Физическая культура и спорт с начала ХХ в. до Второй мировой войны в зарубежных странах.

На рубеже XIX-XX вв. вследствие социально-экономического развития в жизни людей появились новые потребности. Однако для осуществления новых идеалов и целей, о которых мечтали гуманисты, надо было преодолеть целый ряд препятствий. С одной стороны, пришлось столкнуться с трудностями первооткрывательства, а с другой – с такими силами (фашизм), которые своей по-литикой всячески препятствовали объединению материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Положение осложнялось еще и тем, что в наиболее развитых центрах цивилизации обострились противоречия, которые оказывали негативное влияние на физическую культуру, искажали ее внутреннее содержание.

Перед Первой мировой войной мировое общественное мнение за исключением узкой прослойки специалистов, связанных с физической культурой, спортом и смежными с ними областями, не могло воспринять физическую культуру во всей ее сущности. Различные слои, исходя из своего общественного положения, а иногда из-за предрассудков, порожденных воспитанием, воспринимали физическую культуру как нечто необходимое либо для военных нужд, либо с точки зрения охраны здоровья, воспитания или развлекательного и престижного времяпрепровождения.

На первом этапе новейшей эпохи (1917-1945 гг.) получило распространение также признание непосредственной связи между производством и физической культурой. В развитии последней это уже само по себе означало наступление новой эпохи. Кроме общественной роли физической культуры, у нее появились новые функции, связанные с развитием способностей, формированием личности, а также культурные, политические, педагогические, социальные, прогностические и социально-психологические функции. А известные ранее функции приобрели новые качества: нервная регенерация активный отдых, правильное использование свободного времени.

Влияние физической культуры новейшей эпохи, кроме всего прочего, проявилось и в том, что она вытеснила из сознания людей предрассудки, связанные с солнцем, водой и одеждой, и установленные этикетом нормы напряженной походки и других движений. Человеческое тело, после эпохи древности и Ренессанса обретающее вновь эстетическую ценность и красоту, должно быть снова воспето и изображено во всем многообразии красок.

Среди других форм культуры физическая культура завоевала для себя соответствующий статус и признание. Физическое воспитание во всем мире приобрело статус учебного предмета. В науке о здравоохранении, сосредоточившей свое внимание на щадящем образе жизни, оперативном вмешательстве и химиотерапии, снова достойное место заняла лечебная гимнастика. Началось

изучение психических явлений, вызываемых двигательными упражнениями. Спортивные мероприятия, очерченные строгими рамками правил с их внутренней логикой, техническими и тактическими комбинациями, драматизмом физических усилий, стали оказывать на современного культурного человека такое же эмоциональное воздействие, на которое раньше было способно только искусство. Представители различных классов и слоев общества обнаружили в самой физической культуре и посредством ее такие возможности, которые могли быть использованы ими для защиты собственных интересов.

Благодаря растущему интересу к зрелищным мероприятиям, возросшему числу посетителей соревнований и участников пари наряду с престижностью спортивных рекордов постепенно утвердились отношения, основанные на меновой стоимости. Специализация спортивной деятельности стала приобретать глубокий характер. Кроме самих спортсменов в качестве «специалистов» в том

или ином виде спорта, в роли соперников все чаще выступают тренеры, производители оборудования, организации, обеспечивающие необходимые условия. Усилия сторонников любительского спорта оказались тщетными, спорт оказался вовлеченным в сферу общественного разделения труда.

Начавшийся на рубеже веков процесс дифференциации, стандартные спортивные дистанции, типовое спортивное оборудование, установление единых спортивных правил и норм сделали возможным планирование физической подготовки. Благодаря зафиксированным условиям, в которых определялось их создание и применение, конечная цель активного спорта находила свое воплощение в решении задач, превосходивших по своему значению другие наиболее доступные задачи. Благодаря им стало возможным приступить к систематическому совершенствованию тех наиболее разнообразных и наиболее целесообразных форм движения, с помощью которых в рамках действующих правил можно было повысить шансы на победу. После унификации правил возник вопрос о правильном стиле и технике как о единице измерения оптимальных возможностей спортсмена, основанного на анализе его движений. Вследствие этого в технике лучших спортсменов мира, если не считать индивидуальности, стало проявляться все меньше различий.

Новинки и элементы движения, приводившие к новым достижениям, перенимались тренерами и спортсменами многих стран, более того, они развивали их дальше и не раз на очередном первенстве превосходили своих учителей. Спортсмены и тренеры, занимавшиеся греблей, плаванием, бегом и велосипедным спортом, стали понимать, что для роста достижений недостаточно

только совершенствовать снаряжение и технику, а нужно развивать соответствующую силу, скорость и, главным образом, выносливость. Возник т.н. «избыточный» или, другими словами, «дополнительный» метод тренировки.

Однако стремление к одновременному увеличению объемов и темпа тренировок поставило тренеров, занятых обычно в нескольких видах спорта, перед новыми вопросами. Они столкнулись с проблемой монотонности и с целой серией провалов, связанных с упадком духа спортсменов перед началом соревнований. Законами взаимосвязи между внешними раздражителями и внутренней приспособляемостью живого организма уже раньше владели специалисты в области французской физиологии XIX века. Однако их перенос в закрытую в полном смысле этого слова среду любительского спорта мог быть осуществлен лишь путем сложного механизма.

Возросшие требования, начиная с 1920-х гг., постепенно оттеснили на второй план идеал универсального спортсмена начала века. Спортсмены стали специализироваться в одном виде спорта, более того, тренеры стали неодобрительно смотреть на тех, кто занимался и другим видом.

Однако участие в соревнованиях по одному виду спорта (изменившийся опыт тренировок и соревнований) вызвало новые проблемы. Специалисты обнаружили, что, несмотря на увеличение количества тренировок, повышение скорости, интенсификации поединков, результаты не улучшаются в желаемых пределах. Поэтому они стали искать в других направлениях. В тренировочные занятия были включены различного рода вспомогательные, дополняющие, специальные укрепляющие и расслабляющие движения, т.н. целевая гимнастика.

Для людей со слабыми мышцами живота или ног были составлены особые силовые упражнения. Бегуны на средние и длинные дистанции в северных странах временами использовали тяжелые сапоги или обувь, оснащенную утяжелителями из олова. Спортсменов со слабо развитым торсом заставляли заниматься тяжелой атлетикой или греблей. Занятия тяжелоатлетов, боксеров и борцов, обладавших твердой мускулатурой, дополнялись расслабляющими движениями. Следуя опыту скандинавов, наступающий после соревнований мертвый сезон стали использовать для укрепляющих занятий, повышающих общую спортивную кондицию. Начиная с 1930-х гг. уже сознательно стали использовать дополняющие виды спорта.

В соответствии со стилем и манерой игры в шахматах, регби, хоккее, футболе, легкой атлетике, водном поло и состязаниях по борьбе на передний план стал выдвигаться вопрос о роли тактической подготовки. В фехтовании, борьбе, боксе, да, пожалуй, и в легкой атлетике стали изучать привычки, действия и тактические маневры наиболее серьезных соперников. Подготовка спортсменов велась с учетом слабых мест будущих соперников. В некоторых случаях постепенное усовершенствование первоначальных технических средств приводило к возникновению новых видов спорта. В начале 1920-х гг. возник дельтапланерный спорт. А после пятилетних попыток –термиковые полеты, которые до 1950 г. были господствующими среди любите-лей планерного спорта.

Аналогичный эволюционный процесс происходил в зимних горнолыжных видах спорта – скоростном спуске и слаломе. С введением подъемников возросло количество попыток. Хрупкие, а потому опасные лыжи были заменены гибкими клееными лыжами с кабельными креплениями.

На трассах появились слаломные ворота. Революцией в лыжной технике явились запатентованные в 1926 г. в Зальцбурге лыжный желобок и окантовка. Лыжи новой конструкции обеспечивали безопасность даже при спусках на крутых склонах.

Одной из особенностей развития физической культуры и спорта в период между мировыми войнами стала милитаризация. Наиболее полно в межвоенный период и особенно в период фашизма милитаризация физического воспитания проявилась в Германии. Спортивная наука, выполняя социальный заказ, занималась не проблемами всестороннего воспитания личности, а вопросами военно-физической подготовки основной массы населения. «Чистый ариец» должен был пройти «жесткую школу»: с 10 до 13 лет в «Юнгфольке», с 14 до 18 лет в «Гитлер-югенде», сдать практические нормы и экзамены, получив «военное свидетельство». Основу военно-физической подготовки молодых немцев составлял введенный в 1934 г. «гелендешпорт» (спорт на местности): длительные марши с ночлегами в лесу, ориентирование, стрельба, метание гранаты, плавание в одежде, бег с преодолением препятствий, преодоление болот, лазанье по деревьям и скалам, упражнения с отягощением, переползания и др., многие упражнения из системы скаутинга, но с ужесточенной направленностью на военную подготовленность. В конце этой программы 18 - 35-летние мужчины сдавали нормы на имперский значок трех степеней (золотой, серебряный и бронзовый). С 1937 г. в школах Германии вводится пять уроков физического воспитания и один «спортивный день» в неделю – специальный день соревнований, в которых были обязаны участвовать все школьники.

Милитаризация физического воспитания в предвоенные годы в разной степени охватила многие страны, особенно этот процесс коснулся стран – участниц Второй мировой войны, а их было более 70.

В 1920-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре –профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было выявлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, отодвигают наступление утомляемости, способствуют более быстрому восстановлению, создают подчас монотонным рабочим операциям положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих данных уже в 1920-е гг. во многих развитых странах начали настаивать на включении подобных перерывов в виде производственной гимнастики. Отдельные наиболее крупные предприятия даже ввели у себя должности преподавателей (инструкторов) физической культуры. Но пока это были лишь единичные случаи. Внедрение производственной гимнастики еще долгое время оставалось нерешенной проблемой, так как на большинстве предприятий ее не могли связать с производительностью труда: часть физиологов труда возражала против содержания самой гимнастики, в частности однообразия ее упражнений, производственной гимнастики избегали и сами рабочие, предполагая, что она направлена в первую очередь на интенсификацию труда, а не на улучшение их здоровья. Тем не менее, в Германии, где четко наметилась тенденция к государственному, а затем (с приходом Гитлера к власти) тоталитарному управлению физическим воспитанием и спортом, в 1920 г. вводится «паузентурнен».

Спортивное движение довольно быстро преодолело застой, вызванный Первой мировой войной. Представители видов спорта уже во время напряженных политических переговоров между победившими и побежденными нациями сумели найти путь к возрождению спортивного обмена. Экономические и политические группировки различного толка открыли в области физической

культуры скрытые возможности для своих манипуляций. В общественном сознании укоренился культ спортивных рекордов. Уровень технических достижений, изменения в жизненном укладе, женская эмансипация, новые потребности в движении и самовыражении сделали формы соперничества еще более дифференцированными. Размах спортивного движения характеризует и большое число международных спортивных союзов, созданных в период между двумя мировыми войнами.

В организации международных первенств по отдельным видам спорта (чемпионаты Европы, мира, розыгрыш кубков) большую роль играли такие факторы, как авторитет меценатствующих кругов, число занимающихся спортом и болельщиков, активность международных федераций. В то же время нельзя не обратить внимание на тот факт, что официальные международные

первенства по таким довольно рано сформировавшимся видам спорта, как легкая атлетика, плавание, фехтование, лыжи, бокс и борьба, стали разыгрываться только в 1920-х гг. или даже позднее. Что касается легкой атлетики, здесь сказывались противоречия между английскими и американскими федерациями, а в плавании игравшие ведущую роль американцы важнейшим соревнованием считали олимпийские игры. Как известно, в зимних видах спорта проведению соревнований препятствовало сопротивление со стороны северных стран. В теннисе англичане до сих пор отстаивают честь Уимблдонского турнира как неофициального первенства мира. В боксе, борьбе и тяжелой атлетике «чемпионаты мира», устраиваемые профессиональными предпринимателями, затормозили организацию и проведение международных соревнований спортсменов-любителей. В дзюдо охранявшие тайну самозащиты официальные спортивные круги Японии выступали противниками проведения международных соревнований. Различия во взглядах, возникшие в отдельных видах спорта, усиливались благодаря противоречиям политического характера, борьбе за влияние в создаваемых федерациях, небеспристрастному толкованию правил, дискриминационным устремлениям. Комплектность международных форумов по гребле на байдарках, ручному мячу и дзюдо, созданных и находившихся под влиянием германских федераций, федерации многих стран так и не признали.

Наши рекомендации