Организация первого этапа обучения схематизации
Первый этап направлен на формирование представлений о том, чем схемы отличаются от других изображений. На данном этапе школьникам нужно объяснить, какой внешний вид имеют схемы, из каких элементов состоят.
Отличительные особенности схем учащиеся находят при сравнении изображений, в которых присутствуют графические элементы. Для этого готовится дидактический материал с изображениями чертежей, схематичных рисунков, схем и др. Схемы рекомендуется подбирать с учетом учебной дисциплины и возраста. Одна из схем может соответствовать теме учебного занятия и использоваться в дельнейшем для последующего изучения нового материала. Работа организована в парах.
Вначале дается задание на сравнение имеющихся изображений. Для определения существенного признака предлагается найти сходства, для определения характерного признака — найти различия. Затем учащиеся составляют классификацию объектов по характерным признакам.
После выполнения детьми задания учитель проводит опрос, выявляя, по каким основаниям происходило деление данных объектов на группы, и уточняет существенные и характерные особенности схем, чертежей, схематичных рисунков, предлагает исправить ошибки.
Организацию первого этапа обучения схематизации рассмотрим на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Математика», 5 класс. Тема — «Решение задач на движение».
Для проведения занятия учитель готовит демонстрационный и раздаточный материал — карточки, на которых изображены:
☻чертежи геометрических фигур (прямоугольник, угол, куб). (Рис.43)
☻три схемы условия задач на движение. (Рис. 44, 45, 46)
☻схематичные рисунки (фотоаппарат, деревья, ноутбук). названия групп объектов («Схема», «Чертеж», «Рисунок»). (Рис.47)
Учащиеся работают в парах: одна пара — у школьной доски с демонстрационным материалом, остальные учащиеся — за столами с раздаточным материалом.
Предлагается выполнить следующие задания:
☻Рассмотрите предложенные учителем карточки с изображениями.
☻Найдите среди них схемы, чертежи, схематичные рисунки.
☻Распределите карточки с изображениями на три группы.
☻Положите надписи «схема», «чертеж», «рисунок» к тем группам карточек, к которым они, по вашему мнению, относятся.
После выполнения задания учитель предлагает учащимся, работающим с демонстрационным материалом, объяснить:
— что общего, а что различного они определили в изображениях;
— на каком основании происходило деление карточек на группы;
— почему именно эти изображения являются чертежами, рисунками, схемами.
На втором этапе учитель обобщает: «На чертежах изображены объекты не только в натуральную величину, но и увеличенные или уменьшенные с учетом масштаба. Чертежи состоят из различных фигур. Часто на объектах проставлены размеры (длина, ширина и др.). Чертежи выполняются при помощи линейки.
Схематичные рисунки отображают реальные объекты. Такие рисунки выполнены в некоторой степени художественно. В схематичных рисунках отражены существенные и несущественные детали объектов.
Схемы замещают реальные объекты. Схемы состоят из изображений плоских и объемных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, куб, пирамида, и др.). Дополнительно в схемах могут использоваться символы, знаки, числа, буквы, слова. Схема может быть выполнена без линейки и без учета масштаба».
После обобщения учитель предлагает ученикам исправить ошибки и ответить на вопросы:
☻Чем схема отличается от рисунка?
☻Чем чертеж отличается от схемы?
На следующем этапе детям предлагается решить задачу на движение.
«Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?»
Учитель дает задание:
☻Прочитайте условие задачи.
☻Найдите схему, соответствующую условию задачи, среди представленных ранее.
☻Перерисуйте схему в тетрадь.
☻Решите задачу.
На последнем этапе проводится рефлексия по вопросам:
☻Что помогло представить дорожную ситуацию?
☻Какие условные знаки использовались в схеме?