Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова
. В историю мировой науки вписано имя русского ученогоМихаила Васильевича Ломоносова (1711 - 1765) - первого отечественного академика. Он оказал влияние на развитие науки и культуры России во всех областях человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом, стремившимся использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Ломоносова-просветителя характеризуют защита интересов отечества, борьба за развитие науки и просвещения.
2. С именем М.В. Ломоносова связано созданиеМосковского университета(1755) - в настоящее время одного из ведущих университетов мира. Ломоносов говорил о себе в официальном документе, что он был не только участником учреждения, но и "...первую причину подал к основанию помянутого корпуса".
Ему удалось воодушевить идеей создания нового университета графа И.И. Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, покровителя и просвещения, и самого Ломоносова, и дело стало быстро продвигаться.
Ломоносов составил и разработал план университета и даже программу преподавания.
Сенат утвердил представление И.И. Шувалова, и 12 января 1755 года, в Татьянин день, "Указ об учреждении в Москве Университета" был подписан Елизаветой. 24 января того же года опубликовано "Положение об Университете".
Тогда же стала работатьгимназия при университете (существовала до 1812 года).
Открытие Московского университета стало воплощением мечты Ломоносова о демократической высшей школе, доступ к которой был открыт для представителей разных сословий.
В 60-е гг. М.В. Ломоносов возглавлял руководство академическими гимназиями и университетом в Санкт-Петербурге. Он определил общие правила их работы, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы в ней, составил "Регламент академической гимназии".
Ломоносов первый стал читать лекции студентам на русском языке еще в Санкт-Петербургском университете в то время, когда в качестве языка науки в Европе и в России использовалась латынь.
Несмотря на все трудности развития, Московский университет постепенно расширял сферу своей деятельности, при нем были созданы литературные и научные общества, в том числе "Типографическое общество", открыта типография и книжная лавка.
2. Еще одна грань просветительской деятельности М.В. Ломоносова - создание им так необходимых для обученияучебников и методических материалов, которых на русском языке вообще не было.
Им были написаны:
✓ руководство "Первые основания горной науки, или Горная книжица";
✓ "Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное";
✓ учебник "Российская грамматика", который в течение полувека был
лучшим учебником для школ;
✓ книга по истории;
а также переведен с латинского учебник "Экспериментальная физика для студентов".
Одной из крупнейших педагогических заслуг Ломоносова является популяризация сочинений замечательного чешского педагога Яна Амоса Коменского, книгу которого "Мир в картинках" он считал необходимым учебным пособием в гимназии.
Ломоносов стал первопроходцем в России и в решениивопросов содержания, методов и организации обучения. По его мнению,
✓ для того чтобы добиться основательности знаний у учащихся, необходим постоянный контроль;
✓ необходимо в обучении привлекать конкретный, фактический материал, исходя из убеждения, что "легче можно с примеров научиться, нежели по правилам";
✓ способ обучения должен соответствовать возрасту ребенка, его развитию, а учебный материал необходимо соразмерять с силами учащихся.
Большой заслугой Ломоносова является то, что в России была введена классно-урочная система - впервые в академической и университетских гимназиях, а по их примеру и в кадетском корпусе. M.B. Ломоносов обладал редким даром не только формулировать новые педагогические идеи, но и претворять их в жизнь. В своей педагогической деятельности в академическом университете и гимназиях он осуществлял реформы в соответствии со своими глубоко продуманными программами.