Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры акушерства и гинекологии
Ф КГМУ 4/3-03/02
ПП КГМУ 4/02
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра акушерства и гинекологии
СИЛЛАБУС
(Syllabus)
По дисциплине: «Акушерство и гинекология»
Для специальности: 5B130100 «Общая медицина»
Объем учебных часов 2295
Курс 6-7
Семестр 11-14
Караганда 2013 г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине: «Акушерство и гинекология» для специальности: 5B130100 «Общая медицина»
от «_____» ____________ 2013 г.
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры акушерства и гинекологии
«_____» ____________ 2013 г. Протокол № ____
Заведующий кафедрой ______________И.Л. Копобаева
Структура силлабуса:
Сведения о преподавателях:
Заведующая кафедрой: Копобаева Ирина Леонидовна. Стаж педагогической деятельности –13 лет, стаж клинической работы – 24 года, врач высшей квалификационной категории.
Образование высшее, Карагандинский Государственный Медицинский институт с отличием в 1989г., факультет «лечебное дело», специальность акушерство и гинекология. С 1995 по 1997 год обучалась в клинической ординатуре на кафедре акушерства и гинекологии КГМИ. Научные интересы: Современные эффективные перинатальные технологии. Врач акушер гинеколог высшей категории.
Чтение лекции и ведение практических занятий на русском языке.
Доцент кафедры: Мамалинова Гульбан Копеевна, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы – 11 лет, стаж клинической работы 20 год, врач высшей квалификационной категории.
Высшее: Карагандинский Государственный Медицинский институт. 1985-1992 гг. Караганда, факультет - лечебное дело, специальность – акушерство и гинекология.
1996-1999 гг. Аспирантура на кафедре акушерства и гинекологии КГМИ. 2000 год – получила ученую степень кандидата медицинских наук» на тему «Прогнозирование послеродового эндомиометрита. Пути профилактики» специальность – 140001, «акушерство и гинекология».
Научные интересы: Неразвивающаяся беременность. Проводится научная работа над выполнением докторской диссертации. Чтение лекций и ведение практических занятий на русском и казахском языках.
Доцент кафедры: Евгеньева Ирина Алексеевна, кандидат медицинских наук, доцент. Стаж педагогической деятельности – 22 года, стаж клинической работы – 34 года, врач высшей квалификационной категории.
Научные интересы: гестозы беременных.
Научная школа: аспирантура с 1987 года по 1989 год при Всесоюзном научно – исследовательском центре охраны здоровья матери и ребенка (г. Москва). Защита кандидатской диссертации на тему «Ранняя диагностика и профилактика позднего токсикоза беременных при использовании гипоксической пробы и метода гипоксической стимуляции неспецифической резистенции организма» специальность – 140001, «акушерство и гинекология» во Всесоюзном научно – исследовательском центре охраны здоровья матери и ребенка (Москва, 1989). Научный руководитель – доктор медицинских наук, профессор Ю.М.Караш.
Чтение лекций и ведение практических занятий на русском языке.
И.о доцента кафедры: Алексеева Татьяна Анатольевна, кандидат медицинских наук, и.о. доцент. Стаж педагогической деятельности – 7 лет, стаж клинической работы – 8 лет, врач второй квалификационной категории. Чтение лекции и ведение практических занятий на русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Абдыгалиева Алия Жаншиевна. Стаж педагогической деятельности – 9 лет, стаж клинической работы – 14 лет, врач второй квалификационной категории. Научные интересы: Обеспечение безопасной беременности.Чтение лекций на государственном языке. Ведение практических занятий на государственном и русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Жанабаева Сымбат Умирзаковна., Стаж педагогической деятельности – 12 лет, стаж клинической работы – 19 лет, врач первой квалификационной категории. Научные интересы: Обеспечение безопасной беременности. Ведение практических занятий на государственном и русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Мынбаева Асия Кулсаитовна. Стаж педагогической деятельности – 4 года, стаж клинической работы – 35 лет, врач высшей квалификационной категории. Научные интересы: Современные эффективные технологии. Ведение практических занятий на государственном и русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Джураева Феруза Назыровна. Стаж педагогической деятельности – 7 лет, стаж клинической работы – 13 лет, врач первой квалификационной категории. Научные интересы: Современные эффективные технологии. Чтение лекций и ведение практических занятий на государственном и русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Отарбаева Шолпан Полатовна. Стаж педагогической деятельности – 5 лет, стаж клинической работы – 15 лет, врач второй квалификационной категории. Научные интересы: Современные эффективные технологии. Ведение практических занятий на государственном и русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Касимова Салтанат Кеншинбаевна. Стаж педагогической деятельности – 8 лет, стаж клинической работы – 29 лет.Научные интересы: Современные эффективные технологии. Ведение практических занятий на государственном и русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Мустафина Асель Аманжоловна. Стаж педагогической деятельности – 7 лет, стаж клинической работы – 8 лет, врач второй квалификационной категории. Научные интересы: Современные эффективные технологии. Ведение практических занятий на государственном и русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Жылкайдар Гульмира Муйтеновна. Стаж педагогической деятельности – 7 лет, стаж клинической работы – 11 лет, врач второй квалификационной категории. Научные интересы: Современные эффективные технологии. Ведение практических занятий на государственном языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Турдыбекова Ясминур Габдухаковна. Стаж педагогической деятельности – 3 года, стаж клинической работы – 3 года. Ведение практических занятий на русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Аппазова Лейла Саруаровна. Стаж педагогической деятельности – 2 года, стаж клинической работы – 2 года. Ведение практических занятий на государственном языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Варнавская Лилия Раисовна. Стаж педагогической деятельности – 2 года, стаж клинической работы – 2 года. Ведение практических занятий на русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Канеева Галина Эмильевна. Стаж педагогической деятельности – 2 года, стаж клинической работы – 2 года. Ведение практических занятий на русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Остер Светлана Николаевна. Стаж педагогической деятельности – 1 год, стаж клинической работы – 1 год. Ведение практических занятий на русском языке.
Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Кремер Екатерина Валерьевна. Стаж педагогической деятельности – 1 год, стаж клинической работы – 1 год. Ведение практических занятий на русском языке.
· Контактная информация: Кафедра находится на клинической базе городского родильного дома (Пришахтинск, ул. Луначарского 6а). Проезд автобусами №45,47,49, маршрут 012 до остановки «Больничный городок».
Политика дисциплины:
· Общие требования кафедры, предъявляемые к студентам в процессе изучения дисциплины – при изучении дисциплины «Акушерство и гинекология» основными требованиями являются: знание фундаментальных основ дисциплины; обязательное посещение учебных занятий и выполнение в установленные сроки всех видов заданий, предусмотренных учебным планом и программами; соблюдение мер предосторожности и личной безопасности во время работы с больными; ежедневная подготовка к занятиям; освоение практических навыков; соблюдение принципов этики и деонтологии врача. Для полноценного изучения дисциплины занятия проводятся на клинической базе кафедры – Родильный дом г. Караганды, РАГЦ, ОМЦ, ОПЦ, ОКБ, Поликлиника №1,2,3,4. На кафедре работает СНК, заседания, которого проводятся каждый третий четверг месяца. Тематика заседаний дополнительно сообщается на информационных стендах на кафедре и главном корпусе академии. Согласно рекомендациям санитарного и инфекционного контроля перед занятиями необходимо всем студентам пройти флюорографию и бактериологическое исследование на стафилококк из зева и носа. На занятиях и лекциях у студентов должны быть соответствующая форма одежды: медицинский халат, хирургический костюм, сменная обувь, колпак. При себе иметь также маску и бахилы. Во время лекций и практических занятий отключать мобильные телефоны, чтобы не мешать их проведению. Студенты обязаны бережно и аккуратно относиться к государственной собственности (инвентарь, учебные пособия, книги, приборы и т.д.).
Введение. Акушерство и гинекология - один из основных разделов врачебной специальности, целью которого является изучение физиологических и патологические процессов, связанных с зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом, а также половой системы женщины в различные периоды жизни.
Интернатура является основным видом последипломного медицинского образования, задачей которого является двухгодичная подготовка квалифицированного врача акушера-гинеколога глубоко разбирающегося в вопросах внутренней патологии и неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии. Знания, умения и навыки, полученные во время обучения в интернатуре, позволяют врачам самостоятельно работать во всех звеньях акушерско-гинекологической службы, заведовать структурными подразделениями.
Курс обучения интернов акушеров-гинекологов включает в себя, кроме обучения практическим навыкам, проведение лекций, семинаров, клинических и научно-практических конференций, а также самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
Цель модуля:
Подготовка специалиста - врача акушера- гинеколога, отвечающего требованиям профессионального образовательного стандарта, владеющего требуемым обязательным объемом знаний, умений и практических навыков для самостоятельного проведения диагностических, лечебных, неотложных, реабилитационных и профилактических мероприятий в области акушерства, перинатологии и гинекологии.
Задачи обучения:
1. Совершенствовать умения и практические навыки по обследованию беременных, рожениц, родильниц при физиологическом и патологическом течении беременности, антенатальной охране плода родового акта и послеродового периода, больных с патологией репродуктивных органов и репродуктивной системы.
2. Совершенствовать знания и умения интернов по интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов обследования, диагностики беременных, рожениц, родильниц.
3. Углубить знания и умения по дифференциальной диагностике патологических состояний связанных с беременностью, родами, послеродовым периодом.
4. Углубить знания современных методов лечения патологических состояний, возникающих при беременности, в родах, послеродовом периоде.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки работы с девочками - подростками, женщинами, беременными и гинекологическими больными.
6. Совершенствовать умения и навыки санитарно-просветительной работы с населением по вопросам планирования семьи, половому воспитанию детей и подростков, формированию здорового образа жизни.
7. Развить навыки по интеграции знаний и умений для обеспечения индивидуального подхода при лечении конкретного больного; научить принимать профессиональные решения на основе принципов доказательной медицины.
8. Привить потребность к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности.
9. Развить приверженность к профессиональным ценностям, таким как альтруизм, сострадание, сочувствие, ответственность, честность и соблюдение принципов конфиденциальности;
10. Развить навыки работы в команде, навыки организации и управления диагностическим и лечебным процессом; обучить интернов ведению текущей, учетно-отчетной документации.
Конечные результаты обучения модуля «Акушерство»
Дескрипторы | Конечные результаты обучения | Компетенции | |
А | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Называть определение значения для будущей профессии предмета, целей и задач акушерства | 1,3,6,8 |
Описывать возрастные периоды развития женщины, основные анатомические и функциональные изменения органов репродуктивной системы в возрастном аспекте. | 1,2,3,4,6 | ||
Называть взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции, физиологию и патологию менструальной функции женщины | 1,3,4,6,7 | ||
Объяснять роль санитарно-просветительной работы в снижении акушерской заболеваемости. | 1,3,4,6,7 | ||
Называть принципы планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья женщин | 1,3,4,6,7 | ||
Интерпретировать лабораторные показатели при акушерских патологиях. | 1,3,4,6,7 | ||
В | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне | Оценивать репродуктивное здоровье. Использовать планирование семьи, классификацию контрацептивных средств, современные методы контрацепции | 1,3,4,6,7,8 |
Использовать медицинские критерии приемлемости методов контрацепции и практические рекомендации по их применению (ВОЗ)», «Контрацепция в различных возрастных группах: у женщин после аборта, у женщин после родов, у женщин высокой группы риска. Основы аудита. Основы конфиденциального аудита. Регионализация перинатальной помощи в РК | 1,3,4,6,7,8 | ||
Диагностировать и определять тактику патологию послеродового периода (хориоамнионит, послеродовый эндометрит, акушерский перитонит, инфекционно-токсический шок, тромбоэмболические осложнения, послеродовый мастит) | 1,3,4,6,7,8 | ||
Использовать на практике знания по тематике выворота матки, эмболии околоплодными водами, острой гипоксия плода, асфиксии и родовой травмы новорожденных, медикаментозного аборта, гемолитическая болезнь, гнойно-септические заболевания новорожденных, гемолитическую болезнь новорожденного | 1,3,4,6,7,8 | ||
Владеть навыками плодоразрушающих операции, реанимацией доношенных и недоношенных новорожденных, интенсивной терапии в раннем неонатальном периоде | 1,3,4,6,7,8 | ||
Вести детей с травмами и рожденных в асфиксии | 1,3,4,6,7,8 | ||
С | Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Использовать методы борьбы с кровотечением в последовом и раннем послеродовом периодах согласно основным клиническим протоколам МЗ РК | 1,2,3,4,6,7,8 |
Оказывать неотложную помощь при акушерских кровотечениях, при асфиксии новорожденных, при гипертоническом кризе, остром ДВС синдроме, кетоацедотической и гипогликемической коме | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Диагностировать и оказывать помощь при внутреннем кровотечении, нарушении гемодинамики, нарушении гемостаза, при геморрагическом шоке, ДВС-синдроме, при родовом травматизме матери, при разрыве лонного сочленения, при аномалии родовой деятельности, при клинически узком тазе, при сердечно-сосудистой недостаточности, при дыхательной недостаточности | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Проводить роды при тазовом предлежании плода. Вводит и удаляет ВМС | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Применять принципы восполнения кровопотери. Гемотрансфузия. Современные технологии в остановке маточных кровотечений | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Диагностировать асфиксию новорожденных, гипертонический криз, острый ДВС синдром, кетоацедотическую и гипогликемическую кому, почечную недостаточность, печеночную недостаточность | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Применять внутриматочные средства, методы отделения плаценты, пособия по Цовьянову при тазовом предлежании плода на фантоме, методики классического акушерского пособия на фантоме | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Ушивать мягкие ткани при разрывах влагалища, шейки матки и промежности. Диагностировать разрыв промежности II степени и наложить швы на рану | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Проводить вакуум экстракцию плода в плоскости выхода малого таза, акушерский поворот плода на ножку | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
D | Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений | Налаживать первоначального контакта с пациентом/родственниками и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения | 1,2,3,4,6,7,8 |
Демонстрировать профессиональное поведение – надежность, ответственность. Самооценку, самосовершенствование, способность к самостоятельному обучению, реакцию на критику. Профессиональное поведение в стрессовой ситуации | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Демонстрировать навыки эффективного общения, основанные на принципах медицинской этики, и понимания роли и ответственности врача в обществе, навыки решения проблем пациента и принятия решений, основанных на принципах доказательной медицины и эффективного взаимодействия с другими специалистами системы здравоохранения | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Оценивать и объяснять проведение фармакотерапии в акушерстве и гинекологии согласно основным протоколам и приказам МЗ РК | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Оформлять основные формы учетно-отчетной документации, медицинскую документацию на прерывание беременности, партограмму, оценивать сократительную деятельность матки и состояние внутриутробного плода и проводит оформление диагнозов согласно классификации МКБ 10 | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Рассчитывать показатели деятельности женской консультации и стационара | 1,2,3,4,6,7,8 | |
Проводить диспансеризацию беременных женщин, санитарно-просветительную работу с целью снижения материнской и перинатальной смертности, первичное и повторное консультирование пациенток по планированию семьи и физиологические роды согласно основным клиническим протоколам МЗ РК | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Оценивать состояние плода в родах, состояние новорожденного по шкале Апгар и Сильвермана, степень кровопотери, состояние беременных рожениц, родильниц | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Диагностировать и определять тактику начало преждевременных родов, разрыва оболочек плодного пузыря, показания к операции кесарева сечения | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Выявлять признаки ранней и поздней патологии беременности (угроза прерывания, преэклампсия, неразвивающаяся беременность и др.), соответствие размеров таза и головки плода, угрозу прерывания беременности, начинающиеся преждевременные роды | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Обосновывать показания к досрочному родоразрешению при экстрагенитальной патологии, рвоте беременных и гипертензивных состояниях | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Выявлять рвоту беременных, гипертензионные состояния, связанные с беременностью, родами и послеродовым периодом, экстрагенитальные заболевания и беременность | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Выявлять хирургические заболевания при беременности. Аппендицит, холецистит, панкреатит, кишечная непроходимость. Определять показания для хирургического вмешательства | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Выявлять СПИД/ВИЧ во время беременности, родов, послеродовом периоде | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Диагностировать невынашивание беременности, ИЦН, истинную переношенность и пролонгированную беременность, многоплодную беременность, | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Вести физиологический послеродовый период, родильниц с травмами промежности, после операции кесарево сечение, здоровых новорожденных | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Использовать методы борьбы с кровотечением в последовом и раннем послеродовом периодах | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Проводить профилактику гнойно-септических осложнений матери и новорожденных, наружное акушерское и вагинальное исследования | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Ухаживать за молочными железами у рожениц, прикладывать новорожденного к груди | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Применять методику внутреннего и наружного акушерского исследования, активную тактику ведения последового периода | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Ассистировать при абдоминальном родоразрешении | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Е | Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение | Магистратура и резидентура по направлению «Акушерство и гинекология». | 3,7,8 |
Конечные результаты обучения модуля «Гинекология»
Дескрипторы | Конечные результаты обучения | Компетенции | |
А | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Называет определение значения для будущей профессии предмета, целей и задач гинекологии | 1,3,6,8 |
Описывает возрастные периоды развития женщины, основные анатомические и функциональные изменения органов репродуктивной системы в возрастном аспекте. | 1,2,3,4,6 | ||
Называет взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции, физиологию и патологию менструальной функции женщины | 1,3,4,6,7 | ||
Называет методы и принципы лечения амбулаторных гинекологических больных. | 1,2,3,4,6,7 | ||
Объясняет роль санитарно-просветительной работы в снижении гинекологической заболеваемости. | 1,3,4,6,7 | ||
Называет и объясняет причины и алгоритм обследования бесплодной пары. Методы диагностики и лечения трубного и эндокринного бесплодия. Современные репродуктивные технологии в лечении бесплодия. | 1,2,3,4,5,6,7,8 | ||
Называет методы функциональной диагностики в гинекологии. | 3,4,7,8 | ||
Дает определение и классифицирует дисфункциональные маточные кровотечения. | 1,3,4,6,7 | ||
Объясняет этиологию и патогенез нейроэндокринных гинекологических синдромов (синдром поликистозных яичников, адреногенитальный синдром, предмен-струальный синдром, посткастрационный синдром, климактерический синдром. | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Называет принципы планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья женщин | 1,3,4,6,7 | ||
Интерпретирует лабораторные показатели при гинекологических патологии. | 1,3,4,6,7 | ||
В | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне | Собирает анамнез гинекологической больной. | 2,3,4,6,7 |
Выбирает объективные методы обследования гинекологических больных при конкретном состоянии и патологии. | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Диагностирует воспалительные заболевания женских половых органов септической этиологии | 1,2,3,4,6,7 | ||
Интерпретирует результаты дополнительных методов обследования (УЗИ, ГСГ, компьютерной томографии, ядерно–магнитной резонансной томографии), показателей лабораторных методов исследования (микроскопия мазка, результат гистологического исследования и т.п.) | 2,3,4,6,7 | ||
Устанавливает максимально доверительное отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками. | 1,3,4,6,7 | ||
Диагностирует заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП). Диагностирует венерические заболевания при профилактичесих осмотрах женщин | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Берет мазки на бактериоскопическое, бактериологическое, онкоцитологическое исследование содержимого влагалища. | 1,3,4,6,7,8 | ||
Проведет консультирование, определяет показания для проведения медикаментозного аборта | 1,3,4,6,7,8 | ||
Владеет навыками введения внутриматочных контрацептивов. | 1,3,4,6,7,8 | ||
Оформляет диагнозы согласно классификации МКБ 10 | 1,3,4,6,7,8 | ||
Проведет дифференциальную диагностику гинекологических заболеваний с острым аппендицитом, острым пиелонефритом и кишечной непроходимостью | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Интерпретирует результаты тестов функциональной диагностики, гистологического исследования соскоба биоптата эндометрия, рентгенологического исследования черепа и турецкого седла, результаты гормонального исследования | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
С | Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Составляет план обследования гинекологической больной с учетом клинической ситуаций и формулирует диагноз. | 1,2,3,4,6,7,8 |
Интерпретирует результаты исследований. | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Оценивает результатов гистологического исследования слизистой оболочки матки | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Формулирует собственные выводы в виде рекомендаций по обследованию, клинико-лабораторной и инструментальной диагностике, лечению. | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
D | Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений | Научно обрабатывает полученные данные результатов обследования, оформляет листы курации, учебные истории болезни и представляет их на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях. | 1,2,3,4,6,7,8 |
Передает студентам/ преподавателям/ экзаменаторам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной). | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. | |||
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Способен передавать студентам/ преподавателям/ экзаменаторам собственные выводы на основе полученных знаний по основным закономерностям при патологии женских половых органов, клиники, диагностики в зависимости от условий его существования и конечного приспособительного результата. | 1,2,3,4,6,7,8 | |
Владеет навыками создать алгоритмы обследования и лечения гинекологических больных. | 1,2,3,4,6,7,8 | ||
Е | Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение) | Магистратура и резидентура по направлению: «Акушерство и гинекология». | 3,7,8 |
Краткое содержание дисциплины
Акушерство и гинекология - один из основных разделов врачебной специальности, целью которого является изучение физиологических и патологические процессов, связанных с зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом, а также половой системы женщины в различные периоды жизни.
Тематический план лекций по дисциплине/модулю «Акушерство»:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Часы | Компетентность |
1. | Регионализация перинатальной помощи в РК. | обзорные | 1,3,4,6,7,8 | |
2. | Навыки консультирования в акушерско-гинекологической практике. | проблемные | 1,3,4,5,6,7,8 | |
3. | Трудности при грудном вскармливании. | проблемные | 1,3,4,5,6,7,8 | |
4. | Акушерские кровотечения. Этиология, патогенез, диагностика. | проблемные | 1,2,3,4,5,6,7,8 | |
5. | Акушерские кровотечения. Оказание неотложной помощи. | проблемные | 1,2,3,4,5,6,7,8 | |
6. | Гипертензивные состояния у беременных. Оказание неотложной помощи. | проблемные | 1,2,3,4,5,6,7,8 | |
Итого: |
Тематический план лекций по дисциплине/модулю «Гинекология»:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Часы | Компетентность |
1. | Бактериальный вагиноз. Клиника, диагностика, лечение. | проблемные | 1,3,4,7,8 | |
2. | Дисфункциональные маточные кровотечения в репродуктивном и перименопаузальном периоде. | проблемные | 1,2,3,4,6,7,8 | |
3. | Климактерический синдром. Клиника, диагностика, лечение. | проблемные | 1,2,3,4,6,7,8 | |
4. | Эндометриоз. Этиология, патогенез, методы диагностики. | проблемные | 1,2,3,4,6,7,8 | |
5. | Эндометриоз. Методы лечения. | проблемные | 1,2,3,4,6,7,8 | |
6. | Гиперплазия эндометрия. Клиника, диагностика, лечение. | обзорные | 1,2,3,4,6,7,8 | |
Итого: |
Тематический план практических занятий по дисциплине/модулю «Акушерство»:
№ | Наименование темы | Форма проведения практическо-го занятия | Продолжительность |
Организационные принципы работы АПО и/или ПМСП стационара. Основные формы учетно-отчетной документации Основные показатели деятельности акушерско-гинекологических отделений поликлиник, стационара. Регионализация перинатальной помощи в РК. Основы конфиденциального аудита. | практическое занятие | ||
Диспансеризация беременных женщин. Антенатальный уход. Диспансеризация гинекологических больных. Профилактические осмотры. Методы и принципы лечения амбулаторных больных. | |||
Грудное вскармливание. 10 основных принципов грудного вскармливания. Подготовка к грудному вскармливанию в условиях женской консультации. | практическое занятие | ||
Физиологические роды. Ведение физиологических родов. Биомеханизм родов при затылочных предлежаниях. Партограмма. | практическое занятие; симуляционные методы в УКЦ | ||
Роды при разгибательных предлежаниях головки. Разгибательные предлежания: переднеголовное, лобное, лицевое. Диагностика. Биомеханизм и ведение родов при различных видах разгибательных предлежаний. Осложнения во время родов и их прогноз в зависимости от степени разгибания. Акушерская тактика. Методы родоразрешения. | практическое занятие | ||
Тазовое предлежание. Классификация, диагностика, течение и ведение беременности. Биомеханизм родов при тазовом предлежании. Клиническое течение и ведение родов при тазовом предлежании (пособие по Цовьянову, классическое ручное пособие, экстракция плода за тазовый конец). Возможные осложнения для плода и новорожденного. Показания к операции кесарева сечения. Операции, исправляющие предлежание плода. | практическое занятие | ||
Клинически узкий таз. Методы диагностики клинического узкого таза. Определение показаний для оперативного родоразрешения. Обструктивные роды. | практическое занятие | ||
Беременность и роды при крупном плоде. Принципы, диагностика, течение и ведение беременности. Ведение родов. Исходы для матери и плода. Ведение родов. | практическое занятие | ||
Родовой травматизм матери. Разрывы влагалища, шейки матки, промежности. Клиническая картина, диагностика, лечение. Методы ушивания разрывов, ликвидация гематом. Клиника, диагностика и оказание неотложной помощи при разрыве матки. Рубец на матке, особенности ведения беременности родов и послеродового периода. Ведение родов через естественные родовые пути у женщин с рубцом на матке. Выворот матки, причины и неотложная помощь. Разрыв лонного сочленения, диагностика, тактика врача. Профилактика родового травматизма. | практическое занятие | ||
Неправильное положение плода. Течение и ведение беременности и родов при неправильных положениях плода. Осложнения. Показания для оперативного родоразрешения. Операции, исправляющие положения плода. | практическое занятие | ||
Неудовлетворительный прогресс в родах. Диагностика. Тактика врача. | практическое занятие | ||
Дородовое излитие околоплодных вод. Тактика врача в зависимости от срока беременности. | практическое занятие | ||
Акушерские кровотечения. Оказание неотложной помощи при преждевременной отслойке нормально расположенной плаценты, предлежание плаценты, аномалии прикрепления плаценты (плотное прикрепление, приращение плаценты), послеродовых кровотечениях. | практическое занятие | ||
Геморрагический шок. Принципы восполнения кровопотери. Гемотрансфузия. Современные технологии в остановке маточных кровотечений. Диагностика и тактика при геморрагическом шоке. | практическое занятие | ||
ДВС-синдром: диагностика, лечение. Эмболия околоплодными водами: клиника, диагностика, неотложная помощь. | практическое занятие | ||
Угрожающие состояния плода. Причины. Диагностика. Оказание неотложной помощи. | практическое занятие | ||
Асфиксия и родовая травма новорожденных. Диагностика. Оказание неотложной помощи. Реанимация доношенных и недоношенных новорожденных. Интенсивная терапия в раннем неонатальном периоде. | практическое занятие | ||
Родоразрешающие операции. Кесарево сечение. Акушерские щипцы. Вакуум экстракция плода. Плодоразрушающие операции. Показания, противопоказания, обезболивание, условия проведения, техника проведения, осложнения. | практическое занятие | ||
Рвота беременных. Диагностика принципы терапии. | практическое занятие | ||
Диагностика и ведение беременных с гипертензивными состояниями. | практическое занятие | ||
Эклампсия. HEIP-синдром. Современные методы диагностики и лечения. | практическое занятие | ||
Ведение беременности и родов при экстрагенитальных заболеваниях (заболевания ССС, почек, печени, туберкулез, эндокринные заболевания, острые инфекционные и хирургические заболевания). Особенности диагностики. Принципы терапии. Выбор метода и срока родоразрешения. | практическое занятие | ||
СПИД/ВИЧ и беременность. Пути передачи инфекции. Принципы диагностики и лечения. Ведение беременных при наличии СПИДа. | практическое занятие | ||
Невынашивание беременности. Клиника, диагностика, лечение. Оказание неотложной помощи. | практическое занятие | ||
Преждевременные роды. Причина, клиника, современные принципы терапии. Особенности ведения преждевременных родов. | практическое занятие | ||
Диагностика и алгоритм ведения при переношенной беременности. Многоплодная беременность. | практическое занятие | ||
Задержка внутриутробного развития плода. Особенности ведения беременности. | практическое занятие | ||
Методы прерывания беременности в ранних и поздних сроках. | |||
Ведение физиологического послеродового периода. Грудное вскармливание. | практическое занятие; симуляционные методы в УКЦ | ||
Диагностика и алгоритм действия при послеродовых септических заболеваниях. | практическое занятия | ||
Ведение здоровых новорожденных. | практическое занятия | ||
Принципы диагностики и тактика врача при асфиксий и травмах новорожденных. | практическое занятие | ||
Диагностика и тактика врача при гемолитической болезни плода и новорожденного. | практическое занятие | ||
Диагностика и тактика врача при гнойно- септических заболеваниях новорожденных. | практическое занятие | ||
Итого: |
Тематический план практических занятий по дисциплине/модулю «Гинекология»:
№ | Наименование темы | Форма проведения практическо-го занятия | Продолжительность |
1. | Диспансеризация гинекологических больных. Профилактические осмотры. Методы и принципы лечения амбулаторных больных. | Практическое занятия | |
2. | Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи. | Практическое занятия | |
3. | Воспалительные заболевания женских половых органов. Клиника. Диагностика. Лечение. Показания к хирургическому лечению. | Практическое занятия. Симуляционные методы в УКЦ | |
4. | Показания и принципы использования физиотерапевтических методов при лечении гинекологических заболеваниях. | Практическое занятия | |
5. | Алгоритм и методы обследования для определения причин бесплодного брака. Современные репродуктивные технологии в лечении бесплодия. | Практическое занятия | |
6. | Диагностика и принципы лечения внебольничного аборта. | Практическое занятия | |
7. | Дифференциальная диагностика при остром животе. Внематочная беременность. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Консервативное, хирургическое лечение (тубэктомия, реконструктивно-пластические). | Практическое занятия. Симуляционные методы в УКЦ | |
8. | Репродуктивное здоровье. Планирование семьи. Международные и национальные правовые документы в области репродуктивных прав и охраны репродуктивного здоровья. Роль охраны репродуктивного здоровья в снижении материнской и перинатальной смертности. | Практическое занятия | |
9. | Современные методы контрацепции, классификация. Медицинские критерии приемлемости методов контрацепции и практические рекомендации по их применению (ВОЗ). Естественные методы планирования семьи и методы лактационной аменореи. Заболевания, передаваемые половым путем. Профилактика инфекций в службе планирования семьи. Контрацепция в различных возрастных группах, у женщин после аборта, после родов, у женщин высокой группы риска. | Практическое занятия. Симуляционные методы в УКЦ | |
10. | Медикаментозный аборт.Показания. Условия. Консультирование. | Практическое занятия | |
11. | Аменорея. Классификация, клиника, диагностика, лечение. Аменорея и гипоменструальный синдром. Методы стимуляции овуляции. Значение генетических нарушений в происхождении первичной аменореи. Аменорея центрального и периферического генеза. | Практическое занятия | |
12. | Дисфункциональные маточные кровотечения. Классификация, клиника, диагностика, лечение. | Практическое занятия | |
13. | Нейроэндокринные гинекологические синдромы. Этиопатогенез, клиника, диагностика, современные методы лечения и тактика ведения. | Практическое занятия | |
Итого: |
Время консультаций: с 10:00 по 12:00
Консультации проводятся еженедельно по субботам с 10:00, до 12:00
Время рубежного контроля: в 11 семестре на 18, 37 практических занятиях и на 18, 35 практических занятиях в 12 семестре, в 14 семестре на 33 и 61 практическом занятии.
Модуль «Акушерство»
Время рубежного контроля: 17.00
На 11 семестр
Специальность | Курс/поток/группа | Дисциплина | Неделя/дата | Время |
051301 – Общая медицина | 6 курс/ 601, 602 | «Акушерство» | 14 неделя-06.12.13 18 неделя-03.01.13 | 17.00 17.00 |
051301 – Общая медицина | 6 курс/ 603 | «Акушерство» | 6 неделя-10.10.13 10 неделя-07.11.13 | 17.00 17.00 |
051301 – Общая медицина | 6 курс/ 604 | «Акушерство» | 10 неделя-07.11.13 14 неделя-05.12.13 | 17.00 17.00 |
051301 – Общая медицина | 6 курс/ 605, 606 | «Акушерство» | 4 неделя-25.09.13 12 неделя-19.12.13 | 17.00 17.00 |
На 12 семестр
Специальность | Курс/поток/группа | Дисциплина | Неделя/дата | Время |
051301 – Общая медицина | 6 курс/ 601, 602 | «Акушерство» | 4 неделя-19.02.14 17 неделя-20.05.14 | 17.00 17.00 |
051301 – Общая медицина | 6 курс/ 603, 604 | «Акушерство» | 12 неделя-16.04.14 15 неделя-09.05.14 | 17.00 17.00 |
051301 – Общая медицина | 6 курс/ 605, 606 | «Акушерство» | 8 неделя-19.03.14 16 неделя-14.05.14 | 17.00 17.00 |
Время итогового контроля: по расписанию учебной части.
Модуль «Гинекология»
Время рубежного контроля: 17.00
На 14 семестр
Специальность | Курс/поток/группа | Дисциплина | Неделя/дата | Время |
051301 – Общая медицина | 7 курс/ 701 | «Акушерство и гинекология» | 9 неделя-27.03.14 15 неделя-07.05.14 | 17.00 |
051301 – Общая медицина | 7 курс/ 702 | «Акушерство и гинекология» | 13 неделя-21.04.14 18 неделя-30.05.14 | 17.00 |
Время итогового контроля: по расписанию учебной части.