Рассмотрим каждый из этих принципов в отдельности.
Принцип научности, систематичности и последовательности. Все знания, даваемые ученикам в школе, должны «соответствовать уровню современной науки, преподноситься учащимся в определенной системе, последовательности, с сохранением преемственных связей внутри каждого предмета и по возможности между отдельными предметами»[6]. Особенностью специальной коррекционной школы VIII вида является то, что объем знаний, получаемых учащимися в период обучения, элементарен. Однако элементарность знаний не означает их ненаучность. Конечно, разрыв между достижениями современной науки и школьными знаниями значительно больше в специальной коррекционной школе VIII вида, чем в массовой. Но задача овладения научными знаниями стоит и здесь, хотя решается лишь с доступной ее учащимся полнотой. У учащихся должна быть создана верная картина мира, реальной действительности.
Сложность решения этой задачи в специальной коррекционной школе VIII вида вызвана тем, что у детей с нарушением интеллекта, приходящих в I класс, еще нет достаточного запаса представлений, нет той готовности к усвоению знаний, которые свойственны ученикам массовой школы. Сами представления учеников специальной коррекционной школы VIII вида основываются на случайных признаках предметов, явлений. Неумение вскрыть и понять существующие между ними связи не позволяет учащимся правильно судить о том, что их окружает.
Особенности развития познавательной деятельности ученика специальной коррекционной школы VIII вида приводят к обеднению его чувственной практики. Поэтому при осуществлении принципа научности, систематичности и последовательности в специальной коррекционной школе VIII вида необходимо соблюдать определенные условия.
Первым условием является формирование представлений и понятий, исправление неточных и неправильных представлений, образовавшихся у ребенка до школы.
Второе условие: усвоение школьных знаний должно быть связано с практической деятельностью учащихся, что в значительной степени обеспечивается преемственностью в знаниях общеобразовательных предметов и трудового, профессионального обучения.
Любые научные знания составляют стройную систему, отражающую связи и отношения, в которых находятся изучаемые объекты в реальной действительности. Поэтому принцип научности тесно связан с систематичностью в обучении. «Вспомогательная школа также строит свой процесс обучения детей на основе сообщения им системы знаний по отдельным предметам. Так, по арифметике или по русскому языку, по естествознанию сообщаемые ученикам знания логически увязаны внутри каждого предмета в определенную систему элементарных понятий. Однако то обстоятельство, что вспомогательная школа не может ставить своей задачей подготовку детей к дальнейшему обучению, в известной мере отличает объем и глубину сообщаемых ею знаний учащимся. В некоторых случаях, учитывая особенности умственно отсталых детей, вспомогательная школа вынуждена отказаться от строгой систематичности в изложении учебного материала»[7].
Систематичность в обучении требует определенной последовательности в усвоении знаний, связи между ранее усвоенным и усваиваемым материалом. Из курса педагогики известно, что систематичность и последовательность определяются в работе учителя правилами: идти от конкретного к абстрактному, от близкого к далекому, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Но в обучении «не всегда близкое является более доступным, чем далекое. Разве можно, например, начинать изучение истории с современности.
Переход от известного к неизвестному обозначает в некотором смысле переход от легкого к трудному, поскольку известное для учащихся легче, а неизвестное труднее. Однако нельзя применять все эти правила прямолинейно и безоговорочно: порой далекое и сложное для детей интересно и доступно»[8].
Эти правила надо особенно учитывать в специальной коррекционной школе VIII вида в тех случаях, когда учитель подбирает дополнительный материал из художественных произведений, газет, журналов, экскурсий. Кроме того, систематичность в знаниях требует соблюдения преемственности между отдельными темами программ по определенному учебному предмету, а также межпредметных связей.
Так, при изучении русского языка нельзя проходить имя прилагательное, если дети незнакомы с именем существительным.
В то же время знания по русскому языку и математике составляют основной фундамент для усвоения знаний по естествознанию, истории, черчению, трудовому обучению и т. д.
Поэтому принципом научности, систематичности и последовательности определяется все содержание обучения, что отражается в учебных планах, учебных программах и учебниках специальной коррекционной школы VIII вида. Это же определяет и систему работы учителя по руководству учащимися в процессе обучения: идейность и научность содержания учебного материала, методику работы, направленную не только на обучение, но и на воспитание и развитие ученика.
Принцип доступности в обучении. Сущность этого принципа заключается в том, чтобы содержание, объем, а также методы обучения соответствовали возрастному и умственному развитию детей, уровню их знаний.
Весь материал, который учитель дает учащимся, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может быть усвоен сознательно. Непосильный, недоступный пониманию учащихся материал в лучшем случае будет ими заучен механически, что не только не даст полезных результатов в обучении, воспитании и развитии, а, наоборот, скорее будет вреден, так как воспитает привычку запоминать, заучивать без осмысливания. Чаще всего это ведет к формальному усвоению знаний.
Принцип доступности учебного материала особенно важен для специальной коррекционной школы VIII вида. Поэтому в программах и учебниках, раскрывающих содержание специального обучения, он всегда находит свое отражение.
Недоступность даваемых знаний снижает интерес учащихся и часто вызывает отрицательное отношение не только к данному учебному предмету, но и к учению вообще. Так обычно бывает с умственно отсталым учеником, который длительное время находился в массовой школе. Свое отрицательное отношение, вызванное непосильностью обучения в массовой школе, такой ученик переносит и в специальную коррекционную школу VIII вида. Учителю требуется проявить большой такт и умение, чтобы вызвать у него положительное отношение к учению, желание учиться.
В то же время доступность материала — это не его легкость. Нельзя впадать в другую крайность и недооценивать возможности развития ученика специальной коррекционной школы VIII вида, давая ему слишком упрощенный материал. В процессе учения у него всегда должны возникать трудности, которые он может преодолеть. Это обеспечит развитие его мыслительных способностей и воли, т.е. будет способствовать коррекции личности.
Знания, усваиваемые учениками, по форме и содержанию должны быть доступны для их возраста, только в этом случае они будут иметь развивающий характер, а следовательно, оказывать и корригирующее влияние. Однако, говоря о доступности знаний для учащихся определенного возраста и развития, всегда следует помнить о «зоне ближайшего развития». Выдвигая идею зоны ближайшего развития, Л. С. Выготский считал необходимым в процессе обучения и воспитания учитывать рост самостоятельности ребенка, учитывать динамику его развития.
В специальной коррекционной школе VIII вида это имеет огромное значение, так как возраст ребенка не всегда совпадает с его умственным развитием. Умственная отсталость может быть вызвана разными причинами, иметь различную степень и характер. Поэтому доступность учебного материала в специальной коррекционной школе VIII вида определяется, как правильно указывает Г. М. Дульнев, не только возрастом, но и типологическими особенностями учащихся.
Доступность учебного материала определяется и индивидуальными возможностями учащихся. Учитель специальной коррекционной школы VIII вида знает, что дебильность ребенка еще не является показателем его учебных возможностей. И в этом случае его отставание может быть большим или меньшим, может быть осложнено различными недостатками эмоционально-волевой сферы, физическими недостатками и т. д. Все это обусловливает различия в доступности учебного материала даже для детей с одинаковым диагнозом.
Условия работы специальной коррекционной школы VIII вида (меньшее
количество учеников в классе, сокращенный объем материала по годам обучения, более медленный темп его прохождения и др.) дают возможность учесть индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения. Олигофренопедагог должен хорошо знать эти особенности, чтобы осуществить дифференцированный, индивидуальный подход к учащимся. Тщательное изучение ребенка и определение перспектив работы с ним — первейшая забота учителя специальной коррекционной школы VIII вида. Но индивидуальный подход — это не приспособление к дефекту, а выявление положительного в развитии ребенка и опора на него в целях активной коррекции недостатков. Естественно, что он даст только тогда положительный результат, если будет осуществляться регулярно, систематически и целеустремленно. На уроках поэтому должны учитываться не только содержание, но и методика обучения, а также использоваться меры поощрений, предупреждения, посильность заданий, вопросов, с учетом развития и интересов отдельных учеников, их характерологических особенностей. Иногда с этой целью применяются индивидуальные задания, представляющие собой более сложный, упрощенный или дополнительный к основному материал.
Индивидуальный подход к ребенку не должен нарушать общей фронтальной работы класса, наоборот, нужно стремиться к тому, чтобы системой индивидуальных заданий постепенно включить его в общую коллективную работу. Например, в классе имеется ребенок-негативист. Классу задается вопрос. Ребенок знает ответ, но упорно молчит. Спрашивать его неоднократно в таком случае бесполезно. Правильнее будет, если учитель не останавливает своего внимания на этом ученике, а продолжает работу со всем классом. При этом учитель все время стремится сделать коллектив, к которому он обращается, уже и уже. В условиях такого микро-коллектива и ребенок-негативист может начать реагировать правильно на обращение к нему.
В специальной коррекционной школе VIII вида иногда приходится встречаться с детьми, у которых отмечаются явления аграфии, алексии и акалькулии. Эти дети успевают по всем остальным предметам, но не могут научиться или писать, или читать, или считать. Они, конечно, нуждаются в индивидуальном подходе, но особого плана. Их нет смысла задерживать в классе (оставлять на повторный курс) только потому, что они не успевают по одному из предметов. Следует тщательно изучить их, выяснить причины дефекта и наметить мероприятия по компенсации его.
Некоторые дети требуют перевода на индивидуальный план по какому-либо предмету. Поэтому по окончания специальной коррекционной школы VIII вида знания их будут, более ограниченны по сравнению со знаниями одноклассников. Перевод на индивидуальный план — очень серьезный шаг в отношении ребенка, и предпринять его можно только после глубокого медицинского обследования психиатра и решения педагогического совета.
Таким образом, реализация принципа доступности во вспомогательном обучении требует от учителя учета возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип наглядности обучения. Сущность этого принципа состоит в том, что учащиеся получают представления, понятия на основе непосредственного восприятия изучаемых объектов или их изображений в том или другом виде. Наглядность обучения является одним из наиболее значимых принципов в специальной коррекционной школе VIII вида. Школьник с нарушением интеллекта имеет конкретно-образное мышление. Он так же, как нормальный ребенок младшего возраста, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (К. Д. Ушинский). Однако, в отличие от нормально развивающегося ребенка, ученики специальной коррекционной школы VIII вида, особенно младших классов, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственная практика, которая лежит в основе обучения и с которой начинается путь к абстрактно-логическому мышлению, у них до школы была ограничена. Наглядность в обучении помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли.
Для специальной коррекционной школы VIII вида неотъемлемая задача — «организовать первую ступень познания действительности ребенком — его чувственную практику»[9]. Отсюда вытекает необходимость учить ребенка наблюдать, видеть в изучаемом объекте главное, основное, обогащать его жизненный опыт и круг представлений. Большое значение для решения этой задачи имеют организация экскурсий, предметных уроков, наблюдений ребенка в классе, наблюдений природы жизни и труда окружающих людей. Однако учителю специальной коррекционной школы VIII вида следует внимательно отобрать объекты изучения, продумать, что должны узнать о них дети, направить наблюдения и подвести детей к определенным четким выводам. «Надо при этом иметь в виду, что умственно отсталые дети, особенно в младшем возрасте, самостоятельно не способны расчленить сложное восприятие, выделить из него какую-то часть для специального рассмотрения. Так, рассматривая чучело птицы, ребенок не выделяет в нем частей (головы, крыльев, цвета, особенностей клюва и т. д.). От экскурсии в природу у детей могут остаться смутные впечатления, если учитель не выделит специальные объекты наблюдений»[10].
Уже в процессе первичного наблюдения объекта ученик под руководством учителя анализирует его, находит сходство и различие с ранее известными ему предметами и явлениями, сравнивает их, классифицирует. Таким образом, наглядность дает возможность изучить предмет всесторонне, установить взаимоотношение предметов, т. е. «видеть предмет в среде тех отношений, в которые он поставлен» (К. Д. Ушинский). В итоге этих наблюдений ученик под руководством учителя делает описание объекта, у него формируется определенное отношение к нему.
Наглядность в обучении способствует установлению правильной взаимосвязи между словом, образом и практической деятельностью ученика, что помогает обеспечить более высокое качество знаний. Учитывая нарушения во взаимодействии сигнальных систем у ребенка с нарушением интеллекта и как следствие этого — нарушение аналитико-синтетической деятельности анализаторов, учитель специальной коррекционной школы VIII вида особое внимание должен обратить на то, как использовать наглядность для перевода ребенка от чувственного познания к абстрактному мышлению, на развитие речи как средство обобщения и отвлечения. Без этого речь ребенка с нарушением интеллекта «может быть слишком связана с конкретными чувственными образами, ограничиваться номинативной (название предметов) функцией» либо «может быть слишком резко оторвана от чувственных образов»[11]. В первом случае речь не будет выполнять функции обобщения и отвлечения, во втором будет пуста по содержанию. Поэтому использование наглядности в учебной работе с детьми должно вести к полному познанию предмета и выражению этого познания в словах.
Наглядность в обучении помогает учителю воздействовать не только на разум, но и вызывать переживания, эмоции учащихся. Современные наглядные средства (кинофильмы, диапозитивы, иллюстрации) создают для этого благоприятные условия.
«Во многих случаях наглядность выполняет функцию опоры мышления. Например, при обучении грамматике таблицы помогают установить связь между частями речи, сопоставить их по определенным признакам»[12]. В специальной коррекционной школе VIII вида эта функция наглядности приобретает особое значение, так как установление причинно-следственных связей и взаимоотношений между предметами и явлениями, сравнение и сопоставление чрезвычайно затрудняет учащихся даже старших классов. В то же время формирование понятий требует от ученика овладения этими процессами умственной деятельности.
Из всего сказанного следует, что наглядность в обучении является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, что она является необходимым условием коррекции мышления и речи учащихся, а следовательно, и их развития.
Широко используя наглядные средства в обучении в специальной коррекционной школе VIII вида, необходимо помнить, что излишнее их применение не только бесполезно, но и вредно.
Задача наглядности не только в том, чтобы помочь учащимся видеть конкретное, но и в том, чтобы от конкретного перейти к отвлеченному и тем самым руководить развитием ребенка. Нельзя забывать, что наглядность не самоцель, а средство развития учащихся. При этом учитель должен учитывать, что «умственно отсталому ребенку трудно оторваться от несущественных наглядных сторон учебных пособий и сделать необходимое отвлечение»[13]. Поэтому каждое наглядное средство должно соответствовать учебной цели и направлять внимание ребенка к достижению ее. И здесь слово учителя, его указания часто являются решающим условием в формировании у ребенка отвлеченных связей.
В специальной коррекционной школе VIII вида используются все виды наглядных средств, известные в педагогике: натуральная наглядность, изобразительная наглядность, символические изображения.
Поскольку в период обучения в специальной коррекционной школе VIII вида мышление и речь учащихся развиваются от конкретно-образного к абстрактно-отвлеченному, постольку и применение различных видов наглядных средств изменяется. В младших классах для формирования представлений о предмете, явления шире используется натуральная наглядность и изобразительная, в старших— изобразительная и символическая, так как последняя дает возможность лучше познать сущность явления. Использование какого-либо одного наглядного средства часто приводит к механическому заучиванию учебного материала, а не к самостоятельному его осмысливанию ребенком. Это же можно оказать и об изменении отношения наглядных и словесных средств в обучении: «Если в младших классах чувственный, непосредственный опыт ребенка должен занимать главную роль в процессе обучения, то в старших классах все более и более должны углубляться опосредованные, словесно-логические пути усвоения учебного материала»[14]. Однако даже в младших классах специальной коррекционной школы VIII вида нельзя все обучение сопровождать наглядными средствами. Особенно ясно это проявляется при овладении ребенком с нарушением интеллекта понятием числа, первыми арифметическими действиями. Если учитель все время будет давать возможность ребенку оперировать в процессе действия определенными конкретными предметами, развитие его абстрактного мышления значительно задержится и долгое время он не сможет оперировать числами как отвлеченными величинами.
В специальной коррекционной школе VIII вида очень важно соединять наглядность в обучении с практической деятельностью учащихся. Поэтому предметный урок часто заканчивается тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке, или учитель организует их труд на пришкольном участке и в классе. Не менее важно изготовление учащимися различных наглядных пособий, которые в дальнейшем используются на уроках.
Таким образом, наглядность обучения в специальной коррекционной школе VIII вида облегчает путь познания ученика, создает условия для правильного взаимодействия сигнальных систем, что ведет к коррекции его познавательной деятельности, и прежде всего мышления и речи.
Принцип прочности в обучении. «Принцип прочности требует, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялись осознанные, систематизированные знания, умения и навыки»[15]. Такое усвоение учебного материала приводит к тому, что учащиеся могут его воспроизвести и использовать в своей последующей учебной и трудовой деятельности.
Принцип прочности основан на процессах памяти: запоминании, сохранении и воспроизведении. Все они протекают своеобразно у детей с нарушением интеллекта. У учащихся специальной коррекционной школы VIII вида по сравнению с нормально развивающимися детьми качественно изменены представления. Прочность усвоения зависит также от умения устанавливать смысловые связи в изучаемом материале, включать вновь полученное впечатление в систему ранее образованных связей и отношений. «При этом, если новое впечатление попадает в систему связей однородных, близких по своей сущности, то, ему обеспечено более прочное сохранение в памяти. Наоборот, всякие случайные, несущественные связи, не включающиеся в систему уже имеющихся знаний и навыков, легко забываются совсем или вспоминаются с трудом»[16]. От правильно организованных связей зависит не только сохранение, но и воспроизведение материала. Вследствие того, что ребенок с нарушением интеллекта не умеет самостоятельно устанавливать систему связей, его запоминание часто носит характер «механического», а не осознанного, логического. Это приводит к тому, что сохранность знаний у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида значительно ниже нормы, а воспроизведение их в учебной и трудовой деятельности осуществляется с большим трудом, часто лишь при использовании специально направленных методических приемов.
Отсюда существенная необходимость обучать детей с нарушением интеллекта специальной коррекционной школы VIII вида правильным приемам запоминания учебного материала и, что самое главное, тренировать их память не только в сохранении учебного материала, но и в воспроизведении его путем создания системы смысловых связей и отношений. Без руководства учителя ученик специальной коррекционной школы VIII вида этим не овладеет и не будет испытывать никакой потребности в выяснении этих связей. В таких случаях даже многократное повторение не приводит к желаемым результатам, особенно в старших классах, где материал по объему становится большим.
Прочность сознательного запоминания зависит от правильной организации первичного восприятия (правильного использования наглядности, отбора содержания материала на уроке, методики его преподнесения учащимся и т. д.), а также от того, насколько систематично и последовательно даются знания ученику (устанавливается взаимодействие между старыми и новыми знаниями).
В педагогике установилось также, что прочность обучения находится в прямой зависимости от характера заучивания учебного материала, его закрепления и повторения. Для того чтобы заучивание, закрепление и повторение привело к сознательному и прочному запоминанию учебного материала, учителю специальной коррекционной школы VIII вида следует соблюдать определенные педагогические требования к их организации.
К таким требованиям относятся:
а) формирование целеустремленности, активности и сознательности,
б) возбуждение интереса,
в) обучение рациональным приемам.
В зависимости от цели заучивания его характер меняется. При заучивании стихотворения, правила, определения ученик должен заучить дословно предложенный текст, при пересказе же требуется передача основного содержания, выражение мыслей своими словами. Для ребенка с нарушением интеллекта, не умеющего увидеть существенное, главное, часто бывает легче передать материал учебника дословно, и эту особенность учитель должен предвидеть. Чтобы предупредить такое заучивание, учитель специальной коррекционной школы VIII вида показывает учащимся рациональные приемы. Например, перед заучиванием стихотворение разбирают в классе, выясняют непонятные слова, выражения, учитель выразительно читает вслух, отдельные ученики повторяют, и лишь затем дается задание выучить его дома. При этом учитель рекомендует для лучшего запоминания разбить стихотворение на смысловые части, заучить каждую из них, а затем и все стихотворение в целом.
При пересказе учитель так же работает в классе над текстом, выделяет существенное, главное в рассказе, учебной статье и учит рациональным приемам запоминания материала. При этом он так же разбивает весь материал на законченные смысловые части, составляет план, выделяет главные мысли и первый пересказ проводит в классе. Выделение опорных пунктов (плана, главных мыслей) или вопросов к тексту помогает учащимся в запоминании учебного материала и одновременно учит их правильным методам умственной деятельности.
Полезно при заучивании материала научить детей с нарушением интеллекта различным мыслительным операциям (сравнению, классификации и др.), которые делают процесс запоминания более интенсивным.
Значительное место в работе учителя специальной коррекционной школы VIII вида при обеспечении прочности обучения должно занимать закрепление учебного материала. Для этой цели пользуются упражнения (письменные и устные). К проведению упражнений в данном случае предъявляются следующие требования:
1) Систематичность, последовательность.
2) Посильность при нарастании трудностей, которые ученик должен преодолеть при выполнении.
3) Упражнения должны формировать активность и самостоятельность учащихся.
4) Разнообразие характера упражнений.
Первоначальные упражнения в специальной коррекционной школе VIII вида проводятся под непосредственным руководством учителя, при его помощи. Учитель исправляет ошибки и дополнительно разъясняет то, что учениками было недостаточно понято. По мере овладения учащимися правилом, самостоятельность их увеличивается, и они выполняют упражнения без помощи учителя. В процессе выполнения упражнений учитель воспитывает внимательное отношение учащихся к работе, настойчивость и упорство в достижении цели. В этом огромное воспитательное значение упражнений.
Однако, чтобы закрепление материала у ученика было осмысленным, осознанным, требуется варьировать, разнообразить упражнения.
Например, при изучении темы «Глагол» в VI классе специальной коррекционной школы VIII вида могут быть даны такие упражнения:
1) Придумать несколько глаголов I спряжения с ударным окончанием (пою, вяжу), с безударным (играю, делаю).
2) Глаголы резать, держать — написать в 1, 2, 3-м лице.
3) Придумать предложения с данным глаголом и поставить его в 3-м лице.
4) Написать глаголы с приставкой.
5) Подобрать к данному слову глаголы (дерево — растет, цветет, зеленеет).
Продолжением классных упражнений является домашнее задание, назначение которого состоит не только в том, чтобы закрепить знания, но и проверить самостоятельность ученика при выполнении задания.
Большую роль в достижении прочности в обучении играет также повторение изученного материала. Основой повторения является подкрепление временных связей, которые у ребенка с нарушением интеллекта очень быстро разрушаются. Именно поэтому повторение в специальной коррекционной школе VIII вида проводится на каждом уроке, по окончании темы, раздела программы, в конце года. Начало обучения в следующем классе — повторение изученного в предыдущем классе.
Однако не всякое повторение дает одинаковый эффект в достижении прочности знаний, умений и навыков. Так, многократное повторение без вариативности его снижает активную мыслительную деятельность ребенка. Поэтому оно менее эффективно и может привести лишь к механическому заучиванию.
Повторение же, основанное на активной мыслительной деятельности ребенка, достигается путем внесения нового в повторяемый материал, новой системы, формы работы и т. д. При этом следует добиваться осмысления связей между пройденным и новым материалом, которые без помощи учителя умственно отсталые ученики могут и не заметить.
Организация повторения в новом виде с использованием наглядных средств обычно вызывает интерес учащихся даже к старому, изученному ранее материалу, что содействует повышению прочности его усвоения.
Таким образом, принцип прочности в обучении находится во взаимосвязи со всей системой принципов дидактики и составляет в специальной коррекционной школе VIII вида необходимое ее звено.
Принцип сознательности и активности. Сущность принципа сознательности и активности заключается в том, чтобы в процессе обучения дать учащимся такие знания, умения и навыки, которые стали бы реальным содержанием личности и направляли их жизнь к решению общественно значимых задач.
Можно тогда говорить о сознательном усвоении материала учеником, когда в его, сознании создана четкая картина мира на основе сформированных представлений и понятий, когда им осознана закономерная связь явлений действительности. При этом ученик должен свои знания облечь в правильную четкую словесную форму. В сознательно усвоенных знаниях всегда проявляется правильное взаимодействие сигнальных систем человека.
Формирование таких знаний у учащихся не может осуществляться без активной мыслительной деятельности. Такая деятельность создает условия для развития ребенка, а само развитие рождает интерес к познанию, стремление узнать больше, использовать знания, умения и навыки в практической трудовой деятельности.
Сознательность в обучении обеспечивается тем, что достоверные и научные знания даются в определенной системе и последовательности, что они прочно усваиваются ребенком при помощи наглядных средств обучения и доступности учебного материала. В то же время только сознательно усваиваемые знания могут прочно закрепиться в памяти человека, служить фундаментом его мировоззрения.
Уровень осознанности знаний учеником различен на разных годах обучения. Это значит, что, добиваясь сознательности в усвоении знании, учитель должен исходить из возрастных и типологических особенностей детей.
Однако вследствие ограниченных возможностей развития мышления ученика специальной коррекционной школы VIII вида даже в старших ее классах не достигается тот уровень сознательности, который может быть достигнут у детей с нормальным интеллектом.
Это ни в коем случае не снимает вопрос о сознательности обучения в специальной коррекционной школе VIII вида, а только требует от учителя учета своеобразия реализации этого принципа в работе с детьми и нарушениями интеллекта.
Больше того, именно в сознательности обучения рельефнее определяется развивающий характер обучения и его коррекционно-воспитательное значение.
Сознательность в обучении достигается: а) полным и глубоким пониманием учебного материала и б) сознательным и активным отношением ученика к самому процессу обучения и содержанию знаний. Эти два компонента дополняют друг друга и взаимодействуют. Чем глубже понимает ученик изучаемый им материал, тем активнее и сознательнее относится к процессу усвоения. Для осознания материала (глубокого и полного его понимания) необходима активность самого ученика.
Рассмотрим первый из компонентов — осознание учебного материала и те условия, которыми оно обеспечивается в специальной коррекционной школе VIII вида. А.Н. Граборов, раскрывая эти условия[17], останавливается на следующих:
1. Наблюдение натуральных предметов и простейших явлений для уточнения и расширения круга элементарных представлений ребенка об окружающем мире.
2. Образование на этой основе видовых и родовых понятий путем обобщения единичных понятий, их классификации. Знания углубляются и уточняются.
3. Образуется непрерывная связь между «старыми» и «новыми» знаниями, благодаря чему формируется система знаний.
4. Эта система знаний включается в практическую деятельность ребенка и еще более глубоко осмысливается. Практическая деятельность заставляет ребенка проявлять активность не только в применении уже известных знаний, но и искать новые.
При формировании осознанных знаний учитель специальной коррекционной школы VIII вида должен использовать развитие внимания, наблюдательности, всех познавательных процессов и умственных операций. А.Н. Граборов советует для этого широко применять наглядность и упрощение структуры учебного материала. Причем особое внимание уделяется индивидуальному подходу к учащимся в процессе обучения.
Вторым компонентом сознательности обучения является активное отношение учеников к процессу и содержанию обучения.
Учитель специальной коррекционной школы VIII вида с самого начала работы с учеником стремится сформировать у него положительное отношение к учению, вызвать интерес к нему. На этой базе можно формировать сознательное отношение.
А.Н. Граборов выделяет три условия достижения сознательного отношения учащихся к учению:
1. Понимание ими целей и задач учебной деятельности.
2. Знание приемов работы для достижения лучших результатов.
3. Умение проверить работу не только по ее результату, но и в процессе ее выполнения (формирование самоконтроля).
Уже с самых первых шагов обучения учитель приучает ребенка работать целенаправленно, учит ставить определенные цели и добиваться их достижения. Осуществляя руководство и организуя учебную деятельность детей, учитель специальной коррекционной школы VIII вида постепенно формирует у них умение учиться. Это очень важная педагогическая задача, так как в большинстве случаев ученики специальной коррекционной школы VIII вида не умеют планировать свою деятельность, не знают, как приступить к выполнению заданий, не умеют проверить результаты его выполнения. Все это может привести к потере интереса к учению, к нежеланию учиться. У детей появляется неуверенность, а подчас и неверие в свои силы.
Развитие умения учиться тесно связано с развитием самоконтроля у учащихся и умением оценивать свою работу. Так как самоконтроль ученику специальной коррекционной школы VIII вида труден, его надо формировать постепенно, направляя внимание ученика на контроль за выполнением задания в течение всего времени работы.
Из всего сказанного видно, что сознательность в обучении является необходимым условием вспомогательного обучения и коррекции личности ребенка с нарушением интеллекта.
Таковы основные принципы обучения и особенности их реализации в специальной коррекционной школе VIII вида. Все они тесно связаны между собой и составляют единую систему, которая и является руководством в работе олигофренопе-дагога.
Контрольные вопросы
1. Как реализуются в специальной коррекционной школе VIII вида принципы научности, систематичности и последовательности в обучении?
2. В чем состоит своеобразие принципов доступности, наглядности, прочности обучения в специальной коррекционной школе VIII вида?
3. Каковы особенности формирования активности и сознательности детей с нарушением интеллекта в обучении?
4. Как осуществляется в специальной коррекционной школе VIII вида взаимосвязь дидактических принципов?
Литература
А.Н. Граборов. Очерки по олигофренопедагогике.
Г.М. Дульнев. Книга для учителей вспомогательной школы. М., Учпедгиз, 1959.
«Педагогика», под ред. Г. И. Щукиной. М., «Просвещение», 1966.
«Основы дидактики», под ред. Б. П. Есипова. М., «Просвещение», 1967.
ЛЕКЦИЯ IV.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
«Под содержанием образования в советской школе понимается система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей школьников, формирование у них основ коммунистического мировоззрения и морали и соответствующего им поведения, готовит их к жизни, к труду»[18]. Это определение полностью относится и к вспомогательной школе, в которой задачи содержания образования решаются с учетом возможностей и особенностей учащихся.
Содержание образования, таким образом, отвечает на вопрос «Чему учить?». Оно неразрывно связано с целями обучения и воспитания и раскрывается в учебных планах, программах и учебниках.
Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении порядок и последовательность их прохождения, количество времени, отводимого на каждый предмет. На основе учебного плана регламентируется режим школы, штатное расписание и учебная нагрузка преподавателей. Поэтому он является обязательным для администрации и учителей школы документом, и на его основе составляется расписание занятий.
Наличие в учебном плане специальной коррекционной школы VIII вида таких предметов, как пение и изобразительное искусство, указывает на то большое значение, которое придается эстетическому воспитанию для коррекции личности ребенка с нарушением интеллекта. Большое внимание уделяется физическому воспитанию и логопедической работе.
Труд в специальной коррекционной школе VIII вида служит одним из основных средств коррекции и подготовки учащихся к жизни. Поэтому в новом учебном плане большое место отводится профессионально-трудовому обучению детей с нарушением интеллекта. Кроме того, в тех школах, где имеется хорошая производственная база для профессиональной подготовки учащихся, предусматривается IX класс — класс профессионального совершенствования.
В учебном плане учитывается не только отбор учебных предметов, но и последовательность их изучения, которая определяется формированием системы знаний. Поэтому в первые годы изучаются такие предметы, как русский язык и математика, а в последующих классах на их базе — уже другие предметы. Роль последовательности изучения предметов хорошо видна на системе трудового обучения (I—III классы — ручной труд, являющийся пропедевтическим для профессионально-трудовой подготовки, которая начинается с IV класса).
Количество часов, отводимое на изучение каждого предмета, определяется: 1) значением предмета в общем процессе обучения и развития ребенка. 2) необходимостью формирования не только знаний, но и умений и навыков.
Содержание образования находит свое выражение и в учебных программах.
Учебные программы специальной коррекционной школы VIII вида строятся на основании тех же принципов, что и программы массовой школы. Но в отличие от последних носят наглядно-практический характер. Программы составляются на основе учебных планов по каждому предмету. В них отражаются задачи и цели изучения предмета, точное его содержание и дается строго очерченный крут систематизированных знаний, умений и навыков, которые дети должны приобрести за время обучения в школе. Учебные программы предусматривают примерное распределение времени по разделам и темам каждого предмета.
Школьная программа по каждому учебному предмету состоит из объяснительной записки в которой излагаются цели и задачи изучения предмета в специальной коррекционной школе VIII вида и обращается внимание на наиболее сложные вопросы курса; из собственно программы.
Своеобразие психики учащихся специальной коррекционной школы VIII вида требует и специальных учебников для этих школ. Остановимся на общих положениях, на основе которых составляются учебники.
Учебники должны соответствовать требованиям программы, должны быть идейно-выдержанными, целенаправленными. Научные знания, излагаемые в них, должны быть связаны с практикой коммунистического строительства. Система распределения материала в учебнике по годам обучения должна обеспечивать постепенность перехода от легкого к более сложному. Учебник должен быть написан ярким; красочным, лаконичным языком. Особенностью учебников специальной коррекционной школы VIII вида является наличие в них большого количества практического материала (заданий, упражнений) и большая наглядность, иллюстративность.
Таким образом, содержание образования в специальной коррекционной школе VIII вида определяется учебными планами, программами и учебниками, между которыми существует неразрывная взаимосвязь.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит своеобразие учебного плана специальной коррекционной школы VIII вида?
2. Каковы особенности программ специальной коррекционной школы VIII вида?
3. Как строятся учебники специальной коррекционной школы VIII вида?
Литература
А. Н. Граборов. Очерки по олигофренопедагогике.
«Основы обучения и воспитания аномальных детей», под ред. А. И. Дьячкова. М., «Просвещение», 1965.
«Программы вспомогательной школы». М., «Просвещение», 1971.
ЛЕКЦИЯ V.