Мотивация: иерархия потребностей
Маслоу описал человека как «желающее существо»: полное отсутствие желаний и потребностей если и существует, то недолговечно. Он предположил, что все потребности врожденные и организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования.
1. Физиологические потребности (голод, жажда, сон, потребность в кислороде, в физической активности, защите от экстремальных температур, в сенсорной стимуляции). Самые сильные и существенные для биологического выживания, должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне, прежде чем потребности более высокого уровня станут актуальными.
2. Потребность в безопасности и защите (в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от болезней, хаоса и страха). Актуализируются в реальных чрезвычайных обстоятельствах: при войнах, землетрясениях, наводнениях, восстаниях, общественных беспорядках, различных катаклизмах.
3. Потребность в принадлежности и любви. Этот уровень начинает действовать после удовлетворения двух нижележащих. Проявления: люди стремятся устанавливать отношения привязанности в семье, группе; стремлением к любви в форме сексуальной близости, необычайных переживаний с лицом противоположного пола, потребностью жить в атмосфере заботы.
А. Маслоу выделяет два вида любви: 1) дефицитарная – эгоистическая, получение того, чего не хватает – самоуважения, секса, защиты от одиночества; 2) бытийная – это не синоним секса, а здоровые, нежные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, основаны на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Маслоу утверждал, что данная потребность часто не удовлетворяется в американском обществе. Многие люди не открывают себя другому из боязни быть отвергнутыми. Доказал, что есть существенная корреляция между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни.
Тезис: любовь является основной предпосылкой здорового развития человека.
4. Потребность в самоуважении – проявляется в 2-х видах уважения: 1) в самоуважении (компетентности, уверенности, достижениях, независимости и свободе личности); 2) в уважении со стороны других людей (престиже, признании, репутации, статусе, оценке и принятии).
Их удовлетворение порождает чувство уверенности, достоинство, осознание собственной полезности и необходимости в мире. Фрустрация данной потребности приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности, зависимости. В зрелом возрасте их интенсивность уменьшается в связи с приобретением реалистичной самооценки, и собственная значимость уже не является ведущей силой в жизни.
5. Потребность в самоактуализации – означает желание стать тем, кем человек может стать, достичь вершины потенциала, т. е. «люди должны быть верны своей природе». На этом уровне люди сильнее всего отличаются друг от друга.
Почему самоактуализация так редка? Ее достигает только 1% по оценке Маслоу.
Многие люди просто не видят своего потенциала, не знают о его существовании, не видят пользы в своем самосовершенствовании (комплекс Ионы – характеризуется страхом успеха, мешает стремиться к величию и самосовершенствованию). Ни одно общество в человеческой истории не предоставляет оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов. Последнее препятствие – негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что усиливает тревогу и страх, увеличивает также тенденцию к поиску безопасности и защиты. Большинство людей стремится к сохранению старых привычек и действует стереотипно. Самоактуализация требует открытости новым идеям и опыту. Дети, воспитанные в безопасной, заботливой и дружеской атмосфере более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. Рост приносит удовольствие при здоровых условиях, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности.
Если бы значительное число людей достигло самоактуализации, то могли бы измениться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей для удовлетворения потребностей низших уровней. Очевидно, такая задача потребует реорганизации многих социальных институтов и политических структур.
Слабое место в теории А. Маслоу – заданность жесткой иерархии потребностей. Однако как критики, так и последователи Маслоу показали, что часто потребность в самоуважении или самоактуализации являлись доминирующими и определяли поведение человека, несмотря на то, что физиологические потребностиоказывались не удовлетворенными или дажефрустрировали их удовлетворение.
Впоследствии сам А. Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации), выделив, тем самым, два уровня два уровня существования человека: бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию и дифициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем А. Маслоу ввел термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.