Развитие новой нормы употребления рассматриваемых наименований начинается после Октября.
Происходит стилистическое размежевание соотносительных пар мужского и женского рода. Наименования на -ша, -иха становятся средством речевой характеристики, приобретают разговорную окраску: "Волкову сейчас за знание законов в деревне комиссаршей зовут"; "Я — сельская организаторша".
Новые профессии женщин, как правило, обозначаются словами только мужского рода: биофизик, косм обио-н и к, дизайнер . Чаще используются в официально-деловом, строгом публицистическом и нейтральном стилях речи формы мужского рода на -тель, -ник, -ист и другие, легко образующие женские соответствия: "...А. А. Люблинская, специалист по детской психологии".
Информативность, экономичность, удобство в обращении — вог качества, отвечающие языковым нормам; они предполагают преимущественное употребление мужского рода в официально-деловом и строгом публицистическом стилях речи.
Задание 8
Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Балерина, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.
Задание 9
Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный сотрудник, педагог, слесарь.
Задание 1 О
Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления лиц. Исправьте предложения.
1. Я бы хотела быть дизайнером или модельершей. 2. Кассирша опять долго отсутствовала. 3. Главная бухгалтер закончила работу. А. Главную партию исполнял мой любимый балерун. 5. Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 6. Докладчик остановилась на самых основных проблемах.
Задание 1 1
Определите род выделенных существительных и согласуйте с ними в форме рода прилагательные, местоимения.
1. Этот малыш — ужасн... забияка. Эта малышка — ужасн... забияка.
Нельзя быть девочке так... неряхой. Нельзя быть мальчику так... неряхой.
3. Сережа — больш... умница. Наташа — больш... умница .
4. Ваш сын — ужасн... капризуля. Ваша дочь — ужасн... капризуля.
5. Нов... старостой выбрали Таню. Нов... старостой выбрали Витю.
Задание 12
Укажите, какие из приведенных ниже отвлеченных и вещественных существительных имеют формы множественного числа. Отметьте различия в употреблении единственного и множественного числа приведенных имен существительных.
Беспорядок, вино, вода, глупость, масло, мороз, опыт, соль, знание, бумага, процесс, снег, радость, сталь, температура, холод, шум, красота, литература, полотно, инициатива, договоренность, закат.
Задание 13
Укажите, какие из приведенных ниже существительных имеют форму единственного числа.
Подмостки, шахматы, брюки, яблони, цветы, ножницы, очки, качели, лекарства, гантели, сливки, цвета, сонету.
Задание 14
Найдите и объясните ошибки в употреблении форм числа.
1. Второго мая в Подмосковье должен зацвести одуванчик, четвертого маг. — вишня. 2. Все свои творческие дарования писатель отдавал людям. 3. К концу жизни мировоззрения поэта изменились. 4. К этому времени он полюбил и русскую, и зарубежную литературы. 5. Погоды стояли теплые.
Задание 1 5
Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления форм числа имен существительных.
1. Уже организована продажа елочной игрушки. 2. Доставка книги по заказам уже налажена. 3. Защита дипломных работ продлится около месяца. 4. К празднику надо купить два килограмма мандарина, килограмм персика и килограмм сливы. 5. Кандидат в мастера спорта провел сезон без поражения.
Задание 16
Определите стилистическую окрашенность приведенных
ниже примеров.) ( i < / ; ,«j
1. Бочонок меда — бочонок меду.
2. Тарелка супа — тарелка супу.
3. Банка пороха — банка пороху.
4. Килограмм гороха — килограмм гороху.
5. Литр кваса — литр квасу.
6. Стакан морса — стакан морсу.
Задание 1 7
Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианта и дайте их функционально-стилистическую характеристику.
1. Стакан ча... . Выпить ча... . Сортировка ча... . Стакан крепкого ча... .