Дошкольник-исполнитель: поведенческая характеристика

Первое ассоциативное представление о ребенке-исполнителе: это дошкольник, который любит солировать в пении или танце, любит выступать на праздничных утренниках.

Все дети в дошкольном возрасте являются исполнителями. Ведь деятельностное включение в сферу музыкального искусства — это естественные проявления ребенка, активно действующего даже в процессе слушания музыки.

Дети любят петь, двигаться под музыку, извлекать звуки из музыкальных инструментов. Собственно в этом и заложен секрет «успешности» музыкальных занятий при любом стиле педагогического взаимодействия. Дети просто любят приходить в зал и реализовывать свою природную активность под музыку.

Наблюдательный педагог выделит детей, которым не просто нравится процесс участия в музыкальном исполнительстве, а их занимает качество исполнительства, они хотят выступать перед зрителями, хотят исполнить то или иное произведение.

Обратите внимание на то, что часто в практике работы детского сада детей, склонных занимать солирующие позиции в музыкальной деятельности, педагоги стараются ограничить в этом. Аргументы, приводимые педагогами, могут быть следующими: «Этот ребенок все время хочет выступать! Но надо и другим дать возможность показать себя!»

Как вы расцениваете действия таких педагогов? Как бы поступили вы?

Итак, кто же они, дети-исполнители?

Сразу же оговоримся, что в работе с детьми вы можете встретить чрезвычайно яркие примеры раннего успешного инструментального исполнительства. Это так называемые дети-вундеркинды, дети, которые обладают особыми музыкальными способностями и опровергают все нормативные представления о возможностях дошкольника.

История знает немало примеров детей-вундеркиндов, детей, которые начали ярко проявлять себя как профессиональные исполнители уже в дошкольном возрасте. Это Моцарт, Прокофьев, Чайковский, Шуман... Это и наши современники — В. Репин, Е. Кисин. Список может быть продолжен...

Это ребенок, который может, не зная приемов игры на фортепиано, подойти и сыграть понравившуюся мелодию, интуитивно извлекая нужные звуки, поскольку обладает блестящим музыкальным слухом. Это может быть ребенок, который поет чрезвычайно чисто и обращается к родителям с просьбой «отдать его на музыку». Развитие такого ребенка должно находиться в бережных руках педагога-профессионала. Задача педагогов детского сада в этом случае — помочь родителям сориентироваться в возможностях получения ребенком специального музыкального образования.

По-настоящему талантливый ребенок — редкость, поэтому охарактеризуем лишь наиболее типичные проявления дошкольника-исполнителя. Какие же психологические особенности свойственны ребенку-исполнителю? К ним относятся:

· повышенная эмоциональность, возбудимая нервная система, часто холерический тип темперамента;

· высокая социальная активность, хорошие социометрические показатели, общительность;

· уверенность в своих силах, высокая самооценка;

· высокая адаптивность, отсутствие страха перед незнакомыми обстоятельствами;

· выраженная способность к подражательству, желание копировать понравившийся образец;

· наличие так называемых «актерских» проявлений: желания выступать перед публикой, желания нравиться, желания быть «на сцене»;

· хорошая обучаемость — следование указаниям педагога;

· развитое внимание и переключение внимания;

· хорошая память и высокий уровень развития творческого воображения, фантазии;

· склонность к импровизации.

Понаблюдайте за детьми-исполнителями. Кого больше — мальчиков или девочек? Как вы думаете, почему?

Как проявляются музыкальные способности ребенка-исполнителя? Это выражается в:

· эмоциональном «проживании» музыкального образа;

· склонности к поискам средств выразительности в собственной интерпретации музыкального образа;

· наличии специальных музыкальных способностей, в частности хорошо развитого чувства ритма, предполагающего успешность ребенка в музыкально-ритмической деятельности (например, участие в шумовом оркестре).

Таблица 11. Характерные проявления ребенка-исполнителя

Показатели Варианты детских реакций, поведения
Общие исполнительские умения
Художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа Ребенок эмоционально, бурно реагирует на характер музыки. Иногда уже во время звучания музыки начинает придумывать и показывать какие-либо движения. Если звучит песня, то пытается подпевать, еще не зная слов. Несмотря на внешнюю непоседливость, слушает музыку внимательно
Понимание (декодирование) музыкального образа Ребенок вслушивается в характер музыки, сопереживает. Эмоциональные реакции на характер музыкального произведения адекватны. Может выражать сильные эмоции по поводу услышанной музыки, делиться эмоциональным впечатлением с другими детьми. Достаточно тонко чувствует эмоциональную окрашенность музыкального образа
Деятельностное выражение эмоционального отношения к музыкальному образу Ребенок активно стремится перейти к исполнению услышанного. Часто не дожидается показа педагога, сам пытается найти средства выразительности. Обсуждает предстоящие действия с другими детьми. Чувствует себя уверенно, настроен на успешность исполнительства
Интерпретация и создание музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности В поведении ребенка сочетаются стремление следовать указаниям педагога по созданию музыкального образа с обязательным собственным эмоциональным отношением к изображаемому герою. Может пользоваться «палитрой» средств музыкальной выразительности. Продумывает, какими наиболее яркими, индивидуально присущими чертами показать музыкальный образ
Специальные исполнительские умения
Выраженная продуктивная успешность: - в пении; - в музыкально-ритмических движениях; - в игре на детских музыкальных инструментах Ребенок явно тяготеет к одному из видов музыкальной деятельности. Демонстрирует высокие показатели в развитии либо певческих, либо танцевальных, либо инструментальных умений

Выделенные психологические особенности проявляются в характере деятельности ребенка-исполнителя (табл. 11).

Рассмотрим поведенческие характеристики детей-исполнителей.

Пение

Ирина М. (6 лет, 2 мес). Девочка очень эмоциональна. У нее много подруг в группе, с ней все хотят играть. В играх часто берет на себя самые яркие, выразительные роли: приехавшей в гости бабушки, посетителя парикмахерской. С удовольствием рассказывает о происходящих с ней событиях, делает это эмоционально, копируя речь и поведение других людей. Активна в играх-драматизациях, предлагает себя на главные роли, которые, по ее мнению, подходят ей по характеру: хитрой лисы, Мальвины. Играет ярко, выразительно, эмоционально. Любит музыку. Часто рассказывает об увиденных по ТВ концертах и музыкальных передачах. Знает современных исполнителей: Валерию, Алсу, «Корни», «Фабрику». Напевает фрагменты песен. Есть любимые детские песни, ей нравится, когда они звучат в группе. Больше всего любит музыкальные занятия, от которых получает удовольствие. Старается во время пения сесть в первый ряд. Очень гордится, если педагог просит ее показать пример пения. Во время разучивания новых песен слушает внимательно, активно, двигательно сопереживая характеру музыки. Стремится рассказать об услышанном. Внимательно слушает указания педагога. При пении видна большая эмоциональная отдача. С удовольствием соглашается солировать на праздничных утренниках.

Особенности певческих умений:

· звукообразование и дыхание — поет естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения, протяжно, напевно; пропевает концы музыкальных фраз; берет дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, вдох спокойный, бесшумный, без подъема плеч;

· дикция — делает логические ударения в музыкальных фразах; правильно произносит гласные и согласные;

· интонирование — интонационно точно воспроизводит мелодию с аккомпанементом и без аккомпанемента.

Особенности музыкальных способностей:

· звуковысотный (мелодический и гармонический) слух — определяет звуки разной высоты в пределах терции, распознает движение мелодии. Узнает знакомые песни по фортепианным проигрышам. Слышит двухголосие;

· динамический слух — воспроизводит на барабане динамику сыгранной мелодии;

· тембровый слух — различает музыкальные инструменты: аккордеон, металлофон, колокольчик, деревянные ложки, бубен;

· ритмический слух — хлопками повторяет ритм знакомых песен.

Игра на детских музыкальных инструментах

Сережа С. (5,5 лет) — лидер в группе. Мальчик с хорошо развитым интеллектом, эмоционально открытый. Любит предлагать интересные дела товарищам: построить плотину во время игры, на прогулке рассмотреть следы на снегу. Нравится, когда воспитатель просит его помочь кому-то. Любит классическую музыку — пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского, Сказку «Петя и волк» С. Прокофьева. В музыкальном уголке часто слушает аудиозаписи симфонического оркестра.

По словам воспитателя, интерес к музыкальным инструментам проявил в двухлетнем возрасте. Хорошо знает все инструменты детского оркестра. Любит играть на металлофоне.

Может не только исполнять знакомые мелодии, но и импровизировать. Подобрал на металлофоне песню «Скок-поскок». Неохотно уходит с музыкальных занятий: «Я еще не наигрался на металлофоне, мне так хочется поиграть на нем. Вот послушайте».

Хорошо устанавливает ассоциативные связи: «треугольник играет, как будто мышка бегает; барабан звучит, будто медведь шагает». Понимает, что оркестр может играть хорошо и плохо.

В этой главе представлен авторский взгляд на проблему музыкально-исполнительской деятельности дошкольников, подмечено своеобразие этой деятельности в дошкольном детстве, раскрыты возможности комплексного развития общих и специальных исполнительских умений ребенка в целостном педагогическом процессе детского сада. Описанные характерные проявления ребенка-исполнителя помогут вам выделять таких детей в группе воспитанников, а также осуществлять личностно ориентированный подход к ним в ходе музыкального воспитания и развития.

Темы для обсуждения

1. Своеобразие детской музыкально-исполнительской деятельности.

2. Соотношение общих и специальных исполнительских умений в дошкольном детстве.

3. Необходимость развития общих исполнительских умений дошкольника для успешной музыкально-исполнительской деятельности.

4. Сотрудничество специалистов и воспитателей в детском саду по развитию общих и специальных музыкально-исполнительских умений дошкольников.

5. Как определить ребенка-исполнителя в группе детей?

6. Распространяется ли позиция ребенка-исполнителя на другие виды детской художественной деятельности?

7. Поясните свои ответы примерами из личного профессионального опыта, используя положения необходимых психологических концепций.

Индивидуальные задания

1. Составьте модель-схему взаимосвязи музыкальных способностей и исполнительских умений детей дошкольного возраста. Докажите целесообразность этой схемы в профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ.

Критерии оценки и самооценки: очевидность взаимосвязи музыкальных способностей и исполнительских умений в схеме; полнота и проработанность схемы; доступность и простота понимания разработанной схемы другими (не только автором-разработчиком); доказательность необходимости данной схемы в работе воспитателя детского сада; удовлетворенность собственным результатом.

2. Определите задачи работы музыкального руководителя и воспитателя группы по развитию исполнительской деятельности детей (на месяц).

Критерии оценки и самооценки: грамотная постановка задач; их взаимодополняемость в развитии музыкально-исполнительской деятельности; учет адресности в их решении; соблюдение указанных сроков; удовлетворенность собственным результатом.

3. Выберите любую песню из детского репертуара. Составьте проект работы по развитию общих исполнительских умений детей, который:

· актуализировал бы детский эмоционально-чувственный опыт;

· был бы ориентирован на имеющийся музыкальный опыт детей;

· учитывал бы интересы и склонности детей к разным видам деятельности.

Критерии оценки и самооценки: учет выделенных аспектов развития в проекте; адекватность предлагаемых методов и приемов выделенным аспектам развития; новизна проекта, оригинальность, творческий подход в разработке; осмысленность результатов проекта, его эффективности в музыкальном развитии дошкольников; удовлетворенность собственным результатом.

4. Разработайте форму поведенческой характеристики ребенка-исполнителя, в котором бы нашла отражение совокупная информация родителей малыша, педагогов и музыкального руководителя детского сада.

Критерии оценки и самооценки: оригинальность разработанной формы; информативность и разносторонность детского монографического портрета; удовлетворенность собственным результатом.

Задание для подгруппы

Разработайте комплексную диагностику, позволяющую определить детей-исполнителей в группе детского сада (возраст по выбору студентов). Диагностика должна включать в себя:

· изучение музыкальных способностей ребенка-исполнителя;

· исследование общих и специальных музыкально-исполнительских умений;

· изучение определенных психологических особенностей ребенка-исполнителя;

· изучение детской музыкальной субкультуры (музыкальных интересов и предпочтений ребенка, направленности на определенный вид детской музыкальной деятельности).

Осуществите презентацию диагностики, она должна представлять собой готовый к использованию пакет методик, сопровождающийся необходимыми рекомендациями. Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории, отстаивая авторскую позицию группы разработчиков.

Критерии оценки и самооценки:

· целенаправленность диагностического пакета;

· адресность диагностики (адекватность возрасту детей и включение в диагностику опрос родителей, специалистов, воспитателей ДОУ);

· адекватность предлагаемых методов и методик цели и предмету диагностики;

· творчество в разработке методов и методик (самостоятельная их разработка, а не только заимствование; сочетание заимствованных методик с методиками, разработанными самостоятельно);

· валидность предлагаемых методов и методик;

· комплексность диагностики;

· доступность диагностических средств и методов родителям, специалистам и педагогам ДОУ;

· компактность диагностических процедур, легкость в применении;

· наличие критериев диагностики и процедур обработки данных;

· наличие рекомендаций по организации диагностики в детском саду;

· оформление диагностического пакета;

· презентабельность выступления;

· наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность;

· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.

Контрольные вопросы и задания

1. Соотнесите понятия «музыкальные способности» и «музыкально-
исполнительская деятельность» ребенка-дошкольника.

2. Почему профессиональное музыкальное образование начинается, как правило, когда возраст ребенка достигает 7—8 лет?

3. Перечислите умения, от которых зависит успешность любого вида детской исполнительской деятельности. Это общие или специальные исполнительские умения?

4. В чем заключается сущность творчества в музыкально-исполнительской деятельности детей?

5. Одним из самых распространенных стереотипов, существующих в практике детского сада, является понимание приоритетных задач музыкального руководителя: научить ребенка петь, танцевать, играть. Действительно, это задачи, которые может решить только компетентный специалист музыкант-педагог. Как и кем может быть организована работа над развитием общих исполнительских умений?

6. Перечислите характерные проявления ребенка-исполнителя.

Наши рекомендации