Либеральные реформы Александра II — благотворительное движение набирает силу
Новый импульс благотворительности и строительству сети специальных школ придают политические реформы Александра II. Отмена крепостного права, учреждение земства и органов городского самоуправления (Городских дум) меняют уклад российской жизни. Судебная реформа (1864) вводит равенство всех перед законом. Земства и Городские думы обретают некоторую независимость от верховной власти, в частности получают право открывать лечебные, учебные и богоугодные заведения. С введением земских учреждений (1864) Приказы общественного призрения упраздняются в 34 губерниях, отныне это миссия земств.
Отменяется архаичный стеснительный порядок открытия благотворительных обществ и заведений исключительно «с Высочайшего соизволения» (1862). Контроль и координация частных инициатив в сфере благотворительности и призрения передается Министерству внутренних дел. Согласно Городовому положению (1870), контроль общественного призрения осуществляют муниципальные органы. Правда, законодательные новации не сразу привели к ощутимым переменам на практике. «Из-за улаживания вопросов юридического и хозяйственного характера муниципализация сферы помощи бедным растянулась в разных регионах на 20—30 лет. Этот процесс происходил одновременно с развитием городского общественного самоуправления, укреплением его самостоятельности. Так, заведения Московского приказа общественного призрения только в середине 1880-х гг. перешли под муниципальную юрисдикцию, причем городская управа поставила условие, чтобы учреждения были переданы городу со всем движимым и недвижимым имуществами на основании полного права собственности, а специальные капиталы на тех условиях, на которых они пожертвованы».
Потепление политического климата со временем положительно скажется на изменении отношения образованных россиян к детям с недостатками физического и умственного развития. К концу XIX в. в стране сложились все необходимые предпосылки. Благочестивое исконное отношение русского человека к нищим, юродивым, калекам обогатилось накопленным со времен Екатерины Великой опытом светского призрения, расширился сословный состав благотворителей. Ряды филантропов-вельмож пополняются купечеством, зажиточными горожанами, преуспевающими разночинцами. В губернских центрах ширится круг образованных людей, обладающих знаниями в области медицины, педагогики, права, философии. И наконец, самое главное — россияне обрели относительную свободу гражданской инициативы и предпринимательства. Вот почему деятельная благотворительность становится все более активным движением в России.
В России, как и на Западе, благотворительные акции государства и частных лиц изначально адресуются инвалидам войны, а впоследствии распространяются и на детей-инвалидов. Известная нам из истории Европы цепочка событий воспроизводится в отечестве по тем же канонам. Вначале официальная забота адресуется искалеченным (ослепшим) воинам, за этим следует организация опеки увечных воинов, что втягивает в сферу благотворительности взрослых инвалидов (например, людей, утративших зрение по болезни), и, наконец, филантропы включают в сферу своей ответственности детей-инвалидов (в нашем случае слепых детей).
К концу XIX столетия западная история государственной и частной благотворительности насчитывала уже шесть веков, на протяжении которых в процессе длительного эволюционного развития сформировались как минимум две отличные друг от друга модели социальной опеки — католическая и протестантская. Россия, перенявшая по воле Петра I и Екатерины II протестантскую модель благотворительности, за полтора столетия сумела ее адаптировать и освоить. В 80-е гг. XIX в. Российская империя могла в этой сфере успешно соперничать со многими европейскими странами. В благотворительное движение теперь были вовлечены многочисленные представители «цивилизации» — царская фамилия, аристократия, дворянство, отдельные представители купечества, образованные горожане. «Почва» же неизменно следовала православной народной традиции, считая милостыню наивысшим благодеянием.
И вновь драматические военные события повлекли за собой рост общественного внимания к инвалидам. Печальным последствием Русско-турецкой войны (1877—1878) оказалось огромное число военных инвалидов. Созданное правительством незадолгодо Крымской кампании Главное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов, столкнувшись с многочисленными просьбами нижних чинов, потерявших зрение, о помощи, экстренно принимает ряд мер. Прежде всего, Попечительство устраивает два небольших убежища (на 10—15 человек) в Санкт-Петербурге и Киеве, а также направляет лечебный «глазной отряд» в южные и центральные губернии для оказания медицинской помощи и сбора статистики. Полученные в результате экспедиций 1879—1880 гг. статистические данные о численности инвалидов по зрению и их бедственном положении ошеломили не только специалистов-медиков, но и власть, и просвещенное общество в целом. Для всех вдруг стало очевидным, что число незрячих в империи огромно, а ослепшие воины лишь малая их толика. Пришлось признать, что она давно сложилась в большинстве западноевропейских стран. Если в начале века столичные чиновники искренне убеждали Гаюи в том, что в Петербурге слепых нет, то по прошествии семидесяти пяти лет подобное заявление россияне сочли бы нелепым. Французский тифлопедагог в одиночку попытался разбудить петербургское общество и потерпел фиаско, в конце же XIX столетия петербуржцы задумались о судьбах незрячих и предприняли шаги, дабы коренным образом изменить положение.
По инициативе теперь уже немалой группы заинтересованных лиц рождается Попечительство о слепых Ведомства учреждений императрицы Марии (1881). Одним из важных направлений деятельность Попечительства ВУИМ станет организация обучения незрячих, благодаря чему в России появится официальная инстанция, заинтересованная в создании сети специальных учебных заведений для слепых.
Итак, в конце XIX в. отношение образованной и зажиточной части российского общества к инвалидам кардинально меняется, ширится круг сторонников обучения детей с нарушениями слуха и зрения, организации для них специальных школ. Соотечественники престают относиться к опытным императорским училищам с недоумением. Просвещенная часть общества с одобрением воспринимает инициативы педагогов-энтузиастов, стараясь по мере сил поддерживать их. Специальная школа — детище филантропии, успех школьного строительства в Российской империи напрямую связан с активностью граждан в сфере деятельной благотворительности.
К концу XIX в. в России сложилась гибкая, дифференцированная и эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто становилась примером (если не укором) индустриальным странам Европы. Система «учреждений, на особых основаниях управляемых» постоянно совершенствовалась (см. схему 1).
Ведомство учреждений императрицы Марии (с 1854 г. «Ведомство учреждений императрицы Марии, состоящих под непосредственным Их Императорских Величеств покровительством») имело сложную структуру управления. Служба в учреждениях ВУИМ приравнивалась к государственной, в силу чего сотрудники ВУИМ имели те же льготы и привилегии, что и государственные чиновники. Для жертвователей правительство предусмотрело гражданские привилегии вплоть до присвоения дворянского звания — как личного, так и потомственного. Общественные функционеры Императорского человеколюбивого общества (ИЧО) также обладали широкими правами и преимуществами. Вступив на престол, Александр II «за выдающуюся энергию и безвозмездный труд» удостоил «высочайшей благодарности, благоволения и наград» ряд деятелей и жертвователей ИЧО, одним были дарованы ранги и права государственных служащих, других наградили особыми знаками. Эти знаки, имевшие статус государственной награды, наделяли их обладателя определенными льготами. И как только государство начинает высоко ценить и поощрять деятельную благотворительность, заниматься ею становится не только почетно, но и выгодно. Отныне во всех губерниях исправно действуют попечительные комитеты, различные благотворительные заведения ИЧО, в том числе приюты для воспитания и обучения сирот и детей бедных родителей.
Схема 1
«Учреждения, на особых основаниях управляемые»
(стрелки от каждого элемента к середине)
Попечительство при православных церквях (основано в XV в.) | Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ) (основано в 1796 г.) | Императорское человеколюбивое общество (основано в 1802 г.) | ||
Государственно-общественное призрение | ||||
Российское общество Красного Креста (основано в 1868 г.) | Попечительство о народной трезвости (основано в 1894 г.) | Попечительство о домах трудолюбия и работных домах (основано в 1895 г.) |
Филантропическое движение в России набирало силу. Так, только под эгидой ИЧО к 1902 г. (по прошествии столетия со времени его основания Александром I) «трудами или пожертвованиями» в деле благотворительности станет участвовать около 6500 человек. Под знаменами армии филантропов объединились члены Совета, попечители, члены комитетов и правлений, почетные и действительные члены, благотворители и соревнователи, воспитатели, преподаватели, врачи, фельдшеры и акушерки. В 1902 г. 2000 россиян пожертвовали только на добрые дела ИЧО почти 670 000 р. Добавим, к 1902 г. среди 225 благотворительных заведений ИЧО 65 являлись учебно-воспитательными, в них призревалось примерно 7000 сирот и детей бедных родителей.
Быт в благотворительных заведениях, подчеркнем это особо, не стоит рисовать нищенским. Всех опекаемых сытно кормили, прилично одевали, им предоставлялось соответствующее эпохе медицинское обслуживание, а воспитанницы сиротских домов по выходе замуж экипировались приданым по «мещанской норме». Наш современник, судящий о жизни богоугодных заведений по ночлежке из горьковской пьесы «На дне», глубоко заблуждается об истинном положении дел в сфере государственно-общественного призрения начала XX в. На тот момент российская система социальной опеки структурно мало чем отличалась от европейской (см. схему 2).
Схема 2