-просмотров. Преимущество их состоит в том, что читатели имеют возможность непосредственно знакомиться с поступившими в библиотеку материалами.
Успешное развитие библиографической деятельности библиотек и особенно такого направления, как библиографическое информирование специалистов, немыслимо без установления связей с кафедрами и деканатами.Дни кафедр представляют собой комплексную форму работы по повышению информационно-библиографической культуры. Для преподавателей кафедры гражданско-правовых дисциплин был проведен день кафедры. День специалиста «Психологическая и социальная адаптация студентов в вузе» прошел для кураторов студенческих групп. Уже стало традицией в начале сентября на всех факультетах университета проводить День первокурсника, на котором студентам первого курса знакомятся с библиотекой, ее структурой, информационных возможностях библиотеки.
Стремительное увеличение количества информационных ресурсов вызывает насущную потребность в обучении пользователей библиотеки основам информационной культуры.
Ведущими специалистами библиотеки разработан и ведется курс «Основы информационной культуры» для студентов I курса всех специальностей очной и заочной формы обучения.
Для слушателей курсов повышения квалификации на базе Факультета повышения квалификации преподавателей Института Открытого образования МГОУ читается курс лекций «Электронные информационные ресурсы библиотек».
Одним из направлений в информационно-библиографической работе библиотек является работа по повышению информационно-библиографической культуры читателей, которая ведется в устной, наглядной, печатной, а также в комплексной форме. Изданы буклеты «В помощь первокурснику», «Библиотека МГОУ».
Формирование информационной грамотности - необходимое условие использования информационных ресурсов. Информационная грамотность необходима как сотрудникам библиотеки, так и нашим читателям – пользователям информации.
1. Информирование преподавателей и студентов МГОУ о новых поступлениях в библиотечный фонд. Подготовлены и размещены на сайте университета 7 информационных бюллетеней новых поступлений в библиотеку МГОУ.
2. Постоянно велась работа по обновлению материала страницы библиотеки на сайте университета. Подготовлены и размещены материалы:
Информационная продукция – это библиографические пособия крупных и малых форм, электронные ресурсы.
2.1. Виртуальные выставки библиотеки МГОУ в программе PowerPoint:
«Новые книги по социальной работе»
«Труды Н.М. Васильевой из фондов библиотеки МГОУ».
«Библиографический список трудов Пицковой Л.П.»
«К 50-летию полета первого человека в космос».
2.2. Библиографический указатель «Библиографический список трудов Н.М. Васильевой».
2.3. Библиографический указатель «Библиография трудов Пицковой Л.П.»
2.4. Рекомендательный список литературы о Ю.А. Гагарине
2.5. Библиографический обзор «Психологическая и социальная адаптация студентов в вузе»;
2.6. Разработаны и размещены на сайте:
«Алгоритм поиска по электронному каталогу».
«Алгоритм работы с алфавитным каталогом».
«Алгоритм работы с систематическим каталогом».
2.7. Разработана и расположена на сайте виртуальная справочная служба «Спроси библиотекаря». Велось справочно-библиографическое обслуживание читателей в режиме «запрос-ответ» и по требованию. Проводили с читателями консультации по СБА, по работе с библиографическими пособиями. Составляли списки литературы по разовому запросу читателей с использованием БД, CD-ROM, Интернет, СПС «Консультант Плюс», «Гарант».
2.8. Информация о периодических изданиях, получаемых библиотекой в 2010 - 2011 учебном году.
2.9. Регулярно проводилось информирование читателей через web-сайт МГОУ:
· о проводимых книжных выставках;
· новостная информация;
· о комплектовании заказов на учебную литературу;
· об открытии тестовых доступов к БД других организаций.
3. Размещение на странице библиотеки сайта университета информации о новых поступлениях.
4. Размещение на сайте университета информации и прайс-листов издательств для формирования заказа на учебную литературу.
5. Поддержка и модернизация страницы библиотеки на сайте МГОУ.
Основным направлением деятельности было массовое информирование – обеспечение, сопровождение и поддержка мероприятий и конференций МГОУ. В рамках Дня открытых дверей университета в библиотеке прошли Дни открытых дверей для абитуриентов. Были подготовлены книжные выставки-просмотры: «Выпускники МОПИ – МПУ - МГОУ», «Имя тебе педагог», «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», лекции «Библиотека МГОУ в новой информационной среде», «О педагогах прошлого», "Мудрых книг хранительницы вечные", проведены экскурсии. Велось информационное сопровождение международной научно-практической конференции на тему: «Социально-политические, историко-правовые и экономические проблемы России в условиях современной глобализации", международного семинара «Литература на уроках французского языка как иностранного».
В 2010 – 2011 учебном году продолжалась работа по справочно-информационному обслуживанию пользователей, заключивших договоры на информационное обслуживание. В их число входят: НОУ ВПО «Институт Махон ХаМеШ», для них была проведена экскурсия по отделам библиотеки.
Для более полного справочно-библиографического и информационного обслуживания используются все доступные информационные ресурсы, как собственные, так и библиографические БД сторонних организаций, информационные ресурсы Интернет.
4. Комплектование и учёт книжного фонда
Фонд библиотеки МГОУ составляет – 870 176 экз.
Формирование фонда осуществляется с учётом профиля образовательных программ и требований государственных образовательных стандартов. Экземплярность приобретаемой учебной литературы определяется с учётом норм книгообеспеченности. Приоритетному отбору подлежат издания, имеющие гриф Министерства образования.
Для достижения соответствия фонда задачам учебного процесса ежегодно проводится работа по анализу книгообеспеченности учебных дисциплин, приобретению литературы по малообеспеченным и новым дисциплинам, совместному решению с кафедрами вопроса об использовании учебной литературы.
Для контроля за состоянием книгообеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой в отделе комплектования внедряется автоматизированная картотека книгообеспеченности (MARC-SQL модуль «Книгообеспеченность»):
В 2010-2011 учебном году библиотекой МГОУ было получено 7985 экз. книг, брошюр и дисков на сумму 2 134 511руб. 51 коп. Из них:
Научная литература- 328 экз.
Учебная литература- 7174 экз.
Художественная литература- 483 экз.
5. Подписка на периодические издания
Подписка на периодические издания последние 4 года осуществляется по запросу котировочных заявок, согласно федеральному закону от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В 2010-2011 учебного года библиотека МГОУ провела подписную кампанию на 409 комплектов газет и журналов на сумму 701 906 руб. 69 коп.