Особенности регуляции движений в спорте
Соревновательный динамический двигательный стереотип предполагает максимально возможное использование в организации движений внешних и внутренних инерционных сил, действующих на тело спортсмена при движении. К внешним силам можно отнести силу инерции движения массы тела, центробежную и центростремительную силу в беге по повороту, реакцию опоры, воздействие воздушной среды и так далее. К внутренним силам – силы инерции частей тела, возникающие при маховых движениях, например «попадание» маха рук в отталкивание ногами в прыжке с места. На разной скорости движения эти силы различны как по величине, так и по изменению вектора. Соответственно на разной скорости будут нарабатываться и разные нервно-мышечные регуляции, не зависящие от волевого контроля спортсмена.
Поскольку инерционные силы на разных скоростях движения будут разными, то тренировочные скорости в специальных упражнениях на определенных этапах подготовки должны соответствовать соревновательным скоростям.
Однако в практике конькобежного спорта тренеры зачастую неправомерно отождествляют силу отталкивания с силой непосредственно мышечных сокращений, которая, наряду с инерционными силами, является лишь частью силы отталкивания.
При значительных мышечных усилиях возникает противоречие, так как соревновательные режимы (скорости) весьма энергоёмки, и повысят долю гликолиза в энергообеспечении движений. Это может привести к отрицательным последствиям (форсирование подготовки, перетренировка).
В этой ситуации, целесообразны следующие методические решения:
- увеличение скорости и количества тренировочных отрезков при уменьшении их длины (времени работы), дробление нагрузки;
- моделирование темпо-ритмовых характеристик движения при уменьшении прикладываемой силы.
К необходимости тренироваться на соревновательных скоростях приводит и то обстоятельство, что система регуляции на основе информации о текущем движении подготавливает мышцы к последующему движению, «предвидит» движение. Каждое последующее движение строится на основе предыдущего движения.[Бернштейн Н.А., 1990]. Очевидно, что для этого ЦНС должна располагать всей информацией о движении. Многократное повторение движений отрабатывает этот биологический механизм.
Разные темпо-ритмовые параметры одинаковых по структуре циклических движений воспринимаются ЦНС как помехи или сбивающие факторы. ЦНС не формирует на их основании устойчивый двигательный стереотип.
Автоматизм циклических движений не следствие однотипных нервных раздражений, а способность нервно-мышечной системы в каждом цикле вновь, но своевременно и устойчиво обеспечивать, отслеживать и поддерживать параметры соревновательных движений.
Неосознаваемая регуляция движенийпредполагает не только их полный автоматизм, но и отключение психики от анализа ощущений, пусть даже самых тяжёлых. Последнего добиться весьма сложно. Для этого необходимы длительные тренировочные воздействия. При этом организм максимально экономизирует свою деятельность.
Психика в этих условиях переключается с ощущений, сопровождающих движение, на другие раздражители, которые начинают доминировать. Например, борьба с соперником или погоня за лидером. Движения без контроля психики становятся наиболее рациональными.
Этот эффект сейчас используется в легкоатлетическом беге. В забеге участвует так называемый «пейсмекер», который лидирует с повышенной скоростью примерно 2/3 дистанции и, затем, сходит. Остальные спортсмены, стараясь удержаться за «пейсмекером», бегут на более высокой скорости с меньшими затратами.
В конькобежном спорте, напротив, для исключения этого эффекта правилами запрещено кататься по разминочной внутренней дорожке рядом с выступающим спортсменом. Тем не менее, очень часто в выступлениях в квартетах конькобежец, которого обогнал спортсмен из другой пары, в состоянии за ним удерживаться при соблюдении допускаемого правилами интервала.
Спортсмены очень часто утрачивают концентрацию внимания в результате того, что оценивают свои действия. Процесс оценки свих действий на дистанции приводит, как правило, к снижению результата. Мозг спортсмена начинает «давить» на тело, вызывая чрезмерное мышечное напряжение, чрезмерные усилия. Нарушается концентрация внимания и процесс принятия решений. «Если вы участвуете в соревновании, то ни в коем случае не должны концентрировать своё внимание на движениях тела» [Уэйнберг Р.С., Гоулд Д., 2001].
Не связанные с регуляцией движений переживания могут быть весьма далеки от первоначальной цели движения, но качество регуляции движений от этого только повышается.
«… Когда что-то пытается мне помешать, … я полностью «выключаю» свой разум и концентрируюсь на предстоящем поединке …» [Gould, D., Eklund, R., & Jackson, S., 1992].
Однако, тренер во время выступления зачастую даёт рекомендации «сильней», «мощней», «терпи», «отталкивайся в лёд» и тому подобное, возвращая психику спортсмена к волевому контролю движений. Это ошибочные коррекции. Желая помочь спортсмену, тренер снижает эффективность регуляции.
Длительные монотонные нагрузки также тормозят деятельность ЦНС. При этом тормозится иннервация мышц-антагонистов. В результате увеличивается сила, вкладываемая в движение.
Характерной особенностью техники бега является отталкивание от ускользающей опоры с разгибанием ноги в тазобедренном суставе в поперечной плоскости. Бег на коньках осуществляется в квазистатическом и динамическом равновесии положения тела спортсмена. При этом кроме мускульных усилий возникают внешние и внутренние реактивные силы, в значительной мере детерминирующие скорость конькобежца. В их числе, прежде всего, сила, появляющаяся при поперечном смещении центра масс относительно опоры, силы, возникающие при маховых движениях рук и ног. На повороте к ним добавляется центробежная сила. Эти силы быстро меняются в зависимости от темпа, ритма и скорости бега, а также от качества льда, что предъявляет повышенные требования к координации спортсмена.
Методические выводы:
1. Совершенствование регуляции движений должно быть согласовано с энергообеспечением.
2. Психика оказывает сильное влияние на регуляцию движений.
3. Эффективная регуляция движений возникает при многократном повторении строго регламентированных движений.
4. Скорость движений не должна нарушать их точность.